Второй шанс

Зостер Морлот
Как такое могло произойти? Как?
Земля – выжженная сошедшим с ума солнцем пустыня...
Города пусты, людей почти не осталось…
Пустующие дома, разрушенные строения, горы мусора размером с небоскребы…
Ядовитый смог и отравленный воздух, настолько, что без респиратора днем человек протянет лишь 10-15 минут…
Адское пекло днем и ледяной холод ночью. Железо и бетон не выдерживают перепадов температур – надо очень постараться, чтобы найти себе убежище…
Стаи бродячих собак, голодных как черти и свирепых как волки, потерявшие страх крысы, и повсюду, повсюду эти гребаные насекомые…
Связь с другими материками отсутствует. Да есть ли они еще, материки эти? Или как Япония, ушли под воду? Или разодраны в клочья землетрясениями и извержениями?
СМИ больше нет. Ни газет, ни телевидения, ни радио. Несколько пиратских станций широкополосного вещания, экстренная частота – и все…
Когда-то не было этого. Ничего не было. Было время благоденствия, после выхода из глобального кризиса начала XXI века…
И к чему пришли – выжить бы сегодня. Прожил день – радуйся. Добыл флягу воды – пляши, завтра ты, может быть, еще не сдохнешь. Нашел сменный фильтр для респиратора и десяток патронов – ты самый богатый человек на километры вокруг…
Как это все случилось? Можно докопаться до истины, но кому она, к черту, нужна?
Начиналось все просто замечательно. Страна высоких технологий. Космическая держава. Сверхдержава, как Россия и Китай. В начале века…

Планета Земля.
США, штат Небраска/Канзас/Вайоминг/Юта
2040ые

Технологическое развитие позволило США не только выйти в космос, но и относительно прочно обосноваться за пределами Земли. На Луне созданы, стабилизированы и переведены на самообеспечение несколько колоний: «США-Прайм», «Рузвельт», «Сай-Тех» и «Горизонт» - занимающиеся преимущественно научно-исследовательской деятельностью. Ведется подготовка к основанию первой полностью жилой колонии, не имеющей отношения к научным изысканиям. За пределы Солнечной системы отправлены исследовательские зонды, собирающие информацию о наличии планет, теоретически пригодных для колонизации. В СМИ периодически упоминается о некоторых успехах в этих поисках, и, кажется, мелькали сведения о нахождении планеты, теоретически пригодной для колонизации, но точных данных у широкой общественности нет. Известно только, что полет к нужной звезде с применением эволюционно новой, невероятно энергозатратной и дорогой технологии «нуль-перемещения» может занять не менее 50-60 земных лет. Помимо колонизационных идей отрабатывается механизм создания гигантских орбитальных жилых станций, которые будут заселены, обеспечены квалифицированной рабочей силой и направятся в свободный поиск, прокладывая курс мимо богатых металлами и минералами планет, планетоидов и потухших звезд.

Кроме успехов в широкой космической программе, наука и техника добились больших успехов в области разработки и имплантирования искусственных органов и механизированных протезов, полностью заменяющих утраченные или поврежденные части тела без малейшей потери функциональности.  Операции по имплантированию, несмотря на некоторый процент отторжений, признаны до определенной степени удачными и многообещающими, но цена на такую операцию все еще слишком велика, чтобы ее мог позволить себе любой гражданин среднего класса. Семья среднего класса может позволить себе, как максимум, собрать достаточно денег на одну операцию одному из членов семьи за 10 или более лет. Более обеспеченные же граждане в состоянии оплатить операцию по имплантированию и улучшенные разработки протезов и органов, обладающих дополнительными функциями. Несмотря на такое неравенство, выход из ситуации имелся: чаще всего, подобные операции производились за счет крупных корпораций особо ценным сотрудникам, или тем, кто по долгу службы вынужден был работать в опасных, или вредных для здоровья условиях, либо работа предполагала усилия, превышающие возможности простого человеческого тела. Такие операции могли и вовсе не предполагать оплаты: взамен, сотрудник подписывал с корпорацией-спонсором договор о срочном найме на сроки от 20 лет. СМИ неоднократно поднимало вопрос о секретных правительственных исследованиях и опытах по созданию «супер-солдат», но вопросы категорически опровергались правительством.

Успехов также добились и в отраслях роботостроения и проектирования виртуального искусственного интеллекта. На самых тяжелых работах человека практически полностью заменили роботизированные механизмы под управлением различных систем ВИ и ИИ, а немного позже упрощенные версии ИИ пришли и в обычную жизнь, управляя компьютерами и бытовыми приборами граждан. Вскоре механизация и автоматизация коснулась почти всего, начиная от входных дверей квартир, распознающих хозяина и сообщающих о пришедших посетителях, и заканчивая роботами-уборщиками, собирающими пыль и мусор, и механизированными столовыми и кухнями, самостоятельно готовящими пищу.

Но, пожалуй, самым ценным (а как позже оказалось – и самым опасным) открытием было изобретения способа синтезирования пищи. Ни о каком вкусе, само собой, речи быть не могло: синтетическая пища представляла собой безвкусную однородную пастообразную субстанцию, однако, она содержала все необходимые питательные вещества, необходимые организму для нормального и здорового существования. Уже через два года после изобретения, процесс синтеза был усовершенствован настолько, что цена на синтетическую пищу упала до уровня доступности даже самым бедным слоям населения. Казалось бы, это изобретение должно было перевернуть всю социальную структуру, разом решить проблемы голода и бедности, позволить низшему социальному классу забыть о проблеме пропитания и дать возможность учиться и работать не для того, чтобы прокормить семью, а для самосовершенствования и получения новых знаний и опыта. Как оказалось впоследствии, изменения имели место, но совершенно не такие, как ожидалось. Изменилось само…


… Общество превратилось в разжиревшее, потерявшее стимул двигаться и развиваться, общество потребления. С изобретением дешевой синтетической пищи низшие слои населения не только не начали развиваться и улучшать условия жизни, но и полностью утратили стимул к какому бы то ни было развитию. Проблема голода – единственный критерий, заставлявший людей к чему-то стремиться и чего-то добиваться, - была решена, дешевая одежда из синтетики, удешевление техники по причине повсеместного ее распространения и усовершенствования производств: все это создало необходимый минимум для «нормального» сытого существования. И большая часть общества удовольствовалась этим минимумом. Работа, занимающая меньше десяти часов в неделю, безвкусная, но сытная пища, одежда и техника, и невообразимое количество спортивных и развлекательных программ по телевидению, занимающих больше 95% эфирного времени, позволяли подавляющему большинству населения не думать более ни о чем и не видеть даже самых очевидных…


… Проблем все прибавлялось, несмотря на неоспоримые достижения научно-технического прогресса. Уменьшение количества рабочей силы разоряло небольшие компании, что приводило к концентрации производств в руках огромных корпораций-монополий, и что, в свою очередь, мешало организации и удержанию на рынках новых, молодых компаний. Заваливая рынок тоннами бросовой продукции, корпорации постепенно превращали население в стадо послушного скота, не задумывающегося ни о чем, и вскоре поставили процесс получения прибыли превыше всего: совести, здоровья нации и даже будущего. Лоббируя свои интересы в Конгрессе, корпорации стремились удешевить производства за счет условий труда, переработки отходов, и экологической безопасности, что не могло не перерасти в очередную проблему, о которой мало кто задумывался. Высокотехнологичное полимерное производство создавало большое количество токсичных отходов, стремительно росло количество бытового мусора, а о технологиях переработки корпорации не задумывались. Города увязали в горах мусора, расширялись территории свалок, огромные территории в пригородах становились могилами для токсичных и «фонящих» веществ, отравляя землю и воздух. Большая часть мусора отправлялась на сжигание – самый дешевый и наиболее вредный способ утилизации, - наполняя воздух удушливым дымом, не рассеивающимся целыми неделями. Ежегодно Конгресс обещал приступить к решению этой проблемы, но все не торопился: получение прибыли было куда более насущным вопросом. Впрочем, еще через несколько лет первые шаги все же были сделаны. Корпорация «НеоТехникс Инк.», специализировавшаяся на роботизированной технике представила Конгрессу разработку робота-мусорщика, предназначенного для сбора и спрессовывания бытовых отходов, а также частичной переработки полимерных материалов. Не Бог весть что, но эти машины позволили хоть немного сократить количество мусора и совсем немного, но уменьшить выбросы токсичных веществ в воздух. В это же время, похоже, самой природе надоело такое кощунственное отношение человечества. Первым тревожным звонком были…


… Насекомые, невероятно расплодившиеся из-за обилия мусора, быстро стали катастрофой в первую очередь для жителей степных штатов. Те самые тараканы, пауки, комары, на которых никто не обратит внимания, пока одно из этих созданий не сядет на нос, или не заползет на ногу, эти постоянные спутники человека начали мутировать. Это обнаружилось «внезапно», когда одновременно в разных штатах была открыта как минимум дюжина новых видов, родственных тараканам и паукам. Новые виды размножались быстрее, оказались абсолютно всеядными, имели отличный иммунитет ко всем известным на тот момент инсектицидам и совершенно не боялись людей. Они гнездились в земле, под землей, на чердаках и в подвалах домов, безудержно множились, атаковали продуктовые склады – и постоянно изменялись. Еще десяток новых видов обнаружился уже через несколько лет: еще крупнее, еще сильнее, еще опаснее. Укусы их стали ядовиты для людей, а сами насекомые увеличились в размерах и уже не брезговали дочиста обгладывать трупы бродячих собак и кошек, на приближение человека реагировали агрессивно – а еще через год-другой начали время от времени нападать и на людей. Ситуация перешла в категорию «опасной» и с подачи властей корпорация «ВарФайр Сайентифик», использовав разработки «НеоТехникс Инк.» предоставила первые тестовые модели роботов-чистильщиков, предназначенных для подавления активности насекомых. Проект вскоре замер из-за несогласованности в Конгрессе и многочисленных претензий от «НеоТехникс Инк.», но СМИ периодически оглашали результаты полевых тестов, что говорило о продолжении проекта. А пока шли бесконечные дебаты и судебные прения между корпорациями, вторым вестником грядущего апокалипсиса стало…


… Солнце преподнесло человечеству неприятный сюрприз в самый разгар борьбы с насекомыми. Началом стала «Бесснежная зима 45ого», когда даже жители северных штатов не только не увидели ни единой снежинки, но и температура не опустилась ниже +10 градусов. Поначалу ученые списали это на погодную аномалию, путано объясняли «глобальным потеплением» и «парниковым эффектом», пытались привязать «разрушение озонового слоя» и «избрание нового президента в Китае», но объяснения выглядели неубедительно даже для несведущих людей. Это было лишь началом. На следующий год все повторилось. И через два года. А через 5 лет наступила вторая стадия, оставшаяся в памяти старожилов как «Зима Красного Солнца» 2050 года. Почему солнце изменило цвет, почему зимняя температура выросла до +15..+20 градусов, а летняя перевалила за +30..+35 – ученые снова не смогли объяснить, сетуя лишь на вспышки на солнце. В последующие годы положение только ухудшалось. Концентрация углекислого газа и токсичных веществ в воздухе неуклонно росла из-за сжигания мусора, дополняясь испарениями от плавящегося летом асфальта, гудрона и резины. Летняя температура в некоторых штатах достигла отметки в +45..+50 градусов, стремительно росла смертность от сердечных приступов, тепловых ударов, инсультов, сосудистых заболеваний и поражений дыхательных органов. Детская смертность уже несколько лет как в полтора раза превышала рождаемость – в стране начался глубочайший демографический кризис, подобного которому США еще не видели. Как будто этих бедствий было мало, с 2053 года планету захлестнули…


… Катаклизмы, происходившие в период с 2053 по 2059 годы, получили название «Кары Небесной». Бесчисленные землетрясения, наводнения, ураганы и цунами, чудовищные по своей силе извержения вулканов происходили почти ежедневно. Мадагаскар, Япония и Соединенное Королевство перестали существовать в 2055 году, превратившись в острова, залитые остывшей лавой, и ушедшие под воду шельфы. Таиланд, Шри-Ланка, Вьетнам, Южная Корея и Бирма оказались на грани исчезновения, начисто снесенные мощнейшими цунами и разрушенные землетрясениями. Оставшееся население в панике покидало родные страны, надеясь, что у соседей они будут в большей безопасности – но они ошибались. Прибрежные зоны по всему миру были потеряны: разбиты штормами, раздроблены, затоплены и превращены в жалкие клочки бесплодной земли. Северные побережья разбивались огромными айсбергами и затапливались – с каждым днем количество смертей исчислялось десятками, если не сотнями тысяч. К 2057 году СМИ уже перестали публиковать страшные цифры – все было понятно и без их участия. Как следствие катастроф, или по иным причинам, с 2055 по 2060 годы выявилась еще одна смертельная тенденция: сильные температурные колебания в течение суток. Если днем температура не опускалась ниже +35..+40 градусов, то ночью можно было наблюдать на термометрах противоестественную для «летнего» времени цифру в -15..-20 градусов. Спасения не было. До тех пор, пока в 2058 году не был запущен…


… Проект «Второй Шанс». Высокотехнологичная панацея. Представленный Конгрессом проект «Второй Шанс» был призван спасти население США от тотального уничтожения – о других странах США уже давно не думали, замкнувшись на собственных проблемах. Согласно этому проекту все космические предприятия по всей стране, с поддержкой от государственной казны и инвестиций от крупнейших корпораций, должны были приступить к немедленному строительству орбитальных станций. Предполагалась тотальная эвакуация оставшегося населения, с начала 40х годов уменьшившегося чуть ли не в 50 раз – как минимум, была надежда эвакуировать центральные, наиболее густозаселенные штаты, пожертвовав штатами с низкой плотностью населения. После эвакуации, на территории США должны были функционировать только полностью автоматизированные предприятия по выпуску новых моделей роботов-мусорщиков, роботов-чистильщиков и мусороперерабатывающие станции. По оценкам ученых, в случае, если бы проект оказался успешным, можно было бы рассчитывать на очищение территории США за 70-90 лет (при отсутствии глобальных помех), и уже четвертое поколение «космических эмигрантов» имело бы возможность вернуться домой, на очищенную Землю. В отсутствие человеческого фактора предполагалось прекращение катаклизмов и «сглаживание» температурного режима, а также был расчет на неведомые людям механизмы «самоочищения» планеты. Проект, широко освещенный в СМИ, вызвал неоднозначную реакцию. По всей территории Штатов прокатилась волна бунтов и забастовок, однако к 2061 году они прекратились – люди поняли, что без «Второго Шанса» возможности выжить у них практически нет. К тому времени ситуация ухудшилась настолько, что находиться на улице можно было только на рассвете и на закате, и даже лучших респираторов хватало лишь на сутки работы – после чего приходилось срочно менять забитые едкой пылью и нагаром фильтры. Ядовитый воздух поражал органы зрения, дыхательные органы, в некоторых районах радиоактивные испарения вызывали обширные поражения кожи и создавал очаги лучевой болезни. Проблемы с пищей были незначительны, ввиду работоспособности заводов, производящих синтетическую пищемассу, но проблема с питьевой водой постепенно выходила на уровень катастрофы. «Второй Шанс» - очевидно, был последним шансом нации на выживание. Активная фаза проекта должна была начаться в 2080 году. Только в год вступления в активную фазу изменились…


… Условия попадания в проект «Второй Шанс», объявленные в конце 2080 года, теперь были «слегка» иными. Каждый желающий спастись теперь должен был купить «билет в спасение» и цена билета была весьма и весьма немаленькой. Население запаниковало – стоимость билета была не по карману большой части граждан, - и по опустевшим территориям США снова прокатилась волна бунтов, подавленная на сей раз достаточно быстро и жестко, с применением роботизированной техники. После этого наступил хаос. Люди всеми правдами и неправдами старались добыть средств на покупку билета, и зачастую целые семьи могли собрать лишь сумму, которой хватало на один билет. Они выкупали на орбитальных станциях места для детей, понимая, что самим им придется остаться умирать в этом пекле, продавали собственные органы, умирая на операционных столах, подписывали контракты на самые опасные работы с корпорациями. А в 2083 году стартовал первый шаттл, уносящий 5 тысяч эмигрантов на орбитальную станцию «Титан». К 2090му году США опустели…

Планета Земля.
США, штат Небраска/Канзас/Вайоминг/Юта
2090ые

Вот так все и было. Благословленная Богом, мать ее,  опустела… Почти, но не совсем. Тысячи людей остались – только где они? Слишком много земли, слишком мало нас. Мы продолжаем вымирать.
Пищи мало – постоянно приходится наведываться в супермаркеты и на продуктовые склады за консервами и сухпаем. Да вот только беда – гребаные тараканы тоже туда наведываются. Только не за сухпаем. А за нами, мы им вкуснее. Да и доберись сначала туда, до складов, не попавшись стайке-другой местных доморощенных шакалов. Если хочешь и можешь, конечно, жри собак. И крыс – тоже мясо. Ну, если совсем без башки – можешь и насекомых. Если они тебя не сожрут раньше.
Воды и того меньше. Повезло, если на ближайшей очистной станции еще не обустроено гнездовье этих членистоногих тварей. Можно собирать конденсат на рассвете – авось повезет, наскребешь флягу. Не забыть бы прогнать через респираторные и самодельные фильтры, а фильтров и без того мало. Говорят в пещерных системах еще остались подземные озера с пресной водой… Что? Сходить? Да ты рехнулся совсем… Валяй, сходи. Только курточку мне оставь – тебе, когда сожрут с потрохами, она все равно не пригодится. А тут по ночам холодно, я попользуюсь.
Чертовы роботы… Мусорщики, разгребают завалы, прессуют мусор. Иногда доламывают ветхие дома, тоже прессуют кубиками. Почему из того кубика выглядывает раздавленная рука? А хер его знает. Может, труп прихватили… Я не видел, чтобы они на людей нападали, но мало ли – держись подальше и все.
А от чистильщиков беги, сверкая пятками. Я не спец, но, по-моему им кое-что в их гребаные железные бошки забыли вмонтировать. Реагируют на движение, пулеметы срабатывают мгновенно, огнемет плавит даже бетон – упаси тебя Господь и гребаная Матерь Господня рядом оказаться. Одно счастье, что у нас тут мало их. Вот в мегаполисах – усрешься. На каждом углу…
Хорошо, хоть оружие есть. Благослови, мать его, Господь Америку и Конгресс, который когда-то принял положительное решение о личном оружии. Почти в любом доме дробовичок лежит. В крупных городах, на удивление, с этим хуже – там разве пистолет найдешь, да обойму. И радуйся. Или с трупов снимай… Пока с тебя самого не снимут. А тут, если удачно набредешь на еще не разграбленную ферму – так арсенал целый…
Ну ладно, братишка. Уходишь? Да чего, остался бы. Закат скоро, а ну, померзнешь по пути… Нет? Ну, воля твоя и хрен твой тоже с тобой. Желаю тебе добраться до убежища живым. Я-то? Да мне-то похер, я привык уже… Нет, не совсем один – есть тут в округе пара человек. Меняемся по мелочи кой-чем, фильтры на патроны, патроны на тюбик жратвы, друг в друга не стреляем… Конечно, бывает, стреляют. Хрена ты хотел? Запомни, за заднице себе вырежи это правило. Самый страшный хищник – ходит на двух ногах. Ну… Бывай, брат. Удачи тебе…