Оксана 76-77

Виктор Шель
76.
Наступили дни защиты дипломных проектов. В деканате составили расписание защиты и вывесили список членов приёмной комиссии. Задача этой комиссии была выслушать дипломанта, заставить дипломанта защищать свой проект, отвечая на вопросы по проекту, и оценить выполненную работу и её защиту. На место председателя комиссии пригласили известного в городе специалиста, работавшего в промышленности. Членами комиссии назначили преподавателей кафедры.
Дипломные проекты перед защитой должны быть подписаны руководителем проекта и прикреплённым преподавателем. Расписание было составлено так, чтобы хорошие студенты были распределены на разные дни защиты, чтобы не получилось так, что все плохие студенты будут защищать диплом в последний день. Лёне выпало защищать диплом в последний день, а Грише в самый первый.
Лёня пришёл в первый день послушать, как проводят защиту его приятели. Он взялся помочь Грише развесить чертежи. На защиту проекта каждому дипломанту отводилось двадцать минут. Сюда входило время на подготовку зала (развешивание чертежей), речь дипломанта и ответы на вопросы членов комиссии. Вопросы могли задавать все присутствующие, а не только члены комиссии. По расписанию Гриша защищал третьим. Первой должна была защищать Роза Полякова, красивая девушка, учившаяся на четвёрки. Розу поставили первой по тому, что она была бойкой девушкой, не боявшаяся публичных выступлений.
Ребята помогли Розе повесить чертежи. Все листы были тщательно вычерчены, чётко подписаны. Лёня залюбовался шрифтом подписей. В те времена не было компьютерной техники. Чертежи для дипломного проекта вычерчивали карандашом, потом наводили тушью. Карандаш стирали резинкой. По качеству оформления чертежей Розы можно было понять, что тушью наводила профессиональная копировщица. В те времена была такая профессия. Инженеры выполняли чертежи карандашом на листах плотной бумаги, называемой ватман. Копировщицы копировали тушью с ватмана на кальку. Потом с кальки можно было делать неограниченное количество копий на светочувствительной бумаге, которая называлась синькой из-за синего цвета копий. Лёня отметил про себя, что и ему следовало воспользоваться помощью копировщицы. Его надписи были не самыми лучшими.
Роза вышла к своим чертежам и оглянула зал. Дождавшись сигнала председателя комиссии, Роза приступила к рассказу о своём проекте. Рассказ был безупречным. Все положения проекта были изложены кратко и очень точно. При этом Роза говорила уверенно и чётко. Её глубокий ласковый женский голос затуманивал мозги и уводил в совсем не техническую область. Рассказ был закончен и председатель попросил задавать вопросы. Никто, даже члены комиссии не задавали вопросы. Тогда председатель сам задал вопрос, какой мощности был двигатель, для которого Роза делала расчёт динамики. Роза, не задумываясь, назвала цифру. Больше вопросов не было. Председатель объявил, что защита окончена и поздравил Розу с успешной защитой проекта.
Зал разразился аплодисментами. Ребята бросились менять чертежи. Следующий дипломант был не так успешен. Он мямлил на тему своего проекта, и после его выступления, несколько членов комиссии набросились на него со всякими вопросами, на которые он с трудом, иногда неправильно отвечал. Наконец председатель прервал вопросы и объявил, что защита окончена. Вялые аплодисменты прозвучали в поддержку дипломанта. Настала очередь Гриши. Гриша толково рассказал суть своего проекта и застыл в ожидании вопросов. Первый вопрос задал декан факультета. Вопрос был по использованной формуле в расчёте динамики. Декану показалось, что в формуле имеется ошибка. Он подробно пояснил, в чём он видит ошибку. Лёня смотрел на лицо Леонида Аристарховича, руководителя Гришиного проекта. По лицу любимого преподавателя Лёня понял, что удар направлен не на Гришу, а на Николаева. Гриша спокойно взял мел и на большой чёрной доске написал вывод уравнения, не говоря при этом ни слова. Потом повернулся к декану и спросил:
- Вам понятен вывод? Это ведь очень просто.
Леонид Аристархович облегчённо улыбнулся. Гриша его не подвёл. Дальнейшие вопросы Гриша отвечал легко и на подъёме. Председатель остановил вопросы, когда истекло время защиты. Зал аплодировал бурно. Не аплодировал только декан и несколько преподавателей.
По окончании рабочего дня комиссии объявили оценки. Роза и Гриша получили пятёрки. Никто не провалил защиту. Леонид Аристархович  вышел поздравить Гришу. Лёня не стал расспрашивать Николаева, почему декан усомнился в правильности формулы. Было и так ясно, что между Николаевым и деканом есть разногласия, и декану показалось, что он сможет поймать Николаева на том, что преподаватель, проверяя проект, пропустил ошибку в самой главной формуле. Напрасно старался. У Николаева таких просчётов не могло быть.

Настал день Лёниной защиты. На защиту из Пересыпи приехал Аркадий Львович Нимченко. Леонид Аристархович сел за стол комиссии. Оксана пришла в институт вместе с Роланом. Лёню охватило волнение, как у актёра перед выходом на сцену.
Гриша вызвался помогать с развешиванием чертежей. Он тихонько сказал Лёне на ухо:
- Крепись, старик. Тебе нечего терять кроме своих цепей. С Богом!
Установилась тишина. Председатель кивнул в знак того, что можно начинать. Как всегда в решительный момент, у Лёни из головы вылетели все присутствующие, все волнения. Лёня сосредоточился и начал рассказывать о проекте. Когда он окончил речь, наступила тишина. Проект был необычный, и все мучительно искали, где у Лёни слабое звено. Первый вопрос задал молодой преподаватель. Он интересовался возможностью внедрения проекта в жизнь. Лёня сказал, что материалы его проекта на заводе имеются, и если завод решит внедрять предложение, он Лёня сделает всё от него зависящее, чтобы проект увидел свет. Леонид Аристархович задал вопрос по проекту. Вопрос был поставлен так, чтобы Лёня мог на него красиво ответить. Лёня с благодарностью посмотрел на Николаева и ответил на поставленный вопрос со всей глубиной, демонстрируя комиссии свою эрудицию и знания. Его прервал председатель, сказав, что время истекло и защита окончена. Лёне аплодировали и зрители и комиссия.
В коридоре, куда вышел Лёня после защиты, к нему на шею бросился Ролан. Он улыбался во всё лицо. Оксана обняла Лёню сзади.
- Ты молодец, Лёня. Теперь ты инженер.
- Папа инженер. Ура!
Лёня посадил сына на плечи и так прошёл с ним по коридору. Навстречу шёл доцент Иваненко.
- Вы меня поразили, Шпильман. Оказывается, вы можете не только защищать свои права, но и проекты тоже.
- Вам это показалось странным? Этому меня научили война и институт.
Вышли ребята и обступили Лёню. Всем хотелось поздравить с успешной защитой. Подошёл Аркадий Львович.
- Слушайте Лёня. Я поздравляю вас. Вы хорошо защищались. У меня есть вопрос к вам. Какое назначение вы получили?
- Мне дали справку о свободном распределении. Это значит, что я сам должен искать себе работу.
- Вот и прекрасно. Мне предложили на заводе шлифовальных станков организовать группу по проектированию электрооборудования. Не согласитесь ли вы пойти ко мне работать? Вы можете не спешить с ответом. Вам положен месяц отпуска. Приблизительно столько же времени займёт договориться на заводе сельхозмашин об увольнении. Но в середине марта я бы хотел, чтобы вы мне дали ответ. Вы мне очень понравились, и я был бы рад работать с вами вместе. Вот мой домашний телефон. Позвоните мне, пожалуйста. Должен заранее предупредить, что вопрос приёма на работу решаю не я, а руководство завода. Я могу только предложить вашу кандидатуру. Но без вашего согласия я предлагать не могу. Жду вашего звонка.
- Спасибо Аркадий Львович. Я могу дать ответ сейчас. Я посчитал бы за честь работать под вашим руководством. Но я не хочу вас обманывать. У вас могут возникнуть трудности с приглашением меня на работу. Дело в том, что на этом заводе работает мой родственник, а это может быть против правил завода.
- Лёня, на этом заводе это не служит препятствием. Если бы вы знали, сколько там родственников работает! Кто же ваш родственник, может, я знаю его?
- Сергей Ступин.
- Сергей Романович? Да это же он меня на работу пригласил. Я его спрошу о вас. Думаю, что это не послужит препятствием. Знаете, я с ним в институте на одном потоке учился. Извините я с вами прощаюсь. Вот вышел Лёня Николаев, я хотел бы с ним поговорить. Жду звонка.
Навстречу из зала действительно шёл Леонид Аристархович. Нимченко бросился к Николаеву.
- Привет Лёня. Вот поздравил твоего тёзку с успешной защитой.
- Привет Аркаша! Рад тебя видеть. Я тоже хочу поздравить Шпильмана с блестящей защитой.
- Спасибо Леонид Аристархович. Я вашему вопросу обязан успехом.
- Я знал, что вы меня не подведёте с ответом. Послушай Аркаша, можешь ли ты помочь Шпильману с работой? Ему дали на свободное распределение.
- Ты знаешь Леничка, мы как раз об этом говорили сейчас. Можно на тебя сослаться, если потребуется рекомендация?
- В этом Шпильман может на меня положиться. Я дам ему ту рекомендацию, которую он заслуживает.
- Спасибо, - сказали одновременно Лёня Шпильман и Аркадий Львович.
Лёня поспешил оставить Аркадия Львовича с его приятелем и отошёл к своей семье. Оксана сказала:
- У тебя удивительно симпатичные преподаватели, Лёничка.
 
77.
Группа выпускников решила устроить вечеринку, чтобы отметить окончание института. На вечеринку холостые пришли со своими друзьями и подругами, а Лёня с женой, оставив Ролана на попечении бабушки. К пятому курсу почти половина студентов поженились и, соответственно, на вечеринке Лёня не один был с женой. Вечеринку устроили в кафетерии института. Закуски были самые примитивные, зато выпивка была хорошая: по полбутылки на каждого присутствующего. Небольшой оркестрик играл вальсы и другие танцевальные мелодии.
Лёня, Оксана, Гриша и Галя сидели за маленьким столом и наблюдали танцующие пары. Гриша гладил руку Гали и думал о чем-то своём. Он был не весел.
- Ты чего приуныл, Гриша? - спросила Оксана.
- Мне стало грустно. Окончилась беззаботная студенческая жизнь. Начинается следующий этап. Что он мне принесёт? Вы думаете, что я застряну в Харькове? Галя, ты приедешь ко мне в Харьков, после института?
- Я не знаю. Лучше ты вернись в Одессу. У тебя здесь все корни. Твой дед помогал растить тебя. Он надеется на твою помощь в старости.
- Разве это от меня зависит?
- Ребята, что это вы завели грустную шарманку, - воскликнул Лёня. – Давайте лучше потанцуем. Сколько мы тут не будем рассуждать, сделать мы ничего сейчас не можем. Так давайте ловить миг веселья. 
Лёня взял Оксану за руку и повёл в центр зала, туда, где в весёлом вальсе кружились влюблённые пары. Музыка кончилась до того, как ребята начали танец. Лёня не хотел возвращаться к столу. Он попросил Оксану подождать начала следующего танца. Следующим танцем было танго. Лёня и Оксана танцевали танго, и каждый думал о своём. Лёне было обидно, что при большой потребности в специалистах в Одессе, его друга посылают куда-то в Харьков. Оксана же думала о Гале. Галя предполагала, что Гриша ей сделает предложение, а, судя по всему, молодой человек об этом и не думал – его мысли были о предстоящей работе вдали от дома.

Лёнин отпуск подходил к концу, когда наступил день прощания с Гришей. Лёня пошёл на вокзал провожать друга. На перроне собрались несколько друзей и родные Гриши. Лёня впервые видел Гришиных бабушку и дедушку. Он знал, что они переехали в Одессу в начале двадцатых годов из местечка. Как не странно, долгие годы жизни в городе мало изменили их, не привили им городской культуры. Они оставались такими же местечковыми.
Гриша выглядывал в толпе Галю. Гали не было. Он взглянул жадными глазами на Оксану, пришедшую с Лёней.
- Оксана, ты не знаешь, где Галя? Почему её нет?
Оксана прекрасно знала, что Галя не пришла по тому, что обиделась на то, что Гриша даже не намекнул на возможность женитьбы. Ей было обидно. Он вроде бы ухаживал несколько лет, она надеялась, он ей нравился, а на проверку он не имел серьёзных намерений. Оксана не хотела огорчать Гришу в такой день.
- Не знаю, – ответила Оксана.
По лицу Гриши было видно, что он сильно переживал отсутствие Гали. Оксана подумала, что напрасно она не уговорила Галю прийти.
Наступала минута прощания. Гришу начали обнимать и целовать родственники. Гришина бабушка обняла внука со словами:
 - Гриша, чтобы ты не спешил жениться. Только не приведи в семью шиксу.
Стоявшие рядом тихонько усмехнулись. Гриша чувствовал себя неловко от бабушкиных слов. Вдруг он вырвался из объятий бабушки и бросился в толпу.
- Куда же ты, Гришенька? – недоумевала бабушка.
Но счастливый Гриша не слышал её. По перрону навстречу ему бежала Галя. Молодые обнялись и поцеловались в тот момент, когда поезд начал медленно двигаться. С трудом, оторвавшись от любимой, Гриша в последнюю секунду вскочил на подножку вагона. Поезд набирал скорость. Галя старалась бежать наравне с вагоном, но скоро отстала. Гришина бабушка с умилением смотрела на Галю.
- Красивая девушка, - сказала она неизвестно кому.
Лёня с Оксаной подождали Галю. Лицо Гали сияло, как будто она не провожала, а встречала любимого человека.
- Он мне сказал: «Люблю тебя», – поделилась радостью Галя.
- А «выйди за меня замуж» забыл сказать? – осадила её более практичная Оксана.
- Скажет. Теперь обязательно скажет.
- Я тоже так думаю, - сказал Лёня. – Придёт время.
- Как Вас зовут, милая девушка? – обратилась к Гале Гришина бабушка.
- Галя Розенцвейг.
- Какое замечательное имя. Ты слышал Ицык, - старушка обратилась к мужу, - её зовут Галя Розенцвейг. Милая Галя, пожалуйста, приходите к нам в гости. С вами нам будет легче переносить отсутствие Гриши.
Галя согласилась иногда навещать стариков. Она было рада, что понравилась Гришиным родным.
Для Лёни наступал новый период жизни. В свои двадцать пять лет Лёня успел остаться без ноги на войне, жениться и иметь ребёнка, окончить институт. Казалось, прошёл огонь и воду. Но самое главное было у него впереди. Он начинал самостоятельную, взрослую жизнь.