О вдохновении

Ив Жовайр
        Как-то В.Брюсов, анализируя творчество поэта Игоря Северянина, привел
строчки из его стихотворения:   «...лимонолистный лес драприт стволы в туманную тунику...», - и  утверждал, что строчки были подсказаны поэту несомненным вдохновением.
        Как уже отмечали, мы  часто используем слова, смысл которых нам далеко не ясен. К примеру, - что мы понимаем  под словом «вдохновение»? (Тут я имею в виду «вдохновение» в творческом процессе, а не  воодушевление из контекста: «...успехи пятилетки вдохновили народ на новые трудовые свершения...»).
        Так что же такое вдохновение? Мало кто сомневается, что  знает смысл этого слова, а между тем ... Но прежде, чем  порассуждать об этом,  рассмотрим как пример две песни, которые я недавно слушал по радио,  – «Бологое» и   «Натали», Обе песни приятны, мелодичны, но резко различаются по качеству текстового материала. 
        Вот  фрагмент первой из названных песен авторов В.Добрынина и М.Рябинина:

        Куплю билет когда - нибудь и сяду на "Стрелу",
        Как хорошо щекой прильнуть к вагонному стеклу.
        Вот Бологое мой тупик, ночной вокзал огня.
        Я выхожу, твой город спит, а вдруг
        Здесь не ждут меня.
        Что за наваждение такое,
        Я всё повторяю адрес твой,
        Бологое, Бологое, Бологое...

        В этом тексте есть мысль и чувства.  Сейчас поясню ... Слушая песню, я безо всякого напряжения могу  себе представить и свою собственную похожую историю.  Например, как  я по дороге в Питер,  скажем, в пригородной электричке,  разговорился с девушкой,  которая мне очень понравилась. Она вышла на станции Бологое, и теперь этот городок мне мил и близок...
        А вот отрывок из другой песни авторов А. Долженкова и Е.Кобылянского «Натали»:


Ни за что теперь не отыскать следов
В дальний край, где мы друг друга не нашли.
Я пришёл к тебе из позабытых снов,
Как приходят в свою гавань корабли.
Натали,
Утоли мои печали, Натали!
Натали...
Я вернулся, чтоб сказать тебе прости,
Натали,
От судьбы и от тебя мне не уйти!

        Здесь мое воображение бессильно.  Мне непонятны чувства, мысли героя. Потому что нет для этого  материала! Текст состоит из   множества «красивостей»:   «пустыня грусти»... «целовал я струи»... «хвойная тишина»...  Герой пришел к своей возлюбленной «из позабытых снов»(?), и, оказывается, именно так  приходят «в гавань корабли»!  Он пришел к ней,  то ли чтоб она «утолила его печали», то ли, чтоб «сказать ей прости»... Или он и не приходил к ней вовсе, а, наоборот, никак не мог от нее  ...   «уйти, как от судьбы»?
        Похоже, что автору стихов нечего было сказать. Стих он ... cконструировал, выполняя,  возможно, срочный заказ композитора или будущего исполнителя. То есть стих написан без вдохновения.

        Я поискал, что о «вдохновении» есть в интернете.  Оказалось,  что написано про вдохновение  разными людьми и в разное время  много. Но все  написанное сводилось, коротко говоря,  к тому, что это есть особое состояние высокого подъема творческих сил человека.
        Такое определение мне ничего не объясняет! Что за  «творческие силы»  человека?  Очевидно, что это не  талант! Талант он и есть талант,  и  далеко не всегда талантливого человека посещает вдохновение...  И второе:   с чего это вдруг возникает  «состояние подъема» этих самых «творческих сил»? Космос тут работает? Или, может быть, Бог?..
        По моему мнению, вдохновение – это, во-первых,  конечно же, состояние человека, с этим не поспоришь. Во-вторых, это такое состояние, которому  обязательно предшествует сильное желание  рассказать о  событии, или  выразить какое-то свое чувство, или переживание,  которые  (и это уже в третьих),   безусловно,   наличествуют.  Есть еще четвертый  (и последний) признак, который подсказан известным замечанием П.И.Чайковского: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»... То есть, четвертым признаком является, то, что в данном состоянии человек не просто пребывает, а напряженно ищет средства выражения.
        А вот  что касается результата этого состояния, его значительности и ценности, то это уже определяется мерой одаренности данного человека, мерой его талантливости! То есть, вполне может случиться, что вдохновение посетило человека с заурядными способностями. И  тогда Продукт его творчества будет неинтересен людям, (для которых, собственно говоря, этот Продукт  и  производился!).

И подытоживая ...  Если сказать обо всем этом просто и коротко, то вдохновение  – это   когда человеку есть, что сказать и он очень хочет это сказать!