А есть ли у змеи жир?

Валентин Левин
С детства я не раз встречался со змеями.
Я рос на Дальнем Востоке, чуть более ста километров восточнее Владивостока, - в портовом городе Находка.

Город узкой прерывистой полосой лежал вокруг одноименной бухты.

К самым домам подходили дикие, буйно заросшие сопки.

В последующие годы их изрядно раскорчуют, взорвут и отодвинут - в черте города - от моря.

Но сначала город  жил в единстве всех природных стихий - Японского моря, приморского леса, и мира диких животных.

Впрочем, тигров во времена моего детства в окрестностях Находки уже не было - по крайней мере, в пешей доступности от города, никто их даже не поминал.  Но дикие кабаны нередко захаживали на огороды в долине реки Сучан, а в окружавших эту долину сопках паслись медведи на дикой малине.

И очень много тогда было змей.

Городские кварталы возникали, как оазисы в распадках между сопками.

Доверху поросшие лесом, сопки прижимали город к самому морю, вытянувшись многокилометровой извивающейся грядой.

От этой гряды к морю сбегали многочисленные отроги, обрывавшиеся к воде скалистыми утесами, - эти отроги рвали город на части, так что главная улица города, соединявшая их, проходила через несколько горных перевалов,- была буквально пробита в скалах. 

Змеи испокон веку жили на всех этих сопках и долго не могли свыкнуться с внезапным вторжением невесть откуда взявшегося человека.

Не сразу они осознали угрозу своему существованию.
Они наивно приползали к многоквартирным домам, с любопытством обследуя газоны и дворовые площадки.

Малыши, играющие в песочницах, не раз обнаруживали  живые толстые веревки и, воспринимали их как особые игрушки, которые вели себя, кстати, вполне безобидно, и только мамы, оцепенев от ужаса, почему-то впадали в транс...

Змеи часто обнаруживались в самых неожиданных местах, - то в общественном туалете, то в городском автобусе, то в кузове грузовика, а то и под подушками ребят в пригородных пионерских лагерях... Отдыхая в одном из таких лагерей, я сам видел,  как по утрам вожатые обходили детские комнаты и вытаскивали пригревшихся змей из под подушек спящих ребят...

Надо ли пояснять, любезный читатель, что самым частым наставлением, которое я слышал от родителей, выходя гулять, было: смотри не наступи на змею!

Надо ли пояснять, почему самым частым персонажем моих детских снов были... змеи!

Мое сознательное отношение к змеям претерпело знаменательную эволюцию.

Сначала я был пленником психоза, нагнетавшегося взрослыми, - змеи представлялись страшными и коварными врагами, которых надо уничтожать при каждом удобном случае.

И, хотя сам я ни разу не участвовал в оргиях змееубийства, которые устраивали то мальчишки, то взрослые, обнаружившие очередную змею, мною, поначалу, овладевало чувство солидарности с теми, кто уничтожал змей.

Сейчас я с сожалением и стыдом за человека вспоминаю сцены с истерзанными змеиными телами, извивающимися под градом палок и камней...

Несмотря на неоднократные слухи об укушенных людях, я за все время жизни в Находке видел только одного укушенного змеей.

Я был уже шестиклассником.
Всем классом нас вывезли за город на общегородские межшкольные соревнования по спортивному ориентированию.

Набегавшись по лесу, мы вернулись в палаточный лагерь, на отдых.

И тут, прямо у палатки, один парень - лет четырнадцати - руками поймал щитомордника - представителя очень распространенной в тех местах разновидности гадюки.

Присел на корточки и деловито вертит и разглядывает его.

Подхожу и вижу: у парня задрана штанина выше колена, а из коленки, тонкой струйкой, сбегает кровь.

- Что это у тебя? - спрашиваю.
- Да вот, меня этот змей укусил, - отвечает он.
- А... - отвечаю, - Надо бы кровь выдавливать.
- Да и так идет..., - спокойно ответил он, продолжая вертеть в руках и разглядывать  змею...

Подошли другие ребята. Молча почесали затылки. Вызвали медработника.
И разошлись, как будто ничего особенного не произошло...

Пережив несколько личных встреч и контактов со змеями, я пришел к осознанию их как разумных и чувственных созданий, которым свойственны все переживания, считающиеся у людей "сознательными" и "человеческими".

У змей плохое зрение и практически нет слуха, но они чрезвычайно чувствительны к теплу.
Приближение человека чувствуют по тепловому излучению тела и мгновенно выбирают один из трех вариантов поведения: либо стремительно уползают, либо замирают в неподвижности, маскируясь под ветки и другие окружающие предметы, либо, когда понимают, что их обнаружили и убежать трудно, свиваются в пружину и имитируют атаку, отчаянно прыгая в сторону человека, пытаясь его напугать...

Первый вариант - самый частый. Из-за этого многие люди, живя в змеином краю, знают о них лишь по наслышке.

Второй вариант поведения змея избирает, когда понимает, что  движение выдаст человеку её присутствие, а уползти не успеть.

Мне как-то обнаружил неподвижно лежащего щитомордника, на лесной тропинке, прямо у себя под ногами. Чудом заметил и не наступил. Я переступал через него туда и обратно - а он лежал, ничуть не шелохнувшись и изогнувшись так, словно это кривой корень от соседнего дерева вылез и обнажился из-под земли...
В конце концов, я сделал вид, что не заметил его и отошел за поворот тропы.
Когда вернулся через минуту на то же место, змеи уже не было.

В другой раз я, не заметив, прямо наступил на затаившуюся гадюку.

Это было не в далекие годы моего детства, а недавно, в августе 2008 года, - я приехал на месяц в родную Находку из Новосибирска и решил прогуляться по прибрежным сопкам.

Я шел по наезженной автомобилями грунтовой дороге, пересекавшей склон сопки, обращенный к морю.
Вертя головой во все стороны, любовался изумительными пейзажами.
С одной стороны  дороги шла чаща молодого дубняка, переплетенная диким виноградом.
С другой - поле, заросшее бурьяном, а вокруг - изумрудно-зеленые сопки, бегущие к просторному морю и обрывающиеся к воде скалистыми мысами...

Вдруг неведомая сила резко подбросила мою левую ногу и вывела меня из сказочно-мечтательного состояния. В шоке, я застыл на одной ноге, боясь поставить вторую на землю и глядя вслед толстой удирающей гадюке, чье тело быстро утонуло в придорожной траве...

Я мысленно поблагодарил змею, что она не укусила меня, лишь выдернула свое тело из под моей ноги и стремительно удалилась...

Этот случай вернул мое внимание на землю, - я вспомнил родительские назидания из далекого детства и дальше шел, осматривая дорогу...

А сейчас, на ПРОЗА.РУ я решил поделиться с читателями своими впечатлениями от встреч с загадочным для многих людей миром, сосуществующим  с человеком, - миром живых, разумных и чувственных существ, которым природа дала иной - не человеческий - облик, но которые наделены всеми человеческими качествами, - любят, ревнуют, переживают, боятся, понимают...

Я поведаю  о нескольких личных контактах с представителями таинственного мира змей.

(Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/28/2005 )