49. В. И. Агошков. Школьный стан. В. П. Цуканов-12

Василий Иванович Агошков
49. В.И.Агошков. Школьный стан.

В.П. Цуканов,

часть-12

Находясь в СГВ, мне впервые – и с пользой – пришлось приобщиться к задачам, выполняемым ракетно-техническими частями РВиА. Хорошо помню проводимые мной контрольные занятия по управлению ракетными ударами и огнём артилеррии дивизии, которые были очень поучительными.

А в 1990г такое занятие было организовано на полигоне в Борно-Сулиново с артиллерией 6-ой мсд, где комдивом был п-к Булгаков Владимир Василье-вич, будущий зам. главкома СВ. Здесь я ещё раз убедился в том, что в каждом деле надо быть высоким профессионалом, а не безвластным менеджером-статистиком. Спонтанные решения общевойсковых командиров, основанные только на волевых качествах, без знания артиллерии, ни к чему хорошему не приводят.

256 артиллерийских стволов и установок в дивизии – это сила, с которой можно организовать и дальнее поражение колонн, и контрбатарейную борьбу, и комплексировать средства разведки и поражения. До сих пор в практике подготовки войск, по разным причинам, не всегда показывается настоящий сценарий боя, а разыгрываются лишь его отдельные акты, где главным действом на сцене порой является разлагающая войска показуха, которая, кроме вреда, ничего не приносит.

В 1991г вместе со штабом организовывали вывод на территорию России ракетных войск и спецбоеприпасов. На этом моя служба в Польше закончилась.

Предложили пойти учиться в ВАГШ, но мне помешали семейные обстоятельства. Мать оставалась в Батуми, в Грузии начались события, в Москву забрать её с собой я не мог, а бросить тоже. В 1991г я был назначен на должность начштаба-первый зам. начальника РВиА Приволжского военного округа в г.Самару.

Начальником РВиА округа был замечательный, воспитанный генерал Иванов Юрий Александрович, начальником штаба – Левшин Виктор Иванович, который перед моим назначением поступил в ВАГШ. Поселились в гостинице КЭЧ, на военной кафедре сложили вещи. Стала проблема, как и куда перевезти мать из Закавказья?! Сняли 2-комнатную квартиру, и в 1992г, продав все вещи и мебель в Батуми, по морю на «Комете» до Сочи, а далее самолётом в Самару. З

десь мне было значительно легче в службе, т.к. я имел достаточный опыт. С Юрием Александровичем, к сожалению, работали недолго, в 2002г он скоропостижно умер, сказалась семейная неустроенность.

В 1993г мы получили 4-комнатную квартиру и были безмерно рады. 45-летие и Новый 1994г я отмечал в собственной квартире, в полном семейном сборе. К этому времени начальником прибыл из Закавказья полковник Панфилов Николай Николаевич, спокойный, умеющий много трудиться, любил семью и рыбалку.

Школу РВиА ПУрВО в своё время прошли генералы: Захаров В., Плышевский Б.А. до 1982 г.; с 1982г – Крюков В.Г., с 1983г – Ермоленко. В штабе вместо привычных кабинетов я сделал пункт управления по руководству войсками с учётом работы направленцев, как и положено по наставлению по службе оперативных штабов. Разработали образцовые и приближенные к реальным задачам документы, подготовили заглубленный ПУ с электронными табло. Служба стала по-боевому интересной.

Командующим войсками ПУрВО был генерал-полковник Сергеев Анатолий Ипатович, прибывший вместо г.-п. Макашёва. Исключительно порядочный человек и образованный общевойсковой генерал, под руководством которого мне приятно было служить и общаться вне службы.

 В течение 3-х лет мне в Москве не присваивали первичного генеральского звания, и Командующий дозвонился до Министра Обороны, до администрации Президента, и 12 июня 1994г мне присвоили звание генерал-майора, а жена стала генеральшей.

Затем в 2001 году округа опять объединили, и штатное звание сделали полковник. Не могу не вспомнить начальников штабов округа: генералов Майорова Л.С., Шпака Г.С., прекрасно знающих своё дело.

см.13.

(С) В.И.Агошков.