Нильс

Алекс Вайт
   Как быстро летит время. Вроде бы не догнать. Но очень часто оно возвращается к нам вместе с призраками давно забытых дней, наполненных привидениями, злыми шутами и старыми легендами о сапогах-скороходах, соловьях-разбойниках и разных чудищах - добрых или не очень.
   Кажется - давно все забыли о той осени, когда в мире людей появились мышиный король, храбрый оловянный солдатик, полчища крыс, маленькая поющая дудочка, освободившая один из городов старушки Европы от серой напасти.
   И, вот надо же, не прошло и века, но непонятно откуда появившаяся армия, возглавляемая огромной крысой жадности, вооружённая оружием подлости, предательства, агрессии и нелюбви к Свету, сначала маленькими отрядами, потом серыми ручейками и реками это войско стало проникать в сознание и души легкомысленных, беспечных, самодовольных и беззаботных жителей городов от Южного моря до моря Северного.
   И не было способа противостоять этой беде. Неприятностей и несчастий становилось всё больше. Люди постепенно разучились улыбаться, тихо грустить при свечах, не спеша пить маленькими глотками хорошие вина, чай или кофе, пускать на воздух мыльные пузыри и лёгкие колечки дыма из самодельных пеньковых трубок. Правда, можно было купить другие. Ну, например, трубку "Данхил" из тридцать третьего кольца столетнего баобаба, где чубук украшен бриллиантами или стразами от Сваровского, но такая трубка стоили больших денег. А денег, когда приходит беда, нужно зарабатывать всё больше и больше, потому что серые воротнички, прислуживавшие в банках крысиного воинства, требовали погашения ранее взятых кредитов. Зачем их брали?
   "Как это зачем?" - удивился бы мышиный король. На людские невинные мелкие шалости и крупные глупости. Вы спросите, что это были за шалости или вещи, без которых нельзя обойтись? Подумайте об этом сами, вынув из ушей маленькие горошины наушников всевозможных сотовых телефонов, плееров, оторвавшись от планшетников и вездесущих телевизоров, назойливо лезущих в глаза со своей рекламой новых дорогих и не очень дорогих удовольствий. Люди всё реже ловили далёкое, еле уловимое эхо собственных мыслей:
   "Ну почему и за что нам всё это? Торопливое бритьё перед зеркалом, где ты видишь глаза, горящие неудовлетворённостью собой, заботами о всё ещё недостижимом виртуальном счастье? Зачем этот наскоро наложенный макияж на бледные щёки и припухшие веки? Зачем быстрые завтраки в сухомятку или суррогатными мюслями - серыми, жёлтыми, коричневыми хлопьями непонятного состава, забеленными имитацией молока? Зачем нам эта толчея в переполненных автобусах, маршрутных такси, стояние в автомобильных пробках, походы в торговые центры, где продавцы сами стали похожи на маленьких тихих серых мышей с горящими глазами, где таились, едва скрытые, раздражение и злость на весь мир?
   И вот, время, возвратившее призраков, подумало, а не погорячилось ли оно. Времени стало так печально и тоскливо, что все часы замедлили свой ход и почти остановились...
   И тогда в самой обычной семье, в самом обычном городе в одной, не то, чтобы большой, но и не маленькой, стране родился мальчик. Он рос, окружённый заботами бабушки, которая ещё помнила старые добрые сказки. После захода солнца летом и за час до полуночи зимой, именно в то мгновение перед сном, которое мальчик называл счастьем, бабушка находила на полке большую книгу и открывала её на страницах, от которых исходило тепло и свечение. Там было много добрых и мудрых историй, но подрастающий мальчик особенно любил одну. Историю о крысах, храбром парнишке Нильсе и его волшебной дудочке*1. И, сколько бы раз бабушка не читала ему эту историю, мальчик всё время спрашивал: - из чего сделана дудочка, сколько в ней было отверстий, что за музыку выдувал из неё Нильс и, почему мышиное войско пошло за волшебными звуками и покинуло город, а жители, избавившись от серой беды, с облегчением вздохнули и зажили новой жизнью. А бабушка загадочно и немногословно отвечала, что только красота способна спасти мир. Именно из-за этой сказки мальчик упросил вечно занятых родителей отдать его в музыкальную школу. Он учился музыке так одержимо и страстно, что уже через два года преподаватели удивлялись, каких странных высот достиг их ученик. Как вы думаете - на каком инструменте учился играть мальчик. Правильно, он учился играть на флейте.
   И вроде бы медленно работали шестерёнки и часовые пружины в этой стране, и, как ни старалось мышиное серое войско погрузить города и их жителей в безразличие, наркотические виртуальные грёзы и равнодушную ко всему реальность, но время (такая у него привычка) не спеша и крайне неохотно, шло вперёд, а мальчик вырос в юношу. Юноша продолжал совершенствовать своё мастерство музыканта и всё чаще выходил из дома с флейтой, чтобы сыграть людям несколько мелодий собственного сочинения. Он обычно прислонялся спиной к стене какого-нибудь дома на людной площади среди суетящейся и вечно спешащей куда-то толпы и начинал играть.
   За топотом ног и гулом голосов красивую тихую мелодию сначала никто не слышал, но бывшие рядом люди, забывая о своих плеерах и телефонах, подходили ближе и замирали, слушая Музыку. Пошли слухи и вскоре вокруг флейты начало собираться огромное количество людей, которые в абсолютном молчании слушали тихие импровизации странной маленькой дудочки. Слава о музыканте быстро росла и один из предприимчивых служителей крысиного короля попытался уговорить юношу подписать контракт на мировое турне в срединных и дальних землях. Творца замечательной музыки соблазняли огромными гонорарами. Но дудочник только отрицательно качал головой и вскоре сам пустился в странствие по стране со своей флейтой. Он играл на рыночных ярмарках, в торговых центрах, на оживлённых улицах крупных и мелких городов, возле концертных залов и театров. В это время вся суетная жизнь вокруг замедляла свой ход. Останавливались автомобили, торговцы замолкали и прекращали свой торг, а люди переставали думать о деньгах и покупать. Они стали задумываться о том, а нужна ли им та или иная бесполезная вещь. Банки, главными акционерами которых были серые, сытые, надутые самодовольством и чувством своей исключительности мыши, начали терпеть убытки. Никто не хотел брать кредиты, никто не хотел реанимировать падающее производство ненужных товаров в красочных, бросающихся в глаза, упаковках. Рекламные агентства прогорали одно за другим. В душах людей, хоть раз слышавших флейту неизвестного музыканта росли: вкус к прекрасному, чувство собственного достоинства, свободолюбие, раскрепощённость, желание любить соседей и уважение к себе. Они снова научились грустить о Свете, не суетиться, думать о будущем. Они теперь торопились только в том случае, если нужно было протянуть руку помощи нуждавшимся во внимании и тепле...
   И свершилось чудо. Мышиное войско крысиного короля, потеряв в бесплодных попытках надежду приумножить свои богатства и окончательно завоевать души людей, не выдержали. Они побежали. Сначала поодиночке, потом маленькими ручейками, а затем бурными потоками серой повседневности и злобы. Мыши покидали города этой не очень большой, но и не маленькой страны. А дудочник шёл дальше и играл. И снова вокруг него собирались толпы людей. Их серые лица светлели, глубокие морщины озабоченности и страха (не успеть и быть обманутыми) пропадали, губы теплились улыбками. Их сердца и разум покидало зло, крысиная жадность и жестокость. И в каждом городе, каждой страны, через которые проходил музыкант, начиналась новая жизнь.
   А время, исполненное старой мечтой о лучшем, отбивая каждый час на какой-нибудь башне в ещё занятом крысами городе, до сих пор не устало повторять своими колоколами одни и те же слова: "Ждите, ждите..." или "У вас он ещё не был, но будет, будет, будет..."
 
  *1 - Сказка Сельмы Лагерлеф.
 
   13.12.2010