Её осень...

Татьяна Микулич
               
     Зинаида проснулась внезапно, будто почувствовав на себе чей-то взгляд. Повернувшись к окну, она увидела полную луну.

– Это надо же, уснула, не задёрнув шторы, - подумала женщина, и тут же встала с постели. Подойдя к окну, Зинаида поняла, почему не задёрнула шторы. Их просто не было по причине того, что карниз ещё лежал на полу. Она выглянула на улицу, луна освещала весь двор. Стояла глубокая осень, деревья уже сбросили все листья, и в этот момент казались такими беззащитными.

– Совсем скоро ударят морозы, и они покроются льдом, - подумала Зинаида и ей показалось, что от стекла повеяло холодом. – Хорошо, хоть отопление уже подключили, -  успокоила себя женщина и, поёжившись, вернулась в постель. Отвернувшись от луны, она укуталась одеялом. Спать ей совсем расхотелось, почему-то вспомнились слова из известной песни: «Я ещё не успела испить свою осень, а уже снегопад сторожит у ворот», и Зинаида  почувствовала, как по щеке покатилась тёплая слезинка.

     Когда ей не было ещё и тридцати, её муж трагически погиб на производстве, и она осталась с двумя детьми одна. И только дети помогли ей выстоять в тот самый тяжёлый период её жизни, пережить смерть близкого человека. Когда они подросли и уже учились в школе, за ней начал ухаживать коллега по работе. Но его внимание она воспринимала не более, как уважение. А все его приглашения в кино или гости отвергала, ссылаясь на то, что у неё нет свободного времени, а его действительно не было, потому что всё время, свободное от работы, она посвящала детям. Сослуживец был настойчив и даже сделал ей предложение выйти за него замуж, но Зинаида, не задумываясь, ему отказала, потому что представить не могла, что в их доме может поселиться совершенно чужой человек.

     Окончив школу с хорошими результатами, дети уехали в столицу и поступили в престижные учебные заведения. Проучившись большую часть срока, они сообщили матери, что возвращаться в родной город не намерены. Зинаида, как всегда, полагалась только на себя, всё хорошо обдумав и взвесив, согласилась с решением детей. Она продала дачу, гараж, две квартиры, свою и оставшуюся от родителей, купила себе маленькую однокомнатную, а все остальные деньги вложила в строительство жилья для детей.

     Сама она хоть и оформила пенсию, но продолжала работать и, общаясь в коллективе с молодёжью, пенсионеркой себя совсем не ощущала. Поэтому, чувствуя в себе силы для дальнейшей трудовой деятельности, чтобы помогать детям финансово, и осмелилась на такой шаг.

     Тревоги последних месяцев, связанные с продажей недвижимости и заключением договора на строительство, наконец-то оставили Зинаиду в тот момент, когда она получила документы на новую жилплощадь. Удачно продав свою добротную квартиру и основную часть мебели, она, взяв с собой только самое необходимое, затеяла переезд.

     Пока грузчики носили вещи, Зинаида стояла у дверей квартиры. Увидев мужчину, бодро поднимавшегося по лестнице, она отошла вглубь прихожей, но он её уже заметил. Поравнявшись с открытой  дверью, он повернул голову в сторону Зинаиды.

– Здравствуйте, приятно познакомиться с новыми соседями, - приветливо сказал он.
– Здравствуйте, - смутившись, ответила она. Мужчина, улыбнувшись, стал подниматься выше. Вскоре раздался характерный звук открываемой двери, и Зинаида поняла, что мужчина живёт на следующем этаже.

     Когда грузчики, закончив работу, ушли, она осмотрела своё новое жильё. Мебель по её просьбе, рабочие поставили сразу на свои места, поэтому осталось только разобрать коробки. Зинаида решила, что за несколько дней всё сделает. Помыв полы и застелив постель, она легла спать. Вспомнив старую присказку, Зинаида с улыбкой проговорила: «На новом месте приснись жених невесте». Проснувшись утром, женщина с удивлением вспомнила, что увидела во сне своего нового соседа и, улыбнувшись, начала собираться на работу.

     Выйдя из квартиры, Зинаида вставила ключ в замочную скважину и не смогла повернуть его, чтобы закрыть, что-то внутри замка не хотело срабатывать. Она поворачивала ключ туда и обратно, но замок никак не хотел закрываться. Время шло, Зинаида уже начала нервничать, но в это время услышала шаги и, обернувшись, увидела соседа, того самого, которого увидела во сне.

– Доброе утро, вам помочь? – поздоровавшись, спросил он.
– Доброе утро, да, пожалуйста, если можно. А то я ещё к этому замку не привыкла, - словно оправдываясь, ответила Зинаида и подала ему ключ.
– Всё готово, - немного повозившись с замком и закрыв дверь, произнёс сосед.
– Спасибо вам большое, а то я уж думала, на работу опоздаю, - поблагодарила женщина и начала спускаться по лестнице.
– Да там дел-то на одну минуту, отвёрткой шурупы закрутить, - сказал мужчина.
– А у меня никаких инструментов нет, - разочарованно сказала Зинаида.
– Если вы не возражаете, я вечером зайду и исправлю ваш замок, - спускаясь за ней следом, сказал сосед. – Я живу как раз над вами, меня Николай зовут.
– Спасибо, Николай, а я Зина, если это вас не затруднит, то я буду вам очень благодарна, - выходя из подъезда, ответила женщина. – Всего доброго! - сказала она и поспешила на работу.
– До встречи, - посмотрев ей вслед, ответил сосед и направился к автобусной остановке.

     Вернувшись с работы, Зинаида занялась обустройством квартиры. Она распаковывала коробки и раскладывала вещи по шкафам. В дверь позвонили и она, глянув в «глазок», сразу же вспомнила утреннее предложение соседа.

– Добрый вечер, Николай! – впуская соседа в квартиру, сказала Зинаида.
– Добрый вечер, Зина, вот, как обещал, - показывая отвёртку, сказал мужчина. Они так и стояли у раскрытой двери, и Николай тут же приступил к работе. Закрутив шурупы, он попросил у Зинаиды ключи и проверил работу замка с обеих сторон. Убедившись, что замок работает исправно, он вернул ключи Зинаиде.
– Всё в порядке, хозяйка. Теперь вы не будете по утрам нервничать, и не опоздаете на работу.
– Спасибо, Николай, сколько я вам должна? – спросила она.
– Да что вы такое говорите, Зина? Мне было приятно оказать вам услугу, и вообще, если вам понадобится мужская помощь, обращайтесь, всегда буду рад помочь, - сказал Николай.
– Извините, я не хотела вас обидеть. Ещё раз спасибо, - ответила Зинаида.
– Ну не буду вам мешать, наверняка, у вас ещё много дел, - сказал сосед.
– Да, вы правы, всё пытаюсь разложить по местам, - ответила она.
– Удачи в делах и спокойной ночи, Зина, - сказал Николай и шагнул на площадку.
– И вам спокойной ночи, Николай, и спасибо ещё раз, - ответила женщина. - Надо было хоть чаю ему предложить, - закрыв за соседом дверь, подумала она.

     Вернувшись к коробкам, Зинаида продолжила раскладывать вещи по новым местам, но в мыслях она то и дело возвращалась к Николаю. Ей всегда нравились спокойные уравновешенные люди. И то, какой он обязательный и обстоятельный, говорило о том, что Николай мужчина серьёзный и ответственный.

     Вытерев уголком пододеяльника слёзы, Зинаида повернулась к окну. Луна уже спряталась за тучи, и женщина, вспомнив предложение соседа о помощи, твёрдо решила попросить его завтра прикрутить карниз, после чего сразу же уснула.

     Выходя утром из квартиры, Зинаида столкнулась с соседом. «На ловца и зверь бежит» - промелькнуло в голове.

– Доброе утро, Зина, - с улыбкой поздоровался он.
– Доброе утро, Николай, - с радостью ответила Зинаида.
– Ну как ведёт себя замок? – спросил мужчина, пока она закрывала дверь.
– Как видите, отлично! – вытащив ключ из скважины, ответила Зинаида, и они начали спускаться по лестнице.
– Я рад, что смог помочь вам, - сказал сосед.- Ведь если я не ошибаюсь, вы живёте одна? – внимательно глядя на неё, спросил он.
– Вы не ошибаетесь, Николай, я действительно живу одна. И поэтому  у меня к вам будет ещё одна просьба, но вы можете отказаться, и я позвоню по объявлению, - нерешительно сказала Зинаида.
– Зиночка, как я могу отказаться, если даже не знаю о чём речь? – с улыбкой сказал Николай.
– Я уже почти обустроилась, вот только шторы не могу повесить, потому что карниз ещё не прикручен, - объяснила она свою просьбу.
– Так в чём же дело? Сегодня же вечером с инструментами я буду у вас, и мы решим вашу проблему, -  оптимистично заявил Николай.
– Николай, вы мой спаситель! – с радостью сказала Зинаида.
– До вечера, Зина, - сказал сосед и направился к остановке.
– Я буду ждать вас, - ответила Зинаида. Она шла и чувствовала, что щёки её пылают, а в душе появляется необычное, давно забытое состояние – чувство трепета, волнения, ожидания чего-то неизведанного и такого желанного. А в голову вкрадывалась мысль, что Николай, это подарок судьбы, кусочек женского счастья на закате жизни. Жизни, которая в заботах о детях, пролетела так незаметно. Но какое-то чувство тревоги не отпускало женщину, она внезапно подумала, что такой мужчина не может быть одиноким.
 
     Вечером, через некоторое время после её прихода, Николай  спустился к ней. В руках у него был ящик с инструментами.

– Добрый вечер, Зина! Показывайте фронт работ! – бодро сказал он.
– Добрый вечер, Николай, мне так неловко отвлекать вас от семьи, - сказала Зина и сама испугалась, что он действительно может оказаться женатым мужчиной.
– Вся моя семья, Зина, это я один, так что у вас нет причин для беспокойства, - сказал мужчина и по-хозяйски прошёл в комнату. Зинаида с облегчением, вздохнула. Увидев карниз, лежащий на полу, Николай открыл ящик и достал оттуда дрель.
– Не буду вам мешать, - сказала Зина и ушла на кухню. Она решила после завершения работы угостить соседа чаем с оладьями. Тесто она замесила сразу же, как пришла домой, и оно уже было готово к использованию. Поставив сковороду на огонь, Зинаида прислушалась к звукам, доносившимся из комнаты – сосед работал дрелью. И в который раз женщина подумала, что очень рада этому новому знакомству.  Когда из оладий получилась целая горка, Николай вошёл в кухню.
– Зина, принимайте работу! – сказал он.
– С удовольствием! – весело ответила женщина и, отключив огонь, прошла за соседом в комнату. Карниз был на своём месте.
– Николай, даже не знаю, как вас благодарить, - сказала Зина, и почему-то в этот момент передумала поить его чаем. Ей казалось, что если они сядут за стол напротив друг друга, мужчина догадается о том состоянии, в котором она сейчас пребывает. – Я хочу угостить вас, - сказала она и, вернувшись в кухню, вынесла тарелку с пышными оладьями. – Николай, извините, что не предлагаю вам чай, мне нужно срочно уйти, - виновато сказала она и подала тарелку мужчине.
– Спасибо вам, Зина, давно не ел домашней выпечки. Жаль только, что придётся всё это съесть одному, - с сожалением сказал он.
– Ешьте на здоровье! – ответила женщина. - Это самое малое, чем я могу отблагодарить вас за работу, - сказала она и направилась в прихожую.
– Зина, давайте я помогу вам повесить шторы, - предложил Николай и в его голосе чувствовалось желание побыть у соседки ещё какое-то время.
– Спасибо, Николай. Но я сначала уберусь, да их и погладить ещё надо. Так что с этим делом я сама справлюсь. Вы и так сделали большую часть работы, - сказала она и открыла дверь.  Оставшись одна, Зинаида не могла найти себе места от того, что обманула человека, оказавшего ей услугу. Для успокоения совести, она собралась и, выйдя из дома, прогулочным шагом пошла по проспекту.

     В природе наступила пора предзимья, было сухо, холодно, и казалось, что вот-вот пойдёт снег. Женщина замёрзла и чтобы согреться, зашла в супермаркет. Сделав незначительные покупки, она вернулась домой.

     Чувство неловкости так и не прошло, и Зинаида начала делать уборку. Вытерев пыль и помыв полы, она погладила шторы и повесила их на своё место. В комнате сразу стало уютно и по-домашнему тепло. Только после этого женщина успокоилась и легла спать.

     Она надеялась, что утром вновь встретится с Николаем и ещё раз поблагодарит его за работу, но проснувшись и, глянув на часы, поняла, что проспала, наверное, впервые в жизни, и быстро собравшись, чуть ли не бегом отправилась на работу. К большому сожалению Зинаиды, Николая она не встретила. Весь день у неё всё валилось из рук, она была не собрана, мысли в голове путались, женщина не узнавала сама себя и задавалась вопросом: «Да что же это со мной случилось?», а после сама же вопросом и отвечала себе: «Да неужели я влюбилась?».

     Вечером поужинав, Зинаида собралась пить чай и услышала звонок в дверь. На площадке стоял Николай. Сердце женщины бешено застучало, и она никак не могла решиться повернуть ключ. По ту сторону двери, Николай, будто чувствовал её волнение.

– Зиночка, я вашу тарелку принёс, - сказал он. Зинаида, справившись со своим состоянием, открыла дверь и увидела в руках Николая не только свою тарелку, но и кондитерскую коробку.
– Говорят, что посуду пустой не возвращают, вот я и купил тортик, не прогоните? – спросил сосед.
– Да что вы, проходите пожалуйста, - до сих пор чувствуя неловкость за вчерашний вечер, пригласила Зинаида. – А вы как раз вовремя, я только что чай заварила, - сказала она и, приняв у Николая торт, направилась в кухню.
     Они пили чай с тортом и говорили. Создавалось такое впечатление, что эти люди молчали много лет, а теперь торопятся рассказать друг другу обо всём, что с ними произошло за эти годы.
– Я ведь уже пять лет, как похоронил жену, и всё это время совсем не обращал внимания на женщин, мне казалось, что таких женщин, как моя супруга, больше нет. Но когда я увидел вас первый раз, такую растерянную, мне сразу же захотелось быть с вами рядом, оберегать и заботиться о вас.
– Вы правы, я действительно была растеряна. Да я до сих пор не могу найти себе места, правильно ли я поступила и решилась на этот шаг со строительством квартиры.
– А я, Зиночка, очень рад, вашему решению. Ведь если бы вы не заселились в наш дом, мы могли бы с вами никогда и не встретиться. И поверьте, всё будет хорошо, и у вас, и у ваших детей.
– Спасибо за добрые слова, Николай. И я тоже очень рада, что у меня такой замечательный сосед.
– Зина, а давайте завтра сходим в кинотеатр? – неожиданно спросил Николай.
– Коля, я с большим удовольствием схожу в кино, я даже и не помню, когда ходила смотреть фильм последний раз! – с радостью в глазах, воскликнула Зинаида.

   Когда они вышли из кинотеатра, на улице было совсем темно, и на центральном проспекте уже зажглись фонари. Зинаида взяла Николая под руку, и они не спеша пошли к дому. Под впечатлением от фильма оба молчали, и от понимания того, что рядом появился человек, с которым можно идти молча, и думать об одном и том же, им было уютно и радостно.

     Внезапно пошёл снег, он был лёгким, пушистым, и плавными движениями устилал землю белым покрывалом. Зинаида, сняв перчатку, подставила под него ладошку, и снежинки, ложась на тёплую руку, на миг замерев, тут же превращались в хрустальную капельку.
 
Снегопад, снегопад, не мети мне на косы,
Не стучи в мою дверь, у ворот не кружи.
Снегопад, снегопад, если женщина просит,
Бабье лето её торопить не спеши…
(отрывок из песни «Снегопад», слова Рустайкис А., музыка Экимян А.)

Иллюстрация из Интернета.