Понимание приходит вечером

Лобарева Надя
Пролог
Зеленая луна

«Я давно не видела, что бы луна была такой изумрудно зеленой. Хотя может быть, я просто давно не смотрела на неё и попросту забыла, какой красивой она может быть. В последнее время, навалилось столько всего, что голова до сих пор идет кругом. А мне все ещё сложно поверить, что все закончилось. Даже сейчас, когда я наконец одна, мне все ещё кажется, что я что-то пропустила. И это чувство беспокойства не дает мне заснуть... Было бы хорошо, если бы я была роботом. Точно таким же, как и тот, что стоит у двери и с нетерпением ждет моих указаний.…Хотя фраза «с нетерпением» - это слишком по-человечески, что бы употреблять его на отношению к роботу».
В комнате было темно, и лишь зеленоватый свет луны, кое-как освещал высокую фигуру женщины. В одном, легком халате и со светлыми распущенными волосами, она казалась какой-то не настоящей. Словно существо, сотканное из лунных лучей. За её спиной находилась комната, точнее кабинет. Он был не её, но она имела право сюда заходить, после смерти отца. В меру просторный, с лева и справа от окна вдоль стен тянулись полки с книгами. Они словно нависали над одинокой фигурой женщины. Ей они никогда не нравились, она и читать то не любила. Потому она и выключила свет. Лишь бы не видеть этих полок. Завтра их уберут, завтра вынесут всю мебель. Весь этот хлам продадут или уничтожат. И тогда она устроит тут свой кабинет. А пока, эти полки с сотнями книг, эти высокие, деревянные убожества тут, пока на полу лежит зеленый ковер, пока перед окном стоит старый деревянный стол…. Пока тут есть хотя бы одна вещь, принадлежащая отцу, она не хотела включать свет. Не хотела их видеть, что бы не дай Бог, не… увидеть его призрак и не пожалеть о своем решении. Даже робота она продаст, лишь потому, что он принадлежал ему.
Она оглянулась и увидела замершего около двери робота. Он был очень похож на человека и в то же время, перепутать его с ним было почти не возможно. Высокий, с длинными черными волосами, затянутыми на затылке в тугой хвост. Правильные черты лица, бледная кожа…мужского пола, хотя это все ровно не имеет значения. Он бы мог считаться красавцем, если бы был человеком. Ведь насколько не был красив или не красив робот, все это перечеркивали его глаза. Обычно люди замечали именно их. Пустые, без намека на эмоции и главное, серебряные глаза. Они просто не могли принадлежать человеку. Хотя у этого экземпляра была ещё одна особенность, очень необычная для роботов. Их создавали почти одинаковыми, лишь цвет кожи и волос менялся. Иногда можно было поменять некоторые черты лица. Но в основном все они были похожи, как братья и сестры. Такие себе идеальные мальчики и девочки, которые казались красавцами, до того, пока не открывали рот и не начинали говорить.
Однако у робота её отца, была одна странная особенность. Это его нос. Большой и с горбинкой. Слишком большой. Слишком человеческий, слишком неправильный, что бы принадлежать недочеловеку.
Она и сама не заметила, как стала злиться. На секунду ей захотелось избавиться от него прямо сейчас. Просто позвать других роботов и приказать им демонтировать его.…Это было слишком легко, слишком соблазнительной. Но она сдержалась. Все-таки если его продать, то можно заработать денег. Деньги.…Это слово тоже раздражало женщину. Отец не оставил ей ничего ценней этого старого дома и своего робота. Однако их цена была не слишком велика, так мелочи. Что можно выручить за робота старой модели и древнего дома?! Да, ничего.…И это её злило, почти так же сильно, как и слишком человеческая внешность робота. Отец бы мог больше думать о ней.…Ведь ей пришлось поменять имя, переехать и всю жизнь говорить друзьям, что она сирота. Пришлось прятаться, и все из-за отца, из-за этого фанатичного старика. Сколько всего ей пришлось вынести! И что она получила за все свои страдания? Ни-че-го...
- Пошел вон отсюда! – приказала она роботу. Её громкий и резкий голос, словно  хлыстнул по тихой комнате. Потому показался слишком грубым, но её это не беспокоило. Это же просто жестяная банка, чего церемониться с ним?
- Мне приказали оберегать,- спокойно начал он, но женщина перебила его:
- Быстро!
- Если вы этого хотите….
- Хочу! – резко отрезала она.
- Что ни будь ещё, мадам?
- Нет!
- Тогда, прошу извинить меня. – сказал робот и вышел.
Как только он ушел, она отвернулась к окну и успокоилась. Её раздражало только одно его присутствие, его вечно вежливая речь, его человеческая внешность. Для неё этот робот был символом отца, часть того, что он натворил. Потому он должен был исчезнуть, как и этот кабинет. Как и весь дом. Она сотрет и уничтожит все, что бы больше ничто и никто не смело напоминать ей об отце...

Женщина резко отогнала от себя эти мысли. Какая в принципе теперь разница, отца нет, дом она продаст, как и продаст робота.А потом.…Потом она все забудет, и продолжить жить дальше. Все-таки она как-то жила все это время…
Она достала из кармана пачку сигарет и закурила. Обычно она не любила курить, но сегодня был особенный день. День, когда он, наконец, умер. Можно, сказать, праздник. Вот только радоваться не было ни сил, ни желания.
Она выпустила сизый дымок и снова затянулась. В небе висела, прекрасная изумрудная луна…необычно красивая, необычно большая. Женщина даже улыбнулась ей, словно приветствуя. В пустой комнате был слышен только стук её сердца и дыхания. В темноте одиноко горела сигарета. Она больше не думала ни об отце, ни о роботе. Как бы там ни было, прошлое надо отпустить.…Или продать, если получиться. А у неё получиться! 

- Бедный-бедный Джаспер! Она же сдаст тебя на металлолом, если ей там больше заплатят! – запричитала Сара. Она была маленькой и худенькой, с длинным лицом и короткими каштановыми волосами. Когда она нервничала, вечно проводила рукой по волосам, от чего становилась, похожа на ёжика.
- Да, хватит тебе! Чего заладила «бедный-бедный»! Он же робот, вещь! И с ним поступают как с вещью! – ответила Изабелла. Она сидела за столом и что-то шила. Весь вечер она просидела, склонившись над шитьем, и только теперь подняла глаза, на сидящую рядом Сару.
- Перестань он же нас слышит. – почти прошептала она и кинула виноватый взгляд на робота, стоящего у двери. Он всегда становился рядом с выходом, даже в свободное время. Словно ему нравилось там стоять.
- Боже, Сара! Он же жестянка, он ничего не чувствует! – не выдержала Изабелла. Он раздражал её с первого дня в этом доме. И она жутко радовалась, когда узнала, что при новой хозяйке его продадут… «И правильно!» - думала она: «-Нечего забирать роботу у нормальных людей!».
- Не говори ерунды, Белла! У него есть разум, значит, он чувствует! – буркнула Сара.
- И где тут связь? Разум и чувства? – пробурчала Изабелла.
- Она есть! Вот, например зрение…Ты же не глазами видишь! Глаза только воспринимают информацию, а обрабатывает её мозг. Так что, по сути, мы видим мозгом! То есть разумом… - самодовольно сказала девчушка и снова провела рукой по коротким волосам.
- Какая ты умная. Прям страшно! – с иронизировала Белла и снисходительно улыбнулась. Она всегда считала Сару ребенком, потому никогда серьезно не относилась к её словам. Даже когда та была права. В её убеждении, человек начинал говорить умные вещи, только к 30 годам и не раньше. А Саре ещё далеко не 30ть…
- Перестань! – возмутилась она и обратилась к Джасперу:
- Ты ведь не хочешь, что бы тебя продали?
- Хочу? Я не совсем понимаю значение этого слова.
- Да? А разве в твоем словарном запасе его нет?
- Есть. Но его значения «ощущать потребность в ком-чем-нибудь». Я знаком с этим понятием, только теоретически.
- Я же говорила. – пробурчала Белла, снова склонившись над шитьем.
- Ладно. Так у тебя есть потребность быть проданным?
- Нет. – Сразу же ответил робот.
- Тогда у тебя есть потребность остаться в этом доме?
- Да. – Сухо сказал он, но на этот раз ему понадобилось немного больше времени для ответа.
- Значит, ты хочешь остаться и не хочешь быть проданным?
- Да.
- Тогда почему ты не попросишь новую хозяйку оставить тебя? Ты же столько лет служил в этом доме! – заявила Сара, она не заметила, как Белла недовольно посмотрела на неё и ответила вместо Джаспера:
- Это бесполезно! Она ни за что не оставить его!
- Но почему? – не унималась Сара.
- Потому что она его терпеть не может! Я вообще удивляюсь, что она не решила разобрать его лично!
- Не правда! Хозяйка хорошая женщина…
- Я вынужден согласиться с Изабеллой. – Внезапно, вмешался робот. Белла удивлено посмотрела на Джаспера: впервые за этот вечер. Сара уже было открыла рот, что бы возразить, но он продолжил: - Я давно заметил, что ей не приятно мое присутствие.
- Не правда! Ты замечательный! – искренне заявила Сара.
- Спасибо.
- Может, хватит? Тебя просто привлекла его внешность! - пробурчала Белла. Её бесили попытки Сары кокетничать с этой жестянкой.
- Не говори глупости!   
- Уже восемь часов. Иди, поработай, что ли. – Сказала Изабелла, смотря на часы.
- Уже восемь?! – пискнула Сара и, вскочивший с места, уставилась на часы, словно не могла поверить, что они идут правильно.
- Да. Так что поторопись! – безразлично заметила Белла, продолжая шить. Ей осталось ещё совсем чуть-чуть, и она хотела быстро закончить, что бы отдохнуть.
- Черт! – взвыла Сара и побежала к двери. Однако она остановилась рядом с роботом, и одним легким движением дотронувшись до его щеки, сказала: - Мне было приятно с тобой работать! А эту злюку ты не слушай, она очень хороший человек, только глубоко-глубоко в душе…Я надеюсь, что мы ещё увидимся. Но если – нет. Джаспер, я желаю тебе удачи! Я очень-очень-очень, хочу, что бы тебя купила хорошая семья! До свиданья!
- До свиданья, Сара. 
- Пока, Белла! – сказала она, и напоследок помахав рукой роботу, она выбежала из комнаты.
После того, как Сара ушла в комнате воцарилась тишина. Изабелла, не собиралась говорить с роботом, а он тихо стоял на своем месте, уставившись в одну точку. И лишь когда она закончила и стала убираться на столе, она обратилась к нему. Наверное, впервые в своей жизни, она назвала его по имени:
- Джаспер,  тебе нравилось работать на хозяина? – как бы, между прочим, спросила она, складывая шитье.
- Не знаю. Нравиться - чувство, это  слово есть в моем словаре, но поскольку я не имею чувств,  мне сложно ответить на этот вопрос.
- А ты попробуй! елла.
- Когда я вспоминаю хозяина, мои схемы начинают работать более эффективно. Мне кажется это эквивалент, человеческого понятия «нравиться».
- И почему мне кажется, что ты просто издеваешься надо мной? Мне всегда казалось, что все прекрасно понимаешь, просто хочешь показаться глупеньким. Ты ведь хорошо понял мой вопрос и сразу мог ответить «да», но ты начал свою обычную "песенку", о том, что ты, мол, не местный, но если вы соизволите, я может быть заковыристо ответу. Зачем тебе это?
- Я не понимаю тебя. – Сухо ответил Джаспер, но Белле показалось, что его серебряные глаза, как-то не приятно сверкнули.
- Да, ладно, не надо ломать комедию. Я слышала, как ты общался с хозяином!
- «Ломать комедию» это оксюморон? – спросил робот.
- Хватит, увиливать! Джаспер, мы никогда больше не увидимся. Завтра тебя сдадут на металлолом! Если ты скажешь мне правду, это не повредит ни тебе, ни хозяину!
- Какую правду? – безучастно спросил он. Казалось, что этот разговор его не касался.
Белла, глубоко вздохнула и, отойдя от стола села в кресло, что стояло посреди небольшой комнаты. Оно было старым и обшарпанным, но для комнаты отдыха прислуги сгодится и такое.
- Сядь. – Приказала она, показывая на кресло рядом.
- Мне все ровно стоять или сидеть.
- А мне нет. Мне сложно стоять, потому я села. Но теперь ты стоишь за моей спиной и мне не удобно с тобой говорить. Так что сядь!
Робот бесшумно отошел от двери и сел. Изабелла посмотрела на него и более спокойно продолжила:
- Значит, тебе нравилось работать со старым хозяином?
- Да.
- И ты бы не хотел, что бы он умер?
- Да.
- Тебе ведь не хочется, что бы тебя сдали в лом?
- Нет, не хочется.
-  Значит, ты не хочешь умирать? – спокойно спросила женщина, хотя она и сама не знала, почему задает ему все эти вопросы. Вроде бы, она была рада, что его больше не будет. Вроде бы она не печалилась о его смерти, но все же…ей хотелось кое-что узнать о нем. Задать пару вопросов.
- Я не могу умереть. Что бы умереть, надо быть живым. Я робот, а роботы не относятся к живому.
- Да, ладно? Ты не считаешь себя живым? – спросила Белла и улыбнулась. Одно дело, что она не считала его таковым, но он сам…
- Да.
- А ты вообще знаешь определение живого существа?
- Да. У меня есть целая статья по этой теме. – Начал Джаспер, но Белла перебила его:
- Согласна – это сложный вопрос. Но мы обойдемся без статьи. Если, в общем, то весь тот умный мусор, которым тебе забил мозг профессор, сводиться к такому: «живым считается все то, что растет, дышит, передвигается, питается, рождается и умирает!». Согласен?
- Если говорить о сути – да. – Ответил робот, немного задумавшись.
- И так, разве все это не относиться к тебе?
- Не совсем. Я не расту, не дышу и не питаюсь. А еще я не могу родиться или умереть, потому, что эти слова относятся только к живому.
- С тобой сложно! Ладно, давай по пунктам. Поскольку ты согласен, что ты можешь двигаться – я это пропущу. Начнем с роста. Конечно, ты не растешь ни в ширину, ни в высоту. Но если расширить это понятие, оно означает не только физический рост, а и умственный. Ты ведь понимаешь, насколько ты изменился, за свою жизнь?
Робот кивнул в знак согласия.
- И что это тогда, если не рост? Ты собирал информацию обо всех новых явлениях, потом анализировал и открывал для себя, что-то новое. То есть развивался, рост.
- Логично.
- Теперь давай поговорим о «питаться». Ты не ешь еду, но ты же используешь энергию. – Белла замолкла на секунду, ожидая его реакции, и когда он снова кивнул, она продолжила:
- И, наконец, рождение и смерть. Ну, это легко! Тебя создали люди, можно сказать, собрали…Что-то похожее происходить в утробе матери. Это и есть рождение. Так чем же создание отличается от рождения? Кстати, многие художники утверждают, что они не создают свои роботы, а вынашивают и рождают их. – Она снова замолкла, ожидая ответа.
- Логично.
- В таком случае, какая разница между смертью и демонстрированием? Ведь суть одна. Что-то есть, а потом этого уже нет.…И тебя не будет, и меня не будет. Тут нет ни какой разницы. Разве что люди верят в загробную жизнь, а роботы, как я понимаю, даже не понимают значения слова «верить»?
- Ты права. Но ты кое-что забыла.
- Да, и что же? – удивилась она.
- Дышать. Я не могу этого…
- Ты придираешься! Процесс дыхания, как и циркуляция крови, как прием пищи, всего лишь один из замысловатых способов, которые придумала природа, что бы мы двигались. Человек очень сложный организм, со своими причудами и сложностями, как в прочем и роботы. Твоему телу просто не надо дышать, потому ты и не дышишь. Ясно?
- В принципе ты говоришь логично. Но мне надо это обдумать… - ответил Джаспер.
- Ну, думай, у тебя мало времени на это. А мне пора.
- До свидания, Изабелла.
- Бай-бай, Джас… - она помахала рукой и направилась  к двери. Она не собиралась ему желать удачи или пытаться приободрить, как Сара. Ей в принципе было все ровно... Ей было сложно, понять, зачем она затеяла этот разговор. Зачем разъяснила ему понятие «жизнь» сейчас, когда он вот-вот умрет…
Белла остановилась у двери и, обернувшись, тихо сказала:
- Джас, как бы там ни было. И как бы ты не любил профессора, он был паскудным человеком. И его дочь делает правильно, что пытается избавиться от всего, что принадлежало ему.
- Я знаю. – Ответил робот. Но женщина не услышала его ответа, она сразу же вышла и выключила за собой свет. Ведь роботы и так видят в темноте. 
С того места где сидел Джаспер, было хорошо видно сад вокруг дома. Зеленная луна почти спряталась за деревья, и россыпь звездочек сияла на небе, словно драгоценные камни. Людям нравится смотреть на ночное небо, они наслаждаются этим явлением уже много столетий. И оно все ещё их восхищает.  Но робот был не способен на это. Хотя иногда ему казалось, что он понимает стремление людей к красоте природы. Но он не был уверен, процесс анализа все ещё не был завершен. Так что это были лишь первичные результаты.