Мемуары одного ополченца из киевского войска

Иванов Матвей Евгеньевич
Старичок 65 лет сидел у себя дома и вертел в руках перо. Он уже был стар, и прожил долгую жизнь. И он хотел что-бы его дети, внуки и правнуки знали про его молодость. А уж идти по его стопам или нет решать им. И наконец, он стал писать:
Я родился в Киеве. Отец был рыбаком. А мать белошвейкой. Местный монах обучил меня писать. Отец с матерью хотели что-бы я стал летописцем. И денег добиться можно и долго могу прожить. Но я не хотел провести всю жизнь протирая штаны и писать унылые бумажки. Мне хотелось острых ощущений. Поэтому я пошёл в ополчение князя Святослава. 
Я стал там пешим воином. Мне выдали: топор, небольшой деревянный щит, кожаную рубаху и меховую шапку. Вот и всё! Конечно, не густо. Да и обычные воины долго не живут. Но, я хотел прожить насыщенную приключениями жизнь, пусть даже недолгую.
Князь Святослав как раз готовился к войне с Царьградом. Некоторые говорили, что это не удастся. Но большинство говорили, что это правильно. «Давно пора показать этим грекам кто главный»- так говорили они. Я тоже был молод и поддерживал их.
Мы выступили весной в Болгарское царство. Король Болгарии с радушием принял нас и дал нашему князю подкрепление. Очень скоро наша армия пошла на Царьград.
Наши воины ворчали:
«Что эти греки отступают?».
Но вскоре мы дошли до города-крепости со странным названием Аркадиополь. Там и состоялось первое крупное сражение в этой войне и мой самый первый бой.
Сперва нам улыбалась удача, и мы быстро прорывались в центр их войска. Но, нашим союзникам печенегам не повезло. Их быстро окружили и быстро перебили. Но, победа всё-таки была за нами! И я в этом бою впервые познал, что это такое острые ощущения и то странное чувство когда размахиваешь оружием против врагов. В общем, мы победили!
Мы подступили к Царьграду. Но ихний император струсил. И попросил нашего князя уйти. Святослав согласился и ушел, взяв с собой крупную дань. Наступило короткое перемирие. А мне как и двум моим друзьям было присвоен чин десятника. Мы вернулись обратно.
Но через год опять вызывают. Император Царьграда снова напал на Болгарию.
Мы направились на Дунай где ихний император лично возглавил византийскую армию. Тогда мы потерпели ряд поражений, и я был тогда ранен дротиком в колено. Но сражаться не перестал! И нас загнали в крепость  Доростол. Там мы увязли на три месяца. Много людей там погибло. Клянусь, что это была самая долгая и ужасная осада в моей жизни! В том числе погибли и наши воеводы: Икмор и Сфенкел. Но и грекам пришлось худо! У них погиб военачальник.
Бои были чуть-ли не каждый день. Но, Святослав отправился на переговоры с греками.
Уж о чём они разговаривали, я не знаю. Я не такая важная шишка!
Ну, в общем, греки выдали нам большой запас провизии. И вроде они договорились на союз. Бред на мой взгляд! Но поделать я ничего не могу.  Обратный путь до Киева мы проделывали по Днепру. Однако на нас подло напали наши бывшие союзники печенеги. Вот предатели! Святослав к сожалению погиб. Лишь немногие добрались до Киева. А я продолжил службу. Вот только я решил, что лучше будет направиться в новгородскую дружину. Ветеранов туда вроде принимают. И я не ошибся! Меня туда приняли и я начал там обучать новых воинов. Мне тогда исполнилось 46 лет. А дальше я участвовал в войнах князя Владимира. Так и против его братьев, так и против печенегов. Но, всё-таки самая запоминающаяся война это была война с греками. Я закончил службу в 56 лет, и я уже тогда был сотником. У меня была приличная сумма денег, и я купил себе домик в Новгороде, и стал заниматься торговлей. Я так-же усыновил одного паренька, который недавно уже стал совершеннолетним и подбирает себе жену. И теперь я хочу спокойно дожить старость. Этот документ я составил что-бы те кто его прочли и знали что служба в дружине может закончиться спокойной старостью а не только смертью в бою. Как сейчас говорят…
Старик закончил писать свернул пергамент и положил его в небольшой шкафчик где хранились учёт с