Разум - субъект всемирной истории

Сергей Корягин
Человек не может родить самого себя, для этого нужны родители. Историческая эпоха не может сама себя перевести на более высокую ступень, в другую историческую эпоху. Есть всемирно-исторический закон – вот он может все это сделать. У Гегеля абсолютный дух самого себя развивает, в нем заложены начало, середина и конец всего цикла. Маркс назвал экономический фактор в качестве саморазвивающегося начала – способ производства материальных благ. Производительные силы развиваются стихийно, исподволь, изменяют форму экономических отношений (форму собственности, базис), а далее – всю надстройку. Конечно, «каждый исторический период имеет свои собственные законы», однако рождается и умирает он по закону свыше.
 
Гегель: всемирная история – прогресс в сознании свободы, ступени развития абсолютного духа – это ступени свободы:  Восточный мир – свободен один, Античный мир – свободны некоторые, Христианская эпоха – свободны все (пока по самосознанию, но не в реальности). Маркс: всемирная история – прогресс способа производства материальных благ: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический. Маркс не отрицает роли свободы как стимула, но он переводит его в сферу экономических отношений,  освобождается у него не самосознание, а якобы труд. Освобождается с помощью революции, экспроприации, диктатуры… И это случилось, однако на деле произошло закабаление труда.

У каждой эпохи свои экономические законы – это верно. Но «над ними висит» («под ними лежит») единый всемирно-исторический закон. Поскольку Маркс экономический материалист, то у него речь идет о развитии способа производства материальных благ. У Гегеля экономическое (материальное) подчинено духовному (идеальному). Поэтому развитие производства у него определяется развитием духа, духовной деятельностью людей. Уточним: наукой и прежде всего ее ведущим звеном – философией. Материальное и идеальное тождественны, но тождественны на основе идеального. А вот цитата из «Феноменологии духа» на эту тему: «На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект». Что это значит? Субстанция (в нашем случае – экономика) сама по себе бездвижна, мертва; лишь субъект, то есть люди, прежде всего их мыслительная деятельность, вносят жизнь в экономику, заставляют ее развиваться.

Каким способом Маркс «погубил» капитализм? Производительные силы он «одел» в форму собственности и назвал этот феномен способом производства материальных благ. Производительные силы растут, развиваются и «рвут» старую «одежду». И каждая новая форма собственности, якобы в силу исторической необходимости, развивается в сторону ее обобществления. Конец процесса – полное обобществление. Сначала огосударствление, а потом, поскольку в бесклассовом обществе государство отомрет, «уснет», передача ее в руки некой бесклассовой общественной организации. Именно здесь самое слабое звено теории Маркса: как показал исторический опыт, частная собственность при разумной политической власти отнюдь не тормозит развитие производительных сил, а является мощным стимулом их развития. С другой стороны, общественная собственность ведет к их стагнации, а применение мобилизационных стимулов, методов устрашения – к удушению всех духовных свобод. Все это тоже проверено историей.

Современная Россия – это возврат к тому способу властвования, с которого она должна была начать свое развитие после реализации законов, принятых Учредительным собранием (разогнанным большевиками). К буржуазно-демократической республике европейского (или скандинавского) типа. Однако судьба наказала ее за «ротозейство» бездарного правительства Керенского. Керенский и сам признал во время одного из интервью, которые он давал американцам (в эмиграции): «Все беды России, принесенные большевиками, можно было предотвратить убийством только одного человека. Кого? – вы спросите. Вашего покорного слуги». (Цитата неточная. Я передал мысль.) пятница, 19 октября 2012 г.

Текст написан для форума журнала "Наука и жизнь"