Хиппи. Волки в овечьих шкурах

Евгений Садков
 Современное позиционирование себя к Движению, думаю, весьма чревато. Даже во времена Советов отношение к неформалам было менее жесткое. Винтили чаще центровых, но выборочно. Это было связано в первую очередь с происхождением. В основном Движение питала среда зажиточных чиновников. Их дети, видя всю нелепость жизни близким им людей, пополняли ряды отрицающие привычные ценности советской жизни. С другой стороны номенклатурные чиновники имели возможность выезда за границу. И везли оттуда отнюдь не программы дружеских компартий.

 Благодаря этому "окну" в совершенно иной мир эволюция Движения, несмотря на диаметрально противоположные политико-экономические формации Запада и Варшавского блока, шла почти параллельно. После значительного подъема произошел резкий спад численности Детей Цветов. Большинство приверженцев идей хиппизма заняли определенные социальные ниши, приготовленные им "папиками". Другие, впитав по полной все имеющиеся пороки, ушли в мир иной. Нынешние всплески на моду Детей Цветов, носят больше коммерческий характер.

 Иные духовные конформисты смекнули,что порой выгодно причислить себя к угасшему Движению. Воспоминания о лихой, неформальной юности позволят занять удобную ступеньку в иерархической внутривидовой социальной группе себе подобных. А при благоприятном раскладе внешних факторов и "засветиться" в миру. Именно такую позицию я вижу у популярного среди современных неформалов игумена Сергия.

 Легко обосновать это утверждение. Батюшка проповедует в специфической среде. Он миссионерствует среди байкеров и рокеров, готов и панков. Надо же и эти группы охватить идеями христианства и миролюбия. Подкупает  утверждение Юрия Иосифовича, ребята, я тоже из вашей, бунтарской среды. В юности он увлекался идеями Движения.

 Несоответствие внешнего мира и воспринятых тобой идей показывает духовную стойкость личности. Два ровесника, принятые Движением, развивались в одинаковой среде. Где превалировали идеи миролюбия и терпения к внешней агрессии. Где показывали пример отношения между людьми. Да, известный Сталкер, Александр Подберезский, ровесник игумена Сергия. Большинству он стал известен после написания "Манифеста".

 Я уже не раз обращался к этому документу. Сейчас хочется выделить детали, связывающие Сталкера и Рыбко. Именно в контексте современности, которая и погубила одного из них, а второму открыла новые двери. Речь идет об отступлении от привычного мейнстрима.

 Думаю, не все,даже сами Дети Цветов, знакомы с "Манифестом". Поэтому, если позволите, приведу некоторые высказывания из работы Сталкера.

 "Все знают, что знак Системы — пацифик. Все знают, что хиппи — за мир. Но хиппи и пацифисты, как нам кажется, понятия лишь частично совмещающиеся, но не совпадающие полностью. Если понимать под пацифизмом полный отказ от всякого насилия, то такой пацифизм не имеет ничего общего с нашим идеалом. Как сказал один из нас: "Даже роза имеет тенденцию защищаться" (но не нападать). И сколь очаровательно выглядит нередкая картинка на тусовке, когда урла бьет одного, а толпа системных разбегаются, потому что... нет-нет, не потому, что они трусы. Системные разбегаются по высоким идейным соображениям: они пацифисты, они против насилия."

 Сталкер видел, что государственная Система вольно или невольно создала механизм противодействия Движению. Именно в год написания "Манифеста" происходит эволюционирование. Появляются панки и металлисты, носители более жесткого отпора "урле" и "гопникам". Сам Сталкер не сумел преодолеть наметившегося противоречия. Через шесть лет, уже в другом государстве он добровольно уходит из жизни. Призыв к насилию заканчивается насилием над собой.

 А вот его современник благополучно пережил смутные времена. А вот о его нынешних убеждениях мы узнаем не только с рок-концертов, но и из громких заявлений, связанных с текущей ситуацией в стране.

 В конце нынешнего августа Юрий Иосифович пишет открытое письмо сэру Маккартни. Кто из Детей Цветов не хотел послать весточку своему кумиру? Это же воплощение мира и любви между народами разных континентов. Но не все так просто, а в большей степени продиктовано скандальной акции в Храме Христа Спасителя. Письмо в полной мере показывает трансформацию мировоззрения бывшего барабанщика рок-группы и участника движения хиппи, как сам себя охарактеризовал Юрий Иосифович. Явное отступление от привычного мейнстрима.

 Не знаю, пересмотрел ли сэр Пол после письма свои взгляды, а вот игумен пошел и дальше. Да так, что пришлось МВД РФ проверять отдельные его высказывания на наличие в них экстремистских призывов. Но даже органы правопорядка не остудили возмущения батюшки современными реалиями.

 "Священное писание повелевает побивать камнями всех этих ребят нетрадиционной ориентации. Пока эта шваль с российской земли не уберется, я полностью разделяю взгляды тех, кто пытается от нее очистить нашу родину. Если этого не делает государство, это будет делать народ".

 Вот такую "христианскую" толерантность демонстрируют нам отдельные священнослужители и участники движения хиппи. Современность, да жесткая, грязная, разделяющая на враждующие социальные группы, исказила юношеские идеи. Заставила прогнуться под изменившийся мир. И они застыли, ловя ушами ожидаемые слова сверху: "Прогиб засчитан."  Изменится ситуация и подобные будут вести себя соответственно. Мимикрируя и принимая нужные позы.

 В нынешней ситуации разделяющим идеи хиппизма несомненно ближе деяния Павла Анатольевича Адельгейма и частично Андрея Вячеславовича Кураева. Хотя кому в бесстыдный век может быть вера?