глава72 Жемчужина серебряного века. Шаляпин

Татьяна Минаева-Антонова
      на фото: Алексей Толстой,Максим Горький и Федор Шаляпин


      В  Риме  они  встречаются  с  Федором  Шаляпиным.
      - Природа  щедро  наградила  вас, Федор  Иванович,- восхищается  Зинаида, принимая  его  на  вилле.
      - Зато  меня  дважды  в  жизни  разоряли: сначала  большевики, а  потом  и  капиталисты,- смеется  громко  Шаляпин.
      - На  большевицкой  почве  Шаляпины  больше  не  рождаются. Нас  всех  большевики  разорили…
      - И  даже  вас?
      - Мне  отец  оставил  прилично,- равнодушно  говорит  Дмитрий,- около  100 тысяч  рублей, разделив  свое  состояние  между  всеми  детьми.
      - Тогда  это  были  большие  деньги…
      - Я  хотел  перевести их в  зарубежный  банк, но  Философов  своими  рассуждениями  о  патриотизме  не  позволил  это  сделать. Потом  была  Февральская  революция, и  все  деньги  улетучились…
      - Как  вам  работается  на  французской  сцене?- спрашивает  гостя  Зинаида.
      - Французы  привыкли  работать  сдержанно  и  хладнокровно, а  мы  всю  душу  вкладываем  в  творчество  и  заразили  их, передали  им  свой  энтузиазм.
      - Скучаете  по  России?
      - Еще  как! Иногда  мне  кажется, что  я  репетирую  в  Москве, говорю  по-русски  с  артистами, потом  замечаю, что  они  улыбаются  странно. Мне  очень  не  хватает  России. Эти  заграничные  триумфы  доставляют  мне  мало  удовлетворения. Человеку  необходима  родная  почва!
      - Вы  бы  хотели  в  Москву  поехать?
      - Конечно, но  там, говорят  надо  политикой  заниматься. А  какой  я  политик?!
      - Я  слышала, что  вы  не  только  артист, но  и  талантливый  рассказчик, умеете  в  человеческом  характере  отметить  мельчайшие  черточки. Теперь  сама  в  этом  убеждаюсь, поражаюсь  вашей  сочностью  и  образностью  речи.
      - Что  вы, Зинаида  Николаевна! Где  мне  сравнится  с  вами  литераторами!
      Шаляпин  не  может  долго  усидеть  в  кресле, он  вскакивает  и  ходит  по  комнате, жестикулируя  при  разговоре.
      - Вы  не  только  в  пении  достигли  больших  высот,- восхищается  Зинаида,- ведь  всем  известно  ваше  влияние  на  новый  русский  балет, они  переняли  ваши  позы  и  движения  на  сцене.
      - Я  это  знаю…. Ну, пора  и  прощаться. Приходите  к  нам  на  ужин, вместе  посидеть, поболтать  и  выпить  стакан  вина.
      - Спасибо, обязательно  придем.

      Апрель  1938 года…. Умирает  Шаляпин, весть  об  этом  мгновенно  разлетается  по  миру.
      - Какое  горе! С  ним  умерла  надежда  эмиграции,- сокрушается  Зинаида.
      - Рано  или  поздно  новые  русские  поколения,- говорит  Адамович,- спросят  себя: что  они  там  делали, на  чужой  земле, эти  люди, покинувшие  после  революции  родину  и  отказавшиеся  вернуться  домой,- неужели  только  жили-поживали, тосковали, вспоминали, ждали  лучших  дней, заботились  о  хлебе  насущном? Шаляпин  делал  более  счастливыми  всех, кто  слушал  его. В  нем  мы  видели  то, чего  в  нас  нет, но  могло  бы  быть.
     - Рассказывали  такой  случай, что  старичок  на  его  концерте  произнес, что  можно  спокойно  умереть, раз  он  еще  раз  слышал  голос  Шаляпина.
     - Французы  ясно  видели, что  русские  здесь  не  на  последнем  месте, когда  слушали  Шаляпина.
     - Да, он  40 лет  властвовал  на  сцене,- подчеркивает  Алданов,- и  четверть  века  в  эмиграции!
     В  дом  №22  по  авеню  дЭйло, принадлежащий Шаляпину,  Мережковские  приходят  с  выражением  соболезнования  и  расписываются  на  листах, лежащих  на  столике. Они  проходят  в  зал, где  в  углу  под  образами  лежит  во  фраке  Шаляпин  среди  множества  букетов  сирени. Хрустальная  люстра  под  потолком  затянута  черным  крепом.
     - Смотри, сколько  орденов  на  подушечке,- шепчет  Зинаида  Дмитрию.
     - Его  карьера  началась  в  Божьем  храме,- звучит  голос  Евлогия.- Он  пел  в  хоре  и  оттуда  вынес  любовь  к  церкви, к  церковной  службе. Помолимся  за  упокой  его  души. Пусть  его  душа  найдет  вечный  покой.
     В  Александро-Невском  соборе  на улице  Дарю митрополит  Евлогий  отпевает  великого  артиста. Церковь  переполнена, впускают  только по  специальным  билетам, и  Зинаида  с  трудом  находит  безопасное  место. Поет  большой  митрополичий хор  Афонского  торжественно  и  вдохновенно.
     - Здесь  сегодня  весь  театральный, литературный  и  политический  русский  Париж,- шепчет  Зинаида  Дмитрию.
     - Он  лежит  бледный  и  худой,- печально  качает  головой  Тэффи,- Длинный, с  вдохновенно-страдальческим  лицом, точно  в  облике  лучшей  и  благороднейшей  своей  роли – Рыцаря  Ламанчского. Гениальный  уход!
     - Должны  приехать  дочь  Ирина  из  Москвы  и  сын  Борис  из  Нью-Йорка.
     После  церкви  процессия  направляется  к  зданию  «Оперы», где  во  дворе    хор  «Русской  оперы»  в  глубокой  тишине, стоя на ступеньках,  трижды  исполняет  «Вечную  память».
     Затем  процессия  направляется  к  месту  вечного  упокоения  на  кладбище  «Батиньоль», где  приготовлена  зацементированная  могила.
     - Сколько  людей  прощается  с  Федором  Ивановичем! Я  еще  не  видела  такого  скопления!
     Гроб  покрыт  темно-красным  бархатным  покрывалом  с  золотой  вышивкой  и  бахромой.
     - Говорят, что, когда  Шаляпин  увидел  это  отреставрированное  покрывало, то  сказал: «Вот  бы  было  им  покрыть  мой  гроб!»  Потом  оно  будет  пожертвовано  в  церковь.
     - Место  для  погребения  выбрал  сам  Шаляпин.
     Париж  прощается  с  великим  артистом.