Заметки на обочине 9 По бензин

Ирина Брагинская
  Жигули – машина небольшая, но, для своего размера, прожорливая.
  Наша Ласточка была оборудована специально сделанным для неё дополнительным бензобаком. В багажнике, как раз за спинкой заднего сидения, была ниша. По размерам ниши сварили из нержавейки (благостные времена, когда на производствах, выпускавших продукцию для армии, было всё). Нижний уровень самодельного бака оказывался на уровне горловины основного бензобака автомобиля. Баки сообщались шлангом, второй  - воздуховодный  из основного бака был проведен в дополнительный, а выравнивание давления происходило за счет отвода из дополнительного бака. Горловина дополнительного база выходила в багажнике под самую крышку, что позволяло заправлять этот бак  прямо из заправочного шланга. Таким образом, только в  установленные баки можно было взять 90 литров топлива. Кроме этого, мы ещё возили с собой канистру, а то и две. В цивильной Прибалтике, конечно, можно было обойтись даже без дополнительного бака, потому что заправки там были на вполне приемлемом расстоянии друг от друга. Зато в других регионах бывшего СССР встречались глухие уголки, где заправочные станции отсутствовали на сотни километров. Например, заехали как-то в район Пинских болот. Стрелка, показывающая количество бензина, неумолимо стремилась к нулю. Дорога была прямая, гладкая, но совершенно пустынная. По сторонам дороги не было ни полей, ни деревень, только ровное унылое болото с редкими островками деревьев и кустарников. Даже машин на дороге почти не встречалось. Мы всё всматривались в даль, в надежде поймать какой-нибудь грузовик и слить с него немного бензина. Для таких случаев у нас  с собой была легко конвертируемая валюта – спирт, тушенка, копченая колбаса.
   Удобнее, конечно, было бы заплатить деньгами, но в глухих местах народ предпочитал натуральный обмен - там просто купить было нечего. Ассортимент сельских лавок – это вообще отдельная история. Продукты, как правило, были представлены «Килькой в томате», трехлитровыми банками с маринованными зелеными помидорами, дубовыми баранками, слипшимися конфетами «подушечка», которые отрубали топором от общей массы, и вполне свежим черным хлебом. А вот в промтоварных отделах можно было, кроме обязательных резиновых сапог и убойного нижнего белья (в смысле – убивающего потенцию, можно было подчас обнаружить совершенно уникальные вещи. В одной лавке я купила себе французские духи, в другой - туфли производства ГДР – сельские жители не хотели платить непомерные, по местным понятиям, деньги за всякую ерунду.
    Ехали мы, ехали по той ровной и прямой дорожке и, наконец, увидели бензовоз, движущийся нам навстречу.  Это была удача! Мы срочно остановились, и выскочили на дорогу, чтобы остановить бензовоз. Оказалось, что эта машина раз в два дня ездит за горючим для своего совхоза на ближайшую заправку, расположенную за 130 км. Водитель с удовольствием согласился поделиться с нами бензином, и налил из бака своего грузовика, добавив, что на том, что залито в многотонную бочку на борту, наша машина, вообще, никуда не поедет, может быть, даже никогда.
   Другой любопытный случай произошел в славном городе Нежин. Заправка в городе имелась, но бензин уже несколько дней туда не завозили. На обочине, вдоль дороги, стояла длинная вереница машин, ожидающих, когда появится топливо. Оба наших бака  были пусты, и в канистре тоже ничего не плескалось, но проводить отпуск в очереди на бензин совершенно не хотелось. Немного отъехали, и мальчики пошли останавливать грузовики на дороге. Долгое время не могли никого уговорить поделиться бензином. Они бы с милой душой, кто ж не хочет подзаработать, но бензина в обрез…  Наконец, остановили военный грузовичок, водителю которого,  ну очень надо было опохмелиться. Он согласился налить нам одну канистру, но сидьно конспиративно. Отъехал от нашей Ласточки на боковую дорогу, где-то на километр, и Юра вынужден был идти к его машине, чтобы взять наполненную канистру. Мы ждали Юру у машины и делали вид, что у нас тут пикничок, заразившись паранойей водителя грузовика и озираясь по сторонам.
     На добывание бензина мы тогда всё-таки потеряли часа  три, массу энергии и безвременно погибших нервных клеток.