Европеоидная трасса. Часть 12, последняя

Алексей Абраменко
***

 Утро в Вене мой телефон уже не застал. Не дотянул. Разрядился окончательно, хоть и держался молодцом всю дорогу от Тезе. Свой второй телефон я предусмотрительно выключил, чтобы у него хватило энергии на контрольный звонок домой – после возвращения на родину. Впрочем, в этом был и свой позитивный момент – он больше не мог раздражать меня звонками, на которые я не мог (да и не хотел!) отвечать. Все к лучшему, как говорится.

 Путешествие по Вене проходило, в общем-то, по уже накатанной программе: нас подвезли на автобусе поближе к центру, высадили, пожелали удачи в бою и сказали «Auf Wiedersehen через 9 часов». Иногда, честно говоря, возникало такое ощущение, что мы все участвуем в каком-то реалити-шоу с общим смыслом «выживи 9 часов в незнакомом городе»… Выживешь – ты перешел на следующий уровень, добро пожаловать в автобус, мы тебя любезно подвезем до очередного пункта увеселительной программы. Не выживешь – что ж, ты знал, на что идешь, и память о тебе будет вечно в наших сердцах, товарищ! Бред, короче. При этом к концу двухнедельной поездки данная задача осложнялась еще тем, что финансовые ресурсы неумолимо таяли, а значит, в вариантах проведения девятичасового досуга нужно было изощряться все больше.

 Впрочем, столица Австрии была готова нам предложить всевозможные варианты времяпровождения. Для начала мы выбрали опцию «походить и поглазеть» - небольшая пешая экскурсия по основным достопримечательностям в центре Вены. По правде, гуляли мы уже практически на автомате – ноги, не успевающие отойти от многодневной крепатуры, отказывались ходить, фотоаппараты устали без перерыва щелкать затвором и перезаряжать вспышку, шея ныла после двухнедельного верчения головой во все стороны, лица (в дополнение ко всему обгоревшие под солнцем Ниццы) уже болели от постановочных улыбок в объективы… Но даже при этом удовольствие от Вены мы смогли получить. Если вкратце, то промежуточные остановки во время наших похождений выглядели примерно так:

 1) Штефансдом – собор святого Стефана, прелестный готический собор, который упорно не желал целиком вмещаться в мой фотоаппарат. Пришлось задирать голову, отходить подальше и фотографировать по кусочкам.

 2) Хофбург (практически Хогвартс, ага) – что там находится внутри, я не знал и до сих пор не знаю. Либо какое-то правительственное учреждение, либо музей. Но фонтанчики, скульптуры и внутренний дворик порадовали, да-да.

 3) дворцы-близнецы – двумя близнецами высятся по бокам торжественно восседающей Марии-Терезии два шикарных дворца. Какая-то шальная фантазия архитекторов, которая в итоге превратилась в довольно привлекательное зрелище. Два здания выглядят как натуральные близнецы, сколько не сравнивай – вот только на фронтонах у них стоят разные скульптуры. Но это – как браслетики разного цвета, которые мама одевает своим совершенно одинаковым деткам, чтобы их можно было различать. А еще возле одного из дворцов я обнаружил миленького (хоть и металлического) слоненка с до блеска отполированными молодыми бивнями. Он был удивительно похож на Слоненка из мультфильма «38 попугаев» - разве что без очков. Зато очки были у меня, и я не преминул сфотографироваться с хоботастеньким.

 4) Народный Сад – что-то вроде общественного парка со скамеечками, фонтанчиками и аллеями для гуляния. Там мы сильно задержались – в основном, для того, чтобы поваляться на траве и отсидеть ягодицы на удобных лавочках. Вообще-то в Вене не так много таких парков и зеленых насаждений, по крайней мере, судя по карте. Поэтому такими остановками (вернее, наличием в них тени и прохлады) мы пользовались сполна.

 5) здание Парламента – австрийский парламент, по распространенному мнению, входит в тройку самых красивых мест заседания законодательных собраний по всему миру (кроме него, называют еще Лондон и Будапешт). Сравнивать мне особо не с чем, но Парламент в Вене гораздо лучше и величественнее здания Верховной Рады в Киеве. Даже если смотреть издалека. В нем непонятным образом сочетаются мощь и грациозность, решительность и пластика, необычность и в то же время гармоничность. Да, на фотосессию возле парламента пришлось потратить много времени.

 6) ратуша – она в Вене видна практически отовсюду (и издали чем-то напоминает белоснежный собор Нотр-Дам в Лионе), а ее вид вблизи заставляет даже забыть, что у тебя болит шея и немного кружится голова. Тут же, недалеко – парк Зигмунда Фройда (символичненько, не правда ли?) и какой-то симпатичный беленький собор, который тут же кажется уменьшенной копией самой ратуши. Насладиться красотой собора, правда, мешает рекламная растяжка HTC, распятая прямо на нем. Эта картина нагоняет на меня тоску и раздражение, и мы уходим искать туалет. Платный туалет в парке у ратуши нас не устраивает, поэтому мы – лица кирпичом – заходим в Венский университет. Бесплатно, модно и солидно. Теперь наш «след» остался и в этом европейском вузе (первым из собственно европейских был Краковский). На радостях заходим выпить по чашечке кофе во внутренний дворик университета. Пьем, думаем о Фройде.

 7) Дунайский канал – мы забрели в совершенно не туристский район, пытаясь найти хоть какую-то воду, ориентируясь по карте. Почему-то совершенно не связываются в логичную пару Вена и Дунай, хотя, судя по карте, он где-то недалеко. Мы же смогли дойти разве что до Дунайского канала, но и эту попытку мы сами себе засчитываем. Там тихо и хорошо (хоть и малость грязновато), почти нет машин (зато есть бешеные велосипедисты!), и спешить никуда не хочется. Место почему-то одновременно напоминает Киев (разрисованные граффити бетонные плиты по берегам канала; впрочем, наверняка такой стрит-арт есть во всех городах – на плитах у рек и у ж/д вокзалов) и Прагу (памятник Яну Непомуку, который напоминает мне о Карловом мосте, и немножечко грязноватая вода – прямо как во Влтаве). Вообще Вена очень похожа на Прагу – та же атмосфера и примерно те же ощущения, только без такого уюта и теплоты, как в Чехии. Все-таки не так хорошо, как там.

 8) памятник советским солдатам – пусть и пример безвкусной советской эклектики, на него все равно приятно смотреть (наверное, потому же, почему приятно неожиданно услышать русскую речь в венском магазине: «Тебе какое пиво брать?»), а особенно приятно ловить объективом фотоаппарата тень радуги в брызгах соседнего фонтана – это все равно, что ловить сачком бабочек на летней зеленой лужайке. Правда, в голове тут же назревает предчувствие парадокса: как в немецком по сути городе может стоять памятник советским «воинам-освободителям»? Ответ приходит тут же: ну конечно! Они же освободили – и ушли. А не «разрушить все до основанья», как это было по всей Германии. Что ж, вполне может быть. Но легкое недоумение, тем не менее, не проходит.

 9) Бельведер – на Венский Версаль (при упоминании слова «Бельведер» первым на ум приходит именно он; да и по факту это было подражанием именно этому дворцово-парковому комплексу) у нас сил практически не остается, но «надо» и «еще есть время» заставляют нас сделать еще небольшой крюк по городу. В закатном солнце он выглядит и правда чудесно, и мы даже улыбаемся, сидя на лавочках в парке и попивая местное пиво. И все же до Версаля ему очень далеко. Но как для Вены – то вполне сойдет.

 На обратном пути к автобусу мы успеваем даже вскользь посмотреть на Венскую Оперу – тут она какая-то неприметная, даже скромная. А может, просто очень хорошо вписывается в архитектурный ансамбль окружающих зданий – не отличишь. Правда, долго возле нее мы не задерживаемся – снова ищем туалет. И на этот раз находим его в Starbucks'е. Что ж, на этот раз McDonald’s проигрывает однозначно – в нем туалета мы не обнаружили.

 Покидаем ночную Вену под сияние неоновых огней, убаюканные впечатлениями от прогулки и алкогольным градусом пива. Последний переезд. Невольно думаешь про себя «Наконец-то!..» и в ту же секунду понимаешь, что жаль. Жаль подходить к концу. Эту мысль, правда, ты уже не додумываешь – проваливаешься куда-то на дно черепной коробки, где тихо, мягко и тепло. Спишь.

 ***

 Путь из Вены до польско-украинской границы пропадает где-то за пределами моего сна. Потому что просыпаюсь я как раз где-то на подступах к уже знакомому коридору и КПП. Тут мы расстаемся с нашим автобусом (который наверняка еще долго сохранял вмятины от наших ягодиц и их тепло) и отправляемся пешком на родину. Ситуация та же, только очередь тянется дольше. Наверное, потому, что количество сумок выросло раза в три за эти две недели – поразительный факт каждого путешествия, который я, подозреваю, так никогда и не смогу объяснить себе.

 В ожидании, пока все члены нашей группы пройдут таможенный контроль, я валяюсь на траве – уже украинской траве! – и звоню родителям. Немного отвык уже от их голоса за две недели, но и слышать их сейчас гораздо приятнее. Отвечаю неохотно, сквозь довольную улыбку: «Все хорошо, конечно, ну что мне будет…»

 Как мы все упаковываемся в «Икарус» (да-да, тот самый!) со всеми этими сумками – просто невероятно. Сумки везде – в багажниках, под сидениями, в проходах, под ногами, на коленях, на полках над сидениями, просто навалены сзади на полу огромной кучей… «Икарус» весь трещит по швам, но честно везет. Какой-нибудь «европеец» уже бы давно возмутился и сломался бы посреди дороги от такого издевательства. А этот – нет, старается, пыхтит. И все-таки довозит – пусть через 2 часа, но зато справился.

 Ты выходишь из автобуса с квадратной головой – то ли от жары, то ли от воспоминаний за прошедшие две недели, которые никак не желают укладываться ровненько. Хочется молчать и думать, поэтому ты стараешься поскорее со всеми распрощаться и остаться наедине с собой. Да-да, до новых встреч, скоро увидимся, было приятно. И только когда остаешься один, ты можешь выдохнуть.

 Приехали.