Игорь Горбачев - 85

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

20 октября 1927 - 19 февраля 2003

Герой Социалистического Труда (23.06.1987)

Заслуженный артист РСФСР (1962). Народный артист РСФСР (1968). Народный артист СССР (1972). Заслуженный деятель культуры Польши (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Стаиславского (1973, за театральную работу.

Орден Ленина (1987), Орден Октябрьской революции (1971), Орден Дружбы народов (1977), Орден Трудового Красного Знамени (1982) — к 225-летию театра Драмы имени А.С. Пушкина, Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «Ветеран труда».

Студент-философ, после самодеятельного спектакля ставший лучшим Хлестаковым страны, силком и нарасхват был «выдран» из науки в мир театра и кино. Причем, этот мир не прогадал. Но и философская жилка даётся недаром: его герои радкостно интеллектуальны (Огнев – «Укрощение огня», Якушев – «Операция «Трест»»).

У Горбачева взгляд мыслителя, достигшего мудрости, что и не позволило ему в старости плясать на опрокинутых идеалах молодости, охаивая своё и наше вчера.

В отличие не только от коллег, но и более политизированных однофамильцев, этот Горбачев сберегал и сохранял старое наследие. Он клеймил карьеристов и изменников (Хлестаков – «Ревизор» 1952, Галушкин – «Безумный день» 1956, Туркин – «В городе С» 1966, Остап Бендер – фильм-спектакль «12 стульев» 1966, Чичиков – «Мертвые души» 1968) и славил великодушие, созидательность, любовь...

Позволю себе пару слов о его Бендере-предтече из забытого телеспектакля. Игорь Горбачев, вообще, как актер, имеет безграничный диапазон, и здесь он изобразил самого мыслительного, печального и усталого Бендера, который вои таланты задавил, пустив в узенькое русло "неуголовного криминала" ради зыбкой и утилитарно-меркантильной мечты. То есть философ вынужденно носит маску циника (и даже, если ввиду неких осбтоятельств, это его не оправдывает, так и актер не оправдывает своего героя).

Великий человек, художник и педагог, Игорь Олеговичон героически нёс свою планиду, до последних дней надрывал больное сердце при подъёме на 5-й этаж. А этаж-то оказался много выше – Актер достиг вершины, за которой вечность.

Вот с благодарностью туговато. Но это, будем надеяться, как раз временно.


Из биографии («Кино-Театр.Ру»)

Учился на философском факультете Ленинградского университета. Занял первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, исполнив роль Хлестакова в спектакле "Ревизор" (через несколько лет был приглашён на эту же роль в кино).

В 1950 году окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского и в 1952 году был принят в труппу Большого драматического театра имени Горького. С 1954 года — актёр, в 1975-1991 годах — художественный руководитель Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина.

Похоронен актёр 23 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.


Лучшие роли: матрос Швандя («Любовь Яровая» 1953), конформист Морозов («Всё остаётся людям» 1963), полковник ОБХСС («2 билета на дневной сеанс» 1966), Сент-Экзюпери (фильм-спектакль «Жизнь Сент-Экзюпери» 1972), полковник Николаев («Круг» 172), генерал Агеев («Свеаборг» 1972), Никита Панин («Емельян Пугачев» 1978), Зарубин («Активная зона» 1979), штаб-ротмистр Чегенев («Под липой» 1979), Кочнев («Старые долги» 1979), председатель суда («Синдикат-2» 1980), Ремез (ф\с «Предел возможного 1981), Заботенко («За синими ночами» 1983), канцлер («Чокан Валиханов» 1983), Боткин («Берег его жизни» 1984), адвокат Богарт («2 версии одного столкновения» 1984), Михаил Михайлович («Прохиндиада, или Бег на месте» 1984), Александдр III («Серебряные струны» 1987), Зволянский («Раскол» 1993), Бодростин («На ножах» 1998) и др.