61. В. И. Агошков. Школьный стан. Мать

Василий Иванович Агошков
61. В.И.Агошков. Школьный стан.


Мать.
Анфиса Егоровна АГОШКОВА.
 
 
Фото:
На этом снимке изображены:
я, сестра Нина с куклой и мама. Нина родилась в 1949 году, следовательно, фото сделано где-то в на-чале 50-х годов ХХ века.
Брат Николай появился на свет в мае 1951 года, а его здесь нет.
Видимо, мне лет 5…
 

 
Моя мать родилась в 1917г. В семье как-то не принято было широко отмечать дни рождений ни родителей, ни нас, детей. А вести какую-либо летопись и родословную – тем более. Хватало каждодневных забот по дому и хозяйству.

Огород копали, сажали и убирали – вручную.
Колхозной лошади рабочему «Вагонного депо» вначале не полагалось, а потом и сотки отрезали по самое некуда.

Но почва была удобрена, ухожена так, что давала отменные урожаи. Конечно, основная забота по дому и огороду ложилась на мать.

Однако родители за хозяйством не забывали и о душе. Мать никогда не произносила слова типа «чёрт». В семье не принято было тем более матюкаться. Это редко позволял себе отец, приходя с гуляний.

Я помню, как мы, дети, окружали дом на Троицу берёзовыми ветками, накашивали на пол пахнувшую природой траву. Потом ходили всей деревней в Станово-Колодезьскую рощу на гуляния.

Причём шли почему-то не дорогой, а лугами и полями, что придавало празднику дополнительный колорит. Я и сейчас при виде издалека этой рощи испытываю благоговение.

Была раньше особая связь природы и человека. Потом с приходом атеизма было порушено не только православие, но и языческое, трепетное отношение людей к окружающему миру.

И мама являла собой связь между прошлым миром и настоящим. Она родилась в селе Луплено, рядом с церковью. Но в ней были живы и народные представления о природе и мире. И об этом говорило даже её имя – Анфиса.

Она была единственной женщиной во всей округе с этим именем. Уже взрослыми смотрели мы фильм про сибирскую Анфису. Моя поэтическая натура создавала в образе Анфисы полубожественное существо.

Безусловно, мать у всех людей любима и хранима. Но, когда меня называли – Васька Анфисин, я не обижался, а наоборот, испытывал определённую гордость.

У моей матери – тяжёлая судьба, как и у многих родственников,  попавших в жернова «раскулачивания» и военных лет.

В 17-18 лет умирает, простудившись, жених; почти в «медовый месяц» отца увезли органы НКВД на два месяца и два дня как «подкулачника». В начале войны отца забрали на фронт, а мать посадили в сырой и холодный подвал на двое суток за то, что она не вышла чистить дорогу.

Две крошки-дочки от скарлатины скончались. Слава Богу, отец пришёл с войны живой и здоровый. Появились на свет – я, сестра Нина, брат Николай.

Брат заболел пороком сердца и в 10 лет ушёл на тот свет.
Да, многое пережило старшее поколение.

Нам, детям, было проще, хотя внукам вновь несладко. Только недавно установил, что мама по рождению не Верижникова, а Грибакина. Её отец, а мой дед, Егор, рано скончался, и детей – мою мать и её брата Ивана Егоровича, – удочерил и усыновил Николай Верижников.

Появившиеся потом сёстры – Евдокия, Лидия, Раиса носят отчество – Николаевны. Мы с матерью несколько раз ездили в Москву. Помню улицу с очень крутым спуском, и я волновался, видя, как вниз с горки на санках, навстречу машинам, "скачут" мальчишки.

Кем нам доводились эти родственники, не знаю. Ничего не ведаю и о сёстрах отца. Сын за отца не отвечает! – говорил вождь. Вот и разделили людей, чтобы властвовать. Но мы должны вновь собраться вместе, чтобы почувствовать себя единым народом, единой Россией!

*