калининский политехнический женщина с обл 6 часть

Владимир Рыбаков
 Андрей Петрович умер пятого августа. Тихо ушел из жизни. Астаховы узнала об этом в семь утра. Через три часа добрались до родительского дома.
Два дня прошли как в тумане. Больница, морг, оформление  места на кладбище.

Хоронили седьмого в одиннадцать. Гроб установили в актовом зале. Началась ужасная сцена прощания. Как в тумане проплывали знакомые лица, искаженные гримасой сострадания. Были и те кого Инна видела в первый раз. «Соболезную, соболезную, соболезную». Инна услышала это слово раз сто. И в какой-то момент перестала ощущать боль. Окинула взглядом зал и остро ощутила, что чужая здесь. Поймала злорадные ехидные завистливые взгляды исподволь и поразилась:- Зачем все это? Кому нужно это прощание?
Оглянулась затравленно. Евгений стоял неподалеку, но от него сейчас как от козла молока. Наконец встретилась глазами с Наташей и молча взмолилась. Та все поняла правильно.
Гроб подняли. Гулкие стены «Политеха» проводили профессора Яковлева в последний путь.

Поминки заказали в ресторане «Селигер» в центре города.
От кладбища до автобусов ползли целую вечность.
 - Смотри, Волков,- вдруг встрепенулась Фадеева
Инна обернулась. Метрах в тридцати от них стоял Алексей. Понял, что его заметили и подошел.
- Здравствуйте. Я соболезную, Лидия Николаевна, Инна.
- Леша,- вздохнула мать,- Пришел.

Скорбно рассаживались по автобусам.
Лидия Николаевна, Инна, Наташа, Ольга и Евгений подошли к машинам.
- У нас место есть. Садись, Леш,- предложила Наташа.
- Простите, я не могу. Правда, не могу.
- Все дела?
- Вроде того.
Инна выглянула из окна машины.
- Приходи к нам к пяти. Сможешь?
- Я приду.

Ровно в пять он позвонил. Дверь открыла Фадеева.
- Проходи... Не разувайся.
Он прошел в прихожую. Навстречу вышла Инна. Борисов напрасно пытался поймать ее взгляд. Она смотрела куда угодно, но только не на него. Ему показалось, что Инне в тягость его появлению, но она вдруг сказала такое....
- Собрались самые близкие, Леш. Проходи в комнату.
- А я?- он почти выкрикнул с болью. Он то в самые близкие не попадал и ее приглашение всего лишь вежливая жалость.
- Что, ты?- она вдруг взглянула прямо в его глаза.
- Тоже близкий?- он не спрашивал, он бичевал себя, рвал свои жилы и нервы.
- Ты,- она запнулась и посмотрела странно,- Да, ты очень близкий человек.

Они смотрели друг на друга. Молча. Через промчавшуюся вечность.
- Чего вы? Проходите в комнату,- сказала Наташа.

Три стола сдвинутые в один длинный во всю комнату. Во главе стола Лидия Николаевна вся в черном. Бледная, но владеющая собой. Рядом ее родной брат Николай  и его жена Светлана. Около Светланы брат покойного Виктор Петрович и его жена Нина. Дальше их дети - Иннины двоюродные братья и сестры. Справа от Инны муж Евгений, слева дочь Рита. Борисов занял место против Инны рядом с Наташей. С другой стороны подсела Суворова и еще какие-то родственники. Все они только что вернулись с поминок и были навеселе.

- Давайте помянем Андрюшу,- Виктор Петрович что-то говорил. Борисов не слышал, смотрел на Риту. Сделал усилие и взглянул на Инну. Та глядела на него. И Астахов глядел.
- Помянем. Пусть земля ему будет пухом,- промолвил скорбно брат.
Они оторвали взгляды друг от друга. Выпили.
- Леша, знакомься, это мой муж Евгений.... А это дочь Рита,- ее голос дрожал.
- Я догадался.... Очень рад знакомству.... У тебя очень красивая дочь.... Жаль, что я раньше не видел ее.
- Вся в маму,- улыбнулась Наташа.
- И в папу чуть-чуть,- глядя на Борисова в упор, промолвил Евгений.
Наташа перехватила этот взгляд, изумленно глянула на Инну... И все поняла.
Еще чей-то взгляд Борисов на себе ощутил. Рядом с Виктором Петровичем сидел мужчина лет тридцати и внимательно смотрел на Борисова.
- Я должен бы догадаться, что он будет здесь,- огорченно подумал генерал,- Совсем из головы вылетело.
Все чувства перекрыло одно. Рита его дочь. У них с Инной есть ребенок.
- А я вас узнала,- ехидно сказала Рита.
У Борисова сердце зашлось.
- Вы мамин институтский ухажер.
За столом примолкли. Смотрели с любопытством на Борисова. Тот оказался настоящим чекистом и даже в лице не изменился. Только покосился на Инну. А вот она как раз с собой не совладала и рявкнула на дочь:- Ты обалдела?
- Я фотографию в альбоме видела,- не унималась Рита.
Инна набросилась на мужа.
- Женя, угомони ее.
- Твоя дочь
- Только моя?
- Нууу, по-видимому еще чья-то.
- Не надо было приходить. Теперь на Инне все отыграется,- со злостью подумал Борисов.

Молодой человек сверливший его взглядом, прервал назревавший скандал.
- Алексей Владимирович,- нетвердым языком начал он,- Вы меня конечно не помните?
Инна облегченно вздохнула.
- Леша, это мой двоюродный брат Игорь.
- Сестренка, не мешай, мы сами разберемся.
- Леша, извини. Он немного перебрал.
- Извините,- смущенно промолвила соседка Игоря.
- Жена,- понял Борисов.
- Он афганец,- прошептала ему на ухо Наташа,- Выпьет и вечно чудит.
- Эээ нет, Натали. Я не чужу,- Игорь хоть и был пьян, но расслышал.
- Отстань,- он отмахнулся от жены,- Мы с Алексеем Владимировичем давние знакомые.
- Боже мой,- ужаснулась Наташа,- Он совсем пьян. Это же поминки, Игорь.

Игорь поднялся со стула и уставился на Борисова.
- Да, это поминки, я не забыл... Если ты на это намекаешь. Светлая память моему дяде Андрею. Вы знали моего дядю, Алексей Владимирович?
- Леш, не отвечай ему,- посоветовали женщины.
- Знали или нет?- повторил Игорь не обращая внимания на реакцию окружающих.
- Знал.
- Он был честным человеком... Правда?
- Правда.
- В память о нем можем мы с вами поговорить честно?
- Мы можем поговорить честно, Игорь... Но не сегодня и не здесь. Не перебивай. Ты спросил, я отвечаю. Сейчас наша беседа не уместна.
- Почему же не уместна?
- Ты что, дурак?- Инна вилкой грохнула по тарелке,- У меня папа умер. Ты понимаешь или нет? Придурок.
Игорь сел.
- Пошли домой,- жена Игоря поднялась из-за стола,- Извините нас ради бога. Он не со зла, честное слово.
- Можно, я останусь?- попросил Игорь,-  Я больше не буду... Честное слово.

Все молча переглядывались. Лидия Николаевна сидела с каменным лицом. Казалось, перепалка ее не трогала. Инна поняла важность момента.
- Хорошо, оставайся. Только веди себя прилично.
Поминки возобновились. Иногда кто-то подымался над столом и говорил несколько слов о покойном. Дружно опрокидывали стопки и возвращались к прерванному разговору. Стол поделился на несколько компаний. В каждой компании свой разговор.
- Леш, тебя в милицию не таскают по делу Трофимова?- спросила Ольга.
- Нет. А с какого перепуга?
- Нас затаскали.
- Ой уж затаскали,- возмутилась Наташа,- Один раз вызвали, и то так, беседовали.
- С тобой, насколько я осведомлена, беседовали намного больше. Ты знаешь, Алексей, у Наташи теперь персональный следователь.
- Хватит, Оль,- вмешалась Инна,- Что ты как маленькая.
- Боже мой, сказать ничего нельзя.... Леш, ты где трудишся?
- Да так.... Это не интересно.
- А чего к тебе Игорь пристал? Ты правда с ним знаком?
Борисов неопределенно повел плечами.
- Да знакомы мы, знакомы,- вмещался Игорь,- Разве такое забудешь. Желтое небо... Кандагар.
- Какой Кандагар?- Инна аж застонала,- Он никогда в армии не служил.

Игорь вскочил со стула, поднял руку с вытянутым указательным пальцем.
- Вот он момент истины. Все врут.
Он опустился на стул.
- Все врут. И ты сестренка врешь тоже.... Или тебя круто обманули.
На Игоря зашикали всем столом.
- Дура я. Тебя оставила,- взвилась Инна,- Дядя Вить, угомоните его в конце концов.
- Я не знаю, что на него нашло,- Виктор Петрович смутился до крайности. Даже уши порозовели. Нерешительно взглянул на Лидию Николаевну и тут же уставился в тарелку,- Прости, Лида, я с ним завтра разберусь.
А перед Борисовым вдруг как в калейдоскопе закружились опаленные нездешним солнцем лица в выцветших панамах. Если бы он мог спасти их всех. Так же как этого. Яковлева Игоря Викторовича, 1963 года рождения, русского….
Август 76-го. В тот год не уродились яблоки. Лешка безжалостно сорвал одинокий плод, пару раз теранул о штанину и вгрызся в сочную мякоть. Так и появился на террасе с яблоком в зубах. И застыл увидев гостей.
- Леш, знакомься, Нина Евгеньевна и Виктор Петрович. Мои тетя и дядя. Еще есть двоюродный брат Игорек и сестренки Любочка и Ирочка. Но они остались дома.
Яковлевы появлялись еще несколько раз. На даче и в квартире. Без Игорька и дочурок. Чего делать детишкам среди взрослых.
- Леш, что с тобой?
Он вернулся за стол.
- Простите, задумался.
- О чем, если не секрет?- голос Астахова резанул уши, Борисов вскинулся….
- Игорь,- вмешалась неожиданно Рита,- А на войне очень страшно было? А что такое Кандагар?
- Помолчи, ладно?- взвилась Инна,- Один чушь несет, ты еще тут.
- Инн, прекрати,- вмешалась Наташа,- Она интересуется. Что в этом плохого? Конечно, война это страшно, Рита. А Кандагар - провинция в Афганистане.
- А что она из себя представляет?- Рита благодарно смотрела на Наташу.
- Я не знаю, если честно.
- Твой сосед знает. Спроси у него,- вмешался Игорь.
- Он не отстанет от меня,- прошептал Борисов Наташе,- Лучше мне уйти.

Он привстал со стула.
- Я, наверное, пойду.
- Леша, останься, пожалуйста,- вдруг попросила Лидия Николаевна,- Я хочу поговорить с тобой... Не сейчас. Позже.
- Уйти должен кто-то другой,- раздраженно бросила Инна.
- Меня имеешь в виду? Я уйду, уйду. Твоя дочь вот спросила меня,- страшно или нет? Я отвечу тебе, Рит. Страшна не война, а позор на войне.
- Ты там опозорился? А как?- у Риты заблестели глаза,- Расскажи... Как?
- Ты заткнешься, наконец?- не выдержала жена и ткнула мужа в бок локтем,- Чего на себя наговариваешь? Люди подумают черте что.
- Да успокойся, здесь все свои. Ты Алексея Владимировича имеешь в виду? А чего мне его стеснятся? Он меня и опозорил.
- Кто тебя опозорил? Волков? Ты совсем сдурел?- Инна поднялась из-за стола,- Игорь, ради бога, или уймись, или уходи. Не позорься.
- Можно перед уходом два слова сказать?
Инна молчала.
- Можно, сестра, или нет?
- Две минуты тебе. Уйдешь один без Тани. Она не виновата, что ты такой идиот.
- В 82-ом году,- начал Игорь,- В Кандагаре в ущелье одном... Я названия не помню... Да и не важно. В общем, духи.... Ну душманы... Засели в ущелье. Их надо выбить... А как?
- Зачем ты это сейчас рассказываешь?- разозлилась Инна,- У меня папа умер, а ты все о себе. Да и слышали мы сто раз твои россказни.
- Не правда, сестра.... Я про это не рассказывал.
- Пусть расскажет,- вмешалась Лидия Николаевна,- Что-то его гложет. Пусть выговорится.
- Спасибо, тетя Лида. Я не долго.... О чем я говорил?
- Ты спросил,- а как?- подсказала Рита.
- А как?... А хрен его знает как... Не помню.
- Волков тут при чем?- спросила Наташа.
- Не при чем.... Я не знаю такого.
- Допился до ручки. Ты же недавно говорил, что вы давние знакомые,- желчно сказала Инна.
- Я говорил? С кем знакомые?
- Ты с Алексеем Владимировичем. Ты говорил это полчаса назад,- сказала Наташа.
- С Алексеем Владимировичем?... Да. Ах вот, вспомнил. Спасибо Натали. Значит, духи засели в ущелье. Как выбить?- Игорь пьяно развел руками,- Никак. Мы никак. Но есть же спецы.... Прислали... Одного... Капитана Борисова... Одного.
- Долго будет этот спектакль продолжаться?- опять не выдержала Инна.
Муж накрыл ее руку своей.
- Успокойся. Не принимай близко к сердцу. Хочется человеку выговориться.
- Я дала ему две минуты.
- А кто ты такая чтобы моим временем распоряжаться? Мне тетя Лида разрешила.
- Ну ты и сволочь.
- Не надо, Инна,- вмешался Борисов,- Он нормальный парень. Что ты хочешь от меня, Игорь?
- Тогда добровольцев набирали. В отряд. В ущелье идти. Мы написали заявление... Вся рота. И все попали в отряд... Все, кроме меня. Помните, капитан Борисов Алексей Владимирович, как вы вышибли меня из палатки? Даже не взглянули. Не годен... И все.
- Игорь, ты в своем уме?-  ужаснулась Наташа.
Жена ухватила за рукав.
- Домой Игорь. У тебя уже глюки начались.
Инна психанула.
- Игорь, это мой однокурсник Леша Волков. Не Борисов и не капитан. Отвяжись, пожалуйста, от него.
- Вы же обещали честно, Алексей Владимирович,- с пьяной обидой сказал Игорь,- Скажите, почему меня не взяли на операцию?
- Ну не взял.... Не помню, почему,- Борисов миролюбиво улыбнулся,- Ты жив здоров. Чего тебе еще надо?
- Я один из всей роты не попал. Один лишь я. Пацаны презирали потом.
- Простите,- вмешался Виктор Петрович,- Не понятно немного. Игорь прав? Вы действительно тот самый капитан Борисов?
- Дядя, ну нет же,- простонала Инна.
- Погоди,- перебил муж,- Алексей, ответьте Виктору Петровичу.
- Евгений Михайлович,- суховато сказал Борисов,- Не разыгрывайте из себя следователя.
- Это какое-то недоразумение,- Суворова негодующе уставилась на Борисова,- Мы институт закончили в 79-ом. Через три года капитан. Еще и Афган... Бред. Леша, перестань валять дурака, не уподобляйся…
Она не договорила, только выразительно взглянула на Игоря.
- Алексей,- Лидия Николаевна пристально глядела на Борисова,- Тебе, как я понимаю, есть что сказать.
Борисов ответил не сразу. Не входило в его планы откровенничать на поминках. По-другому он хотел сделать это.
- Ну хорошо, если для вас так важно выяснить все прямо сейчас... Я признаюсь. Да, я тот самый капитан Борисов. Игорь не напутал.
- Ты что, Леш? Этого не может быть,- крикнула Инна.
- Ты шутишь, да?- Наташа старалась заглянуть в его лицо.
- Погоди, Наташа, он не шутит,- перебил Евгений.
- Ну, какие шутки,- Игорь опять поднялся за столом,- Я помню все как вчера.
- А я не верю,- возмутилась Суворова,- Фантасмагория. Не вешай нам лапшу на уши, Волков. Мой Суворов юридический закончил, капитаном в двадцать шесть стал. Так там связи какие. А тут в двадцать пять... Да еще и отряд набирал.... Полная дурь.
- Да, пожалуй вы правы, Оля. Я что-то не подумал,- смутился Виктор Петрович,- Ты все перепутал, Игорь. А вы, Алексей, зря затеяли эту игру. Не до шуток, вроде.
Повисла пауза. На Борисова впрямую никто не глядел. Только вскользь ненароком. Даже Инна опустила глаза.
- А я понимаю его,- сказала Наташа,- Этот Игорь лезет и лезет.... Да и ты, Женя, хорош. Действительно, следователем себя вообразил.
- В конце концов, тебя не взяли на ту операцию, и ты остался жить. Рад должен быть,- Лидия Николаевна не говорила, а вбивала гвозди,-  Ты тому капитану Борисову в ножки должен поклониться.
- Я потерял уважение товарищей.
- Ты жив придурок,- психанула жена,- А где твои товарищи?
- Не знаю. Ничего о них не знаю. У меня друг был... Ну не друг, конечно... Приятель.... Сослуживец, одним словом. Женька Поликарпов. Наш Калининский. Десятую школу оканчивал. Мы представляли тогда как после дембеля вернемся в Калинин и от вокзала пешком до дома... В десантной форме... Красотища... Не получилось. Вернулся один. А Женька, наверное, не простил.
- А ты ему писал? Искал в Калинине?- спросила Наташа.
- Нет, стыдно было. Меня ведь недели через две после того позора в Союз вернули. Не знаю почему.... В Рязани дослуживал.
- Мы так рады были,- откликнулась Нина Евгеньевна.
Это были ее первые слова за весь вечер. Все повернулись в ее сторону, как будто впервые увидели.
- Игорь, ты вообще, о чем?- возмутилась одна из сестер,- Ты о маме с папой думай, а не о Поликарпове. Им каково было, когда ты в этом Афгане проклятом служил. Ты не видел их, а я видела. Они жить начали когда ты в Рязани оказался.

И сразу как пелена спала. Все заговорили разом. Права ведь девчонка.

Борисов мучительно соображал как с минимальными потерями выпутаться из создавшегося положения. Признаваться не хотелось. Он понял,- что придется. Он не мог больше врать этой семье. Семье, в которой росла его дочь.
- Игорь,- начал он вкрадчиво,- Женя Поликарпов погиб через несколько дней после твоего отъезда. Почти все погибли. Их вел ваш ротный капитан Литовченко. Он тоже погиб. Женя похоронен в Калинине на кладбище в Перемерках. Я привез его в сентябре 82-го года. Вот такие дела Игорь.

Борисов поднялся, рассеянно охлопывая карманы. Однокурсницы обалдело смотрели на него. Никто не проронил ни слова. Наташа опомнилась первой.
- Ты куда?- с тревогой спросила она.
- Пойду, покурю. Извините.
Бочком ссутулившись он вышел из-за стола.
- Как все это понимать?- с вызовом спросила Инна,- Объяснись, пожалуйста, Волков... Борисов. Или кто ты там еще?
Борисов ничего не ответил и вышел из комнаты. В дверях квартиры его нагнала Наташа.
- Леша, ты просто так уйдешь? Ничего не объяснив?
- Наташ, я пока никуда не ухожу.
- Правда вышел курить?
- Правда.
- Я тоже с тобой покурю.
Они закурили. Наташа сделала две затяжки, потушила и выбросила сигарету. Борисов последовал ее примеру.
- Ты объяснишься с Инной?
- Я не могу сейчас. Не готов. Да и момент не тот.
- Рита твоя дочь.
- Я догадался. А ты знала об этом?
- Даже в голову не приходило.
- Мы встречались с Инной после выпускного. Всего одна ночь,- он закусил губу, опустил глаза,- Если бы я знал.
- Если бы знал, то что бы сделал?
Борисов махнул обреченно рукой,- Многое мог бы сделать. Да чего теперь об этом.
- Ты правда, Борисов?
- Правда.
- А как же Волков? Леша, ты кто, вообще?
- Олег тебе все расскажет.
- Ты про нас знаешь? Откуда ты знаешь Олега?
Борисов улыбнулся.
- Я даже знаю, что он зовет тебя Натой. У меня это слово ассоциируется с одной девочкой армянкой. Я учился с ней до пятого класса. А русская красивая женщина должна зваться Наташей. Звучит то как.... Наташа.... Как песня. Я ему, кстати, сказал об этом.
- Значит, Олег расскажет нам... А почему не ты?
- Скажи ему, что я разрешил. Он все знает. Почти все.
Борисов посмотрел на часы.
- Я пожалуй, пойду.
- И не вернешься за стол?
- Я не готов отвечать на вопросы.
- Леша, пожалуйста, удели мне еще несколько минут.

Через пять минут он поцеловал Наташу в щеку.
- Пока. Инне передай,- я люблю ее. Я счастлив, что у нас есть Рита.

Наташа вернулась в комнату. Инна с мольбой смотрела на нее.
- Мы поняли так, что господин Борисов покинул нас?- спросил Виктор Петрович.
- Он ушел,- сказала Наташа,- Наверное, тяжело опять пережить прошедшее.

Она села за стол.
- Я не хотел, чтобы он уходил,- Игорь виновато смотрел на Инну,- Просто решил узнать правду.
- А правда в том, Игорь,- сказала Наташа,- Что спас тебе жизнь тогда Алексей Владимирович. Знаешь, почему? Из твоего «личного дела» понял, что ты племянник Андрея Петровича. Не взял тебя на операцию, а потом добился перевода из Афганистана.
- Это он тебе сказал, когда вы курили?- спросила Инна.
- Да.
- А больше ничего?
Наташа глянула на нее со значением.
- Так, кое-что.

Они сидели втроем в квартире Наташиной мамы.
- Его отец Борисов Владимир Иванович был генералом КГБ, работал в аппарате Андропова,- говорил Олег,- В 74-ом году Алексей поступил в МГИМО, а в августе ввязался в драку с "лумумбовцами". Вы поняли о ком я. А он еще покруче меня дрался. В общем, покалечил он двоих. Одного еле откачали. Скандал замяли. Был бы из простой семьи, лет двадцать огреб, а так только с Москвой пришлось распрощаться. Ему поменяли паспорт, дали фамилию матери, и отправили на периферию в Калинин. Так появился студент Волков Алексей Владимирович. За пять лет отношения между СССР и страной из которой были те негритосы испортились и в 79-ом году Алексея легализовали. Пришлось, правда, повоевать в Афгане. Он ведь не собирался работать по распределению, поэтому отказался от Загорска. В Афгане крепко ему досталось. Два очень серьезных ранения. Сейчас генерал-лейтенант ФСБ. Герой Советского Союза. Такая вот судьба. А об стальном, Инна, тебе уже рассказывала Наташа.

Наташа улыбнулась,- Ты не зовешь меня больше Натой? Почему?
Олег смутился.
- Мне больше нравится Наташа.
Инна думала о своем.
- Я не понимаю. Мне же десять лет тому назад говорили, что Леша спился.
- Кто тебе говорил?
- Бывший его одногруппник Веревкин. Потом, через какое то время сказал, что Леша в ЛТП. А Женя пытался найти Лешу и не нашел. Теперь понятно почему.
- Женя не нашел Алексея, но Женю нашел Веревкин,- объяснил Олег,- Да-да, не удивляйтесь, Веревкин работал в КГБ и когда ему передали, что Волковым интересуются, сразу среагировал. Ваша встреча на Сретенке подстроена им и твоим мужем. Веревкин еще и Наташу туда привел. Не эту, а ту с фотографии,- жену Алексея. Она, кстати, сама напросилась. Очень хотела на вас взглянуть, Инна Андреевна.
- Она стояла на другой стороне улицы и улыбалась мне. И я ей тоже улыбнулась в ответ. Я не узнала ее тогда.
До Инны вдруг дошло самое главное.
- Она была его женой. А он нагло мне врал в ту ночь после выпускного.
- Они женились в конце 79-го года. Когда ты бросила его, Борисов какое то время надеялся. Потом узнал, что ты вышла за Трофимова, понял что ничего не вернуть и женился на Наташе. Та ушла от летчика ради него.
- Но он женился раньше, еще в 77 году. Весь курс об этом знал. Скажи, Нат.

Та утвердительно кивнула головой.
- Это совсем другой случай. О нем тебе может рассказать только сам Борисов.
- Боже мой, сплошные секреты. Жила целый год с человеком о котором оказывается ничего не знала... У них есть дети?... А где эта Наташа?
- Алексей уже воевал в Афгане, у них родилась дочь. Она умерла в 89-ом году от рака крови.
Инна с ужасом смотрела на Олега.
-  Нет, нет,- поспешно успокоил тот,- Это не по линии Борисова. Наташа умерла через два года с тем же диагнозом.

Наташа придвинулась к Инне и обняла за плечи.
- Инусь, ну-ка взгляни на меня. Что-то ты совсем сникла. Посмотри мне в глаза.

Инна посмотрела. Наташа, молча, отошла к окну.
- Почему он ничего не объяснил мне?
- Он собирался это сделать. На следующий день после выпускного. Попросил тебя подождать, понесся на переговорный пункт, созвонился с отцом, получил разрешение от него.
- Разрешение на что? Говори прямо, Олег, я не обижусь. Хотя я и сама уже догадалась. И ты знаешь когда? Еще в 76-ом году.
- Ты догадалась? Что он не Волков? Как?
- Да нет, что ты, об этом я не подозревала. Но вот отношение его родителей удивляло. Было ощущение, что они не собираются со мной знаться. Он ничего не говорил, я сама чувствовала. Олег, ведь я права, да?
- Таких тонкостей я не знаю. Это тебе только сам Борисов может объяснить. Но думаю, что у его родителей свои планы были на будущее сына. Как, впрочем, и у твоих, тоже.
- Та самая женитьба в 77-ом году, да?
- Не знаю, Инн. Честное слово. Ты думаешь, он мне по секундам свою жизнь расписал? Так, самые основные моменты.
- Значит, он получил тогда высочайшее соизволение, примчался на такси, а меня и след простыл. Только записка в двери,- "пошел на хер".
- Неправда, Инн, ты же написала, что выходишь за Трофимова,- перебила Наташа.
- А это одно и то же. Хорошо что я тогда его не дождалась. Голубая кровь. За разрешением он понесся. Да плевала я на него и его семью. Так и передай, если увидишь.
  Инна резко поднялась.
- Я ухожу, Наташ.
У двери остановилась
- Олег, ты только мои слова на свой счет не принимай. А Волкову или Борисову передай, что семью его я ненавижу. И чтобы он близко не появлялся у моего дома. О Рите пусть забудет. Ее Женя воспитал и она его дочь. Все, пока. Нат, закрой  за мной дверь.
  Наташа вернулась в комнату.
- Обиделась,- опечалился Олег,- Борисов просил помягче, а я..
- Ничего,- Наташа задумчиво рассматривала потолок,- Переживет. Это ей полезно. Сама тогда на всех свысока смотрела, а тут ее немного подвинули.
- Я тебя не узнаю, Наташа.
- Я сама себя не узнаю. Плохо мне Олежек. Не физически. Душа болит.... Не за нас с тобой.
- Из-за Инны?
- Может быть.... Ладно, проехали. Ты о Борисове еще что-нибудь знаешь?
- Почему он тебя так заинтересовал?
- Ничего себе вопросик. Я училась с ним пять лет, ненормальным считала. И вдруг такое. Да у меня мозги закипают.
- С какой стати? Для Инны это шок, я понимаю. А тебе то что?
- Инна, это Инна, а я, это я. Вчера, когда он уходил с поминок, я попросила его задержаться на несколько минут. Мы с ним говорили на лестничной площадке. Я выяснила у него про Инкиного брата. Я тебе уже рассказывала. А потом Волков обронил несколько странных фраз. Я немного выпила на поминках, слова не помню толком, но осталось жуткое ощущение, что он знает про меня все.
- Как это все?
- Мне показалось, что он в курсе моей деятельности. Я свой бизнес имею в виду. Жутко стало. Как под колпаком. Я тебе рассказывала, что оба моих деда были репрессированы перед войной. Одного из них расстреляли. Другой пятнадцать лет отсидел, вернулся и умер через год. Я чекистов, КГБ-эшников на дух не переношу. А тут Волков. Чекист. Он говорил, а сам не мигая смотрел в мои глаза. Как удав. Страшно стало.
- Почему, Нат?
- Олег, ну честное слово, ты как ребенок. Что, мне впрямую тебе сказать?
- Наташа, я прекрасно знаю, что бизнес чистыми руками не сделаешь. Все мы это знаем, но закрываем глаза. На тех за кем кто-то есть. Поняла?
- А вдруг Суворов не поможет? У него своих дел хватает.
- Ты серьезно решила, что Борисов копает под вас? Ты с ума сошла? Борисов никогда не подставит Инну. И тебя тоже.
- Инну, может быть, но меня как раз прижать может.
Олег несколько секунд размышлял.
- Ааа, ладно, скажу. А то ты глупостей наделаешь со страха. В двух словах. Суворов, это пешка. Он ничего не решает.
- Он не решает?- Наташа и изумилась и испугалась одновременно. В глазах блеснула отчаянная растерянность,-  А кто тогда?
- ФСБ. А конкретно, товарищ Борисов А. В.... Что ты так изумилась? Наивная ты, Наташ.
- Это он для Инны старается?- новость потрясла Наташу.
- Борисов всю жизнь оберегал ее. Такая форма шизофрении. Он был женат и Наташу не бросил бы никогда. Сам мне так сказал, и я ему верю. А перед Инной он чувствовал огромную вину. Да и любить продолжал, наверное. Так что операции отцу Инны организовывал он, весь ваш бизнес организовал он. Муж Инны добился всего только благодаря ему... И ты тоже.
  Наташа ошеломленно молчала. А в памяти вдруг всплыло.... Безмерно одинокий "афганец" пронесший любовь через десятилетие.
Она подошла к книжному шкафу. Олег наблюдал как она лихорадочно перелистывает альбом с фотографиями.
- Где же? Где?- шептала она,- Ах, вот...
Наташа положила перед Олегом на стол небольшую черно белую фотографию. Тот взглянул и сразу помрачнел. Наташа все прочла по его лицу.
- Ты знаешь этого человека, Олег?
- Знаю,- Олег превратился в свинцовую тучу,- Насколько я понял, это твой бывший любовник.
Наташа не отреагировала на выпад.
- Где ты с ним познакомился?
Олег хмуро уставился в угол.
- Олежек, милый... Да, я была с ним... Пять лет назад. Я ведь сразу призналась тебе, что у меня были мужчины.
- И этот был такой-же как все?
- Не такой.
- Вот видишь.
- Не такой,- повторила Наташа,- Он всю жизнь любил одну девушку... Одну женщину. Так бывает в кино... И в книгах. А в жизни не бывает. Я так думала. И вдруг встретила его. Мы были вместе всего несколько дней. Олег, я не хочу вспоминать...
- Ты любила его?
- Нет,- сказала поспешно она,- Нет, Олег... Он мне очень нравился тогда... Но полюбить его я бы не смогла. Он очень похож на Борисова. Два фанатика однолюба.
Олег почувствовал прилив сил и миролюбиво покосился на фото.
- Я встретил его как раз у Борисова. Вчера. Он передал тебе привет... А я забыл. Прости.
- Да ладно... Чем он занимается?
- Я так понял, что просто живет где-то на Волге вместе с женой. И еще я понял, что Борисов отчаянно ему завидует.
- Вот чья воля свела нас тогда вместе,- поняла Наташа.
- Борисов... Везде Борисов,- пробормотала она.
- Алексей очень хорошо относится к тебе, Наташ. Если бы я не знал про Инну, то подумал бы, что он не равнодушен к тебе.
- Он поцеловал меня в щеку на прощание, а я подумала,-  поцелуй Йуды. Представляешь?
- Мы разговаривали с ним вчера вечером. Он сказал, что ты испугалась его вопросов. Очень жалел, что вообще начал разговор. Он ведь тоже выпил и  слегка потерял над собой контроль. Еще он не может простить себе, что не догадался раньше взглянуть на Риту. Боялся увидеть в лице дочери любимой женщины трофимовские черты. Он был уверен, что Рита дочь Трофимова.
- Почему ты не рассказал все это Инне?
- Борисов категорически запретил мне. Я слово дал.
- И нарушил?
- Я ведь Инне не говорил. Только тебе.
- Хорошо, Олег. Я все поняла.

Утром Голикова вызвал Гордеев.
- Есть хорошие новости, Олег. Дело Трофимова забирает контора. Так что действуй. Протоколы подшей. Через два часа дело должно быть у меня на столе.

Голиков возился с документами когда зазвонил телефон.
- Здорово, Олег. Узнал?
- Конечно, Алексей.
– Подготовил трофимовское дело?
- Практически, да. Еще минут двадцать и все будет готово.
- Я кажется решаю понемногу твою проблему.
- Не совсем понял.
- Ты переводишься в Москву. Ко мне. С повышением в должности и звании. Это было не просто, но я решил.
- Товарищ генерал,- спросил Олег, внезапно осипшим голосом,- Вы всегда все решаете сами, не спрашивая согласия?
- Ты должен к этому привыкнуть. Иначе не сработаемся.
- И когда?
- Два дня на передачу дел. В четверг в десять ты должен быть у меня. Гордеев  уже в курсе.
- Он мне ничего не говорил.
- Сейчас скажет. У тебя есть еще вопросы?
- Не по переводу.
- Говори. Что ты мнешься?
- Я рассказал Инне про вас.
Олег замолчал. Не знал как лучше объяснить Борисову.
- Она сделала  свой выбор, Олег. Не переживай. Все в порядке. В четверг в десять жду.
И повесил трубку.

Пасмурный прохладный день на излете лета.
- Вот и отпуск кончается,- печально сказала Инна,- Через неделю на работу. Опять лекции, семинары.
- Можешь бросить работу. Теперь это не обязательно.
- Не могу, не так воспитана.
Они шли вдоль заброшенного пруда. Впереди маячила церковь с золочеными куполами.
- Нат, куда ты меня ведешь?
Наташа  достала из сумочки  две темные косынки. Одну из них протянула Инне.
- Повяжи на голову.
- Ты в церковь меня привела? Зачем?- изумилась та.
- Давай, зайдем.
- Я не пойду, Нат. Я не крещеная... Да и вообще…
- Что, вообще?
- Понимаешь, Нат, я думаю, что бог, может быть, есть. Скорее всего, есть. И верить в него я готова. Но ритуалы эти.. Какое отношение они имеют к богу? Ведь если бог всемогущ, он и так о каждом из нас знает все. Наши мысли, чувства. Все подлости людские видит. Если у меня светлые мысли, не на кого ножа не точу, он же видит это. Зачем ему от меня еще молитва? И наоборот, убийца и насильник, сколько бы не молился, его не обманет. Я не права?
- Может быть и права. А может, нет.... Не знаю. Я сама то в церкви два раза была.... Хорошо, не хочешь в церковь, давай на этой скамейке посидим.

0ни сели на скамейку у пруда.
- Ты хочешь о чем-то серьезном поговорить?- спросила Инна.
- А ты? Тебе нечего мне сказать?
- Не понимаю тебя.
- Мне страшно спрашивать, но я спрошу. Ты ведь обрадовалась, когда узнала, что у Волкова больше нет ни жены ни дочери? Что они умерли... Только честно.
- С чего ты взяла?
- Я в глазах твоих тогда прочла. Ты взгляд отводила, боялась, что мы с Олегом  мысли твои поймем. Скажи, что это не так.
- А если и так, то что?- Инна с отчаянием взглянула на подругу,- Грех я совершила, да? И ты меня в церковь потащила грехи замаливать? А ты не подумала, что Наташа эта когда-то всю жизнь мою под откос пустила? Мне сорок... Почти. За мной одни руины... Да и не думала я так. Просто, сначала ужаснулась, что у Риты может рак крови быть, а потом, когда узнала, что все дело в Наташе, отлегло. И радость от этого. Поняла?

Он сидел в своем домашнем кабинете уже больше часа. Ничего не делал, молча разглядывал узоры на обоях. А мысли неслись в юность, в 76-ой год. Их первое свидание. Безумно красивая девчонка с гривой светлых волос одевшая на себя самое лучшее из своего гардероба, и он в сером невзрачном костюмчике, обреченный врать ей с самых первых мгновений. Так хотелось увезти ее в свою прежнюю жизнь, удивить, поразить. И мама была не против. Не обрадовалась выбору сына, но отнеслась с уважением. Отец был непреклонен. Как Леша уговаривал его, как умолял. Мама пыталась заступаться. Бесполезно. Время шло, он надеялся на лучшее, а пока читал ей стихи смысл которых и сам то не очень понимал.
- Я другом ей не был, я мужем ей не был.... Кем я ей был? Кем остался теперь? Отцом ее ребенка? Это здорово, но так мало.
А как в «Березке» он подбирал ей "шмотки"? Оля - соседка по подъезду, фигурка практически Инкина, миллиметр в миллиметр, два часа прыгала перед ним примеряя то одно, то другое. Потом печатали липовые чеки недельной давности. Благо, заведующая -  давняя подруга мамы. Если бы можно было хоть на несколько секунд вернуться туда. Всего лишь сказать,- "Инна, я не Волков".
 Он достал из бара бутылку виски и стопку. Налил, но выпить не успел. В дверь позвонили. Не глядя в глазок, он открыл. На пороге стояла Инна.
- Здравствуй, Леша... Можно к тебе зайти?
Он попятился. Она прошла в прихожую.
- Значит, здесь ты и живешь? Совсем рядом со мной, а я тебя не встретила ни разу.
- Я видел тебя много раз, но не подходил.
- Зря. Что ты на меня так смотришь, будто боишься? Леша, это я Инна. Не узнаю тебя. Ты какой-то не такой. Покажи мне хоть свою квартиру.

Они переходили из комнаты в комнату.
- Какая огромная. У нас меньше. В нашей холл, выход на лоджию..
Она осеклась.
- Ты был в нашей квартире?
- Был. Когда она была моей.
Инна ахнула,- Мы у тебя ее купили? Поэтому так дешево?
Она взяла его за руку.
- Ты показывал мне свой кабинет. Пойдем туда.
Они зашли. На столе сиротливо стояла бутылка и наполненная стопка.
- Ты выпить хотел? Выпей.
- Нет. Теперь не надо.
Они сели на диван.
- Леш, это ты помог с операциями папе? Я знаю, ты. Мне Ната рассказала. И про наш с ней бизнес, тоже. Помнишь, ты Светлова читал? "Любимую, взяв осторожно, на облако я посадил". Лешка, Лешка, пятнадцать лет на облаке. Сними меня с него... Пожалуйста.
  Борисов молча смотрел на нее.
- Я знаю про твою жену и дочь. Страшно жалко тебя.
  Он продолжал молчать.
- Леш, я конечно понимаю, что мы с Ритой, наверное, не сможем заменить тебе…- Инна замялась,- И лет мне уже много. Но сколько-то мы еще проживем на свете. Может эти оставшиеся годы... Если я буду рядом… Леш, ну чего ты молчишь? Я же остаться хочу с тобой. Насовсем. Ну скажи что-нибудь. Ты то этого хочешь или нет?
- Инна,- сказал Борисов ошалело,- Ты же Олегу говорила…
Она закрыла ладонью его рот.
- Он не так понял.
- А твой муж?
- Я рассказала ему вчера все. Про тебя, про нас с тобой. Он разозлился и ушел. Сегодня утром позвонил и сказал, что больше не вернется.

Они сидели на диване, и он рассказывал, рассказывал. Про всю свою жизнь. Как же было здорово говорить правду. Инна знакомилась с ним во второй раз. Не перебивала. Ей хватило мудрости на это. Даже когда становилось обидно до слез и хотелось крикнуть,- "Ну это-то ты мог сказать мне".
 Потом они ужинали. Он опять говорил, и нарастало ощущение, что он оттягивает момент близости с ней. Инне стало страшно от мысли, что та их сумасшедшая любовь осталась только в воспоминаниях и никогда не повторится.

Они занимались любовью в кромешной темноте. Раньше всегда включали ночник, чтобы видеть друг друга. Любили не только телом, но и глазами. Да и начал он не как раньше чувственно ласково, а напористо, даже, жестко. Она поняла, что прежней любви не будет, что уже не Волков с ней рядом, а какой-то неизвестный Борисов. Решила просто подчинится ему, дать осуществить свою потребность. Она расслабилась, двигаясь в такт с ним, вдруг что-то поднялось внутри, она прижалась к нему, сдавила руками и ногами и сознание провалилось. Очнулась вся мокрая от пота с дрожащими коленями и ощущением многочасового непрекращающегося оргазма. Хотела позвать Лешу, язык не слушался. Рукой на ощупь нашла его, дотронулась до его бедра, двинулась ниже.
- Ты как, Инн?
- Я еще хочу тебя.

Заснули на рассвете.... Инна проснулась первой с ощущением полного счастья. Встала, подошла к окну и раздвинула шторы. Утренний свет залил комнату. Она вернулась в постель. Увидела все. Ночью, когда обнимала, чувствовала, но не поняла. Он проснулся и с улыбкой глядел на нее.
- Леш, это Афганистан, да?
- Извини, не хотел шокировать тебя вечером. Даже свет не включал.
- Олег говорил, что ты был серьезно ранен, а я мимо ушей.
Она нагнулась над ним, губами коснулась длинного косого шрама на груди.
- Инн, ну что ты, не надо.
- Леш, все самое страшное в твоей жизни мимо меня. Ничем тебе не помогла.

Борисов вдруг сказал,- Хочу признаться. Я ведь с Олега честное слово взял, что он тебе не расскажет о моей,- он замялся,- Нуууу... О помощи, что ли. Понимаешь, о чем я? А меня за язык никто не тянул. Мог бы, вообще, ему не говорить. А сказал. Знаешь, почему?
- Знаю, Леш. Догадалась почти сразу,- Инна засмеялась,- Я еще подумала,- настоящий чекист. Знал, что Олег Натке расскажет, а она мне. Все просчитал. Я тебе тоже признаюсь. Когда ты на поминках увидел Риту, я решила уйти от мужа. Мне все равно было кто ты. Слесарь, токарь. Честное слово. Веришь мне?

Конечно он ей поверил.
- Ты мог бы обойтись без своих многоходовых комбинаций. Просто снял бы рубашку.... Если бы не я, этих шрамов не было бы.
-Ну вот и приплыли. Теперь будешь истязать себя. Инна, я просто исправлял свои косяки.
- Признайся, что плюнул ты тогда на свою жизнь.
В его жизни тогда была Наташа, была дочь. Ради них он жил. И в живых остался тоже ради них. Может быть когда-нибудь он расскажет об этом Инне. Но не сейчас. Пусть думает, что была в его жизни единственной звездочкой.
- Наверное, так и было. Хреново без тебя. А ты опять не сбежишь? Записку напишешь и поминай как звали.
И сам устыдился своей шутки.
- Прости, я не хотел тебя обидеть. Я просто дурак.
- Леш, не принимай меня за ту дурочку с которой ты встречался пятнадцать лет назад. Разве бы я сейчас так поступила? Я теперь точно знаю, Леш, что близкому человеку, по-настоящему близкому, прощать можно все.
- А если я тебя бить начну?
- Но ты же не начнешь. А если бы мог ударить, я не могла бы любить тебя. Леш, ну ты же понимаешь о чем я. Помнишь, мы приезжали в Москву в 76-ом году? В ЦДСА катались на лодке, и ты случайно ткнул веслом меня в бок. Помнишь?
- Еще бы. Ты сначала так глянула на меня.
- Леш, у меня бок болел страшно несколько дней. Я тебе просто не говорила. Ты ведь не нарочно. Тогда мне мудрости хватило.


Прошло полгода. Наталья Ильинична Голикова зашла в гости к подруге Инне Андреевне Борисовой. Они сидели в гостиной, пили кофе и болтали о пустяках. Наташа тревожно поглядывала на Инну. Та, наконец, не выдержала.
- Нат, ты ведь что-то хочешь мне сказать?
- Как ты относишься к Борисову?
- Нормально. А что?
- Имей в виду, он вида не показывает, но это его предел. Если ты вдруг по своей привычке отвернешься от него, он не выдержит.
- Ты что, Нат? Что за разговор?
- Мне Олег сказал,- Борисов сейчас на пределе. Вы, вообще-то, спите в одной постели?
- Конечно.
- Он тебя трахает, ты получаешь кайф и засыпаешь?
- А у тебя по-другому? Ты, вообще, о чем?
- Он боится тебя потерять.
- Я не собираюсь уходить. Мне кому это крикнуть? Твоему Олегу? Или сама передашь?

Хлопнула входная дверь. Через секунду появилась Рита.
- Привет, тетя Наташа. Вы кого ждете мальчика или девочку?
- Привет ты можешь говорить своим подругам, а тете Наташе надо говорить здравствуйте. И вопросы такие задавать в твоем возрасте не прилично,- с раздражением сказала Инна.
  Рита потупилась,- Извините, тетя Наташа... Мам, а папа где?
- Как где? На службе.
- Он обещал к одиннадцати подойти.
Инна поджала губы.
- Мне он ничего не обещал. Сиди и жди своего папу.
Рита что-то мурлыча  под нос, вышла из гостиной.
- Зря ты так с ней,- упрекнула Наташа.
- И ты туда же. Воспитывай своих дома... И вот его,- она указала на Наташин живот,- А с моим ребенком я сама как-нибудь разберусь. Понятно?
- Теперь понятно,- Наташа, если и обиделась, вида не показала,- Теперь все встало на свои места.... Он же отец. Ты когда за Борисова замуж выходила, разве не хотела, чтобы Рита приняла его?
- Но не так же. Получилось, что я дура и пятнадцать лет все делала не правильно. У меня экзамены у студентов. Она катается с отцом на лыжах в Альпах. На днях гоняла с ним на снегоходах на даче. Полный восторг. А мать которая пятнадцать лет растила, по боку. Я же вертолетом управлять не умею и стреляла только из ружья. А Лешка ей уже гранатомет давал. Дурдом. Получил взрослую дочь. Его же не было рядом, когда я с пузом ходила, на сохранение лежала, потому что на нервной почве чуть выкидыш не случился. Растила, переживала, ночи не досыпала. Все коту под хвост. Теперь у нее папа, который может все.... Рита с каждым днем все больше отдаляется от меня.
- Значит, ты сама себя не правильно ведешь. Сделай так, чтобы Рита чувствовала в вас одно целое. Что бы она не понимала где ты, а где он. Поняла?
- Нет, Нат, не поняла. Слишком мудрено.
- Ну пойми ты, у него была дочь. Для тебя это факт биографии. А для него? Представляешь, как с этим жить дальше? И вдруг Рита. Вот Леша всю нежность, которую той не успел отдать, этой отдает. А ты вместо того, чтобы подержать, заставляешь страдать.
- Да ладно тебе. Нашла страдальца. Он офицер. Воевал. И все, хватит. У меня свое мнение.

  Они замолчали. Каждый думал о своем. Появилась Рита.
- Мам, у папы в кабинете дедов телефон звонит. Взять трубку?
- Не надо. Папа придет, перезвонит.
- Как скажешь,- Рита вышла из комнаты.
- Что это за дедов телефон?- удивилась Наташа.
- У Леши в кабинете отдельный телефон. По нему только Владимир Иванович звонит.
- Почему бы тебе не ответить?
- Я боюсь его, Нат. Жутко боюсь. У него такой безжалостный взгляд. Чистые руки, горячее сердце, холодная голова.... Голова действительно холодная, а сердца нет вовсе. Про руки не знаю. Хорошо, что мы живем отдельно.
Рита снова заглянула в комнату.
- Мам, дед опять звонит.
- Ну где Лешку носит? Обещал ведь Рите к одиннадцати. Придется ответить.

Она прошла в кабинет мужа, прикрыла дверь.
- Здравствуйте, Владимир Иванович. Алексея нет.
- Это ты Инна? Здравствуй. Когда он появится? Впрочем, я и тебе могу сказать. С твоего мужа, ну того, который перед моим сыном был, обвинения сняты. Можешь спать спокойно.
- Вы о чем, Владимир Иванович? Я не в курсе.
На другом конце провода воцарилось молчание. Инна трубку в ухо вдавила, ничего не слышала.
- Владимир Иванович,- ее голос дрогнул,- С Евгением что-то произошло?
- Много не хорошего. Алексей просил меня помочь. Я помог.
- Почему он вас просил, а не сам?
- У самого кишка тонка. Слишком глубоко твой Женя вляпался.
- Он не мой,- неожиданно резко сказала Инна,- И у Алексея, кстати, я тоже не первая жена.

Сказала и сама испугалась своего тона.
- Не любишь меня?- спросил Борисов старший,- Ну и правильно. Виноват я перед тобой. Хотел сына на Нине - дочери своего друга женить. Женил.
- Я знаю эту историю, Владимир Иванович и не осуждаю вас. Вы отец, хотели для сына лучшей партии. А тут я. Ну уж какая есть.
- Если бы я тебя знал тогда, я бы от своей затеи с Ниной отказался.... Рите привет передай от дедушки и бабушки. До свидания.
Инна с изумлением смотрела на гудящую трубку. Наконец опустила ее на телефон и вышла из кабинета.
- Что ты такая взбудораженная?- удивилась Наташа.
- Мам, ты с дедушкой разговаривала?
- Да, тебе привет.
В этот момент хлопнула входная дверь. Шаги в прихожей. Борисов зашел в комнату.
- Одни девки. Хоть бы один парень.
- Пап, не нарывайся, а то мама быстро приведет.
Борисов прищурившись глянул на дочь.
- Зайди в мой кабинет,- сказал сухо.

У Инны горело лицо будто пощечин надавали. Рита вышла из кабинета. В глазах слезы. Инна рванулась к Борисову, но Рита остановила.
- Прости, мам. Мне очень стыдно за свои слова, честное слово. Я тебя очень люблю.

  Появился Борисов.
- Рита, приготовь, пожалуйста, обед.
- Она тебе хоть раз такое говорила?- спросила Наташа.
Борисов уселся рядом.
- Наташ, я грандиозное дело начинаю. Но я государственный муж, коммерцией заниматься не могу. И Олег твой тоже. Предлагаю тебе должность генерального директора со всеми вытекающими последствиями. Кроме одного,- он многозначительно посмотрел на нее,- В тюрьму тебя не посадят... Ни при каких обстоятельствах.
- Леш, Ната ребенка ждет
- Да ради бога. Должность появится через полгода.
- Из тебя хороший бы шахматист вышел. Гроссмейстер,- сказала Инна грустно улыбаясь,- Мне иногда кажется, что вся моя жизнь это твоя шахматная партия, а я королева, которую ты загоняешь в угол.
Борисов резко поднялся с дивана и вышел из комнаты.
- Мам, разберись в себе. Папу не трогай, пожалуйста.

Борисов сидел в кабинете. Инна подошла и встала рядом.
- Ты что то хочешь сказать?- спросил он не оборачиваясь.
- Звонил твой отец. Тебя не было, я взяла трубку. Ты что, на самом деле просил его помочь Астахову?
- Тебя это удивляет?
- Не понимаю твоего интереса. Это что, такая форма благотворительности?

Теперь он смотрел на нее во все глаза. Будто увидел впервые.
- Это же твой муж. Ты прожила с ним столько лет. Он дочь мою растил. Ты сама была Астаховой недавно. Я что, должен в стороне стоять и смотреть как его пакуют по полной?
Инна молчала.
- Ты спросила отца за что Женьку взяли?
- Нет.
- Здорово. Даже не поинтересовалась. И у меня не спрашиваешь. Тебе безразлично, да?
- Не ори на меня,- она пододвинула стул и села рядом,- Просто я, когда пришла к тебе, прошлое оставила за бортом. Понимаешь? Только ты, я и Рита. Разве это не правильно?
- Если меня бросишь, тоже оставишь за бортом?
- Я не собираюсь тебя бросать.
- Ну а если?... Чего молчишь?... Эх ты.

Инна напрасно ждала его в спальне. Он не пришел. Она задремала, проснулась. Одна в постели. Встала, вышла в коридор, подошла к кабинету. Прислушалась к тишине за дверью. Осторожно открыла дверь и вошла. На столе початая бутылка виски. Незнакомый альбом. Она уже догадалась когда открыла его. Семейные фотографии. Наташа и девочка очень похожая на нее с Лешкиными глазами. Она закрыла альбом. Долго смотрела на мужа. Он спал неудобно скрючившись на крохотном диванчике. Она дотронулась до его плеча.
- Леш, Леш, проснись, пожалуйста.
Он открыл глаза. И она рассказала ему как плохо ей было без него эти пятнадцать лет, как тошно жилось с мужьями, как хотела она нанимать адвоката когда испугалась, что Лешу могут посадить. Много чего наговорила. Борисов поверил, и она себе самой поверила тоже. Они так и заснули на диванчике в позе эмбрионов.

На следующий день после работы Инна зашла к Наташе. Двух слов не успели сказать, появился Олег.
- В Калинине на той дурацкой работе до ночи торчал, а теперь все как у людей,- довольно сказала Наташа,- Я твоему Борисову памятник при жизни поставлю.
- Олег,- спросила Инна,- Между нами, какой Борисов на службе?
- Что ты имеешь в виду?
- Нуууу... Добрый, злой, высокомерный?
- Ты знаешь, что офицер не имеет права обсуждать старших по званию?
- Олег, ну ты только мне... По секрету.
- А ты сама каким его представляешь?
- Не знаю. Наверное, требовательный, да? И мне кажется очень объективный и терпимый. Как вспомню тот злополучный вечер 2-го июля. Разговор матери наставницы с недотепой сыном. Так стыдно за себя. А как я в 76-ом году на первое свидание приперлась вся разодетая. Что он обо мне тогда думал? Олег,- она резко сменила тему,- А кто все-таки убил Трофимова?
- Во всяком случае не твой муж.
- А мне легче бы было если бы он.
- Ты что, с ума сошла?- ахнула Наташа
- Да глупость я, конечно, сказала. Я ему смерти и сейчас не желала бы.... Но наказание за подлость он заслужил
- Кто-то наказал.
- Кто-то, но не за нас с Лешей.... К сожалению.


Они встретились в мужском туалете в курилке.
- Сохнешь по Инке то?- спросил Трофимов.
- С чего ты взял?
- Видел как ты глядел на нее. Зря. Дура она и сука порядочная.
- Что же ты так о любимой женщине?
- Задолбала она меня. Вместе со своими родителями. Представь, ее папаша пытался устроить меня преподом в «путягу». МЕНЯ. Умора, бля….
- Ладно, не будем об этом,- перебил Борисов,- Поговорим о тебе.
- А у меня все окей, Леша.
- Не совсем.
- Что ты имеешь в виду?
- Влез ты не туда.
- А ты что, мент что ли?
- Вова, тебе последнее предупреждение. Ты знаешь от кого.
- Не пугай меня. Ишь куда забрался. А может был всегда? Как там у вас это называется? Секретный сотрудник? Сексот?
- Короче. Я тебя предупредил.
- Не те времена, Леша. Скоро мы командовать будем. И конторой вашей тоже. Так что, Лешенька, будешь на нас работать. Ты не бойся. Мы тебя не обидим. И в звании, Леш, повысим. Кто ты там? Капитан?.... Или уже майор?
- Неважно. Я тебе все сказал.
В туалет зашел какой-то парень. Потом еще один. Бывшие приятели молча курили.
Парни вышли.
- Леш, а ты попробуй, может Инка на тебя западет. Скажи, что ты чекист, а не чмо деревенское.
- Заткнись.
- Да ладно, Леш, я же по старинке, по-приятельски. А помнишь шалаву с которой ко мне приезжал? Как она там?
Борисов ударил коротким слева.
Трофимов сидел на полу возле кабинок и ощупывал подбородок.
- Ловко, Леш. Что же тогда не врезал, когда я у тебя бабу увел? Знаешь, Леш, как я имел ее? И раком, и стоя. А ты под окнами стоял и в штаны небось дрочил.... И Наташа та твоя ****ь подмигивала мне тогда на кухне. Ты чего это? Зачем?

Борисов выстрелил не целясь. Пуля все равно легла между глаз.
Он вышел из туалета. В зале гремела музыка. В фойе пусто. Борисов неторопливо спустился в вестибюль, прошел мимо швейцара - своего агента и вышел на улицу.
               

               
                Октябрь 1994 г.
                Послесловие.

И я сотворил «Женщину с облака». Вику Суворову превратил в Инну Яковлеву. Убрал безжалостно свою телесную оболочку, оставив только частицу души. Не удержался и размытыми мазками создал портрет жены. И опять назвал Наташей. Наташей Езерской и Наташей Фадеевой. Кстати, диалоги допросов хоть и придуманы, но построение речи и «суконность» языка взята у реальных «следаков» с которыми когда-то сводила меня судьба.
Жена прочла. Ее образ понравился ей. Но теперь она не увидела меня. И тогда я засел за дневники и через несколько дней выдал «Горского».