Немного о культурной революции

Виктор Нефедьев
(Вспоминая переводчика Джи)

   После возобновления связей с Китаем в составе одной из первых делегаций Советского Союза в 1988 году я попал в эту страну.  Меня очень интересовало недавняя историческая веха Китая - «культурная революция». И я много раз спрашивал нашего переводчика, которого для краткости мы все называли Джи,  о том времени, но обычно получал очень короткие и однообразные ответы о трудности того времени. Но, удивило меня особенно то, что он ни разу не отозвался  отрицательно о системе управления страной и конкретно руководителе Китая в то время – Мао-Дзе-Дуне.
   Из всего услышанного я узнал, что Джи и его жена после окончания в Москве Государственного университета имени Ломоносова начали работать в крупном издательстве. Его, как хорошо знающего русский язык (кроме русского Джи в совершенстве знал английский, а также не плохо французский), в семидесятых годах привлекли для работы переводчиком со специалистами лесного хозяйства и геодезистами Советского Союза. За два года работы он очень хорошо изучил всю их терминологию и стал постоянно сопровождать делегации этого профиля. 
    Когда началась культурная революция, его с женой, как и многие тысячи других интеллигентов, отправили в деревню «на перевоспитание физическим трудом». Они прожили в ссылке восемь лет. Было очень трудно. Работать приходилось по 10-12 часов. Ни каких механизмов практически не было, только ручные инструменты. В то время крестьяне в Китае жили весьма бедно, уже не говоря о почти полном отсутствии тракторов и машин, зимой не хватало топлива для обогрева. Плата за работу была очень низкой, поэтому не редко приходилось голодать. Многие из сосланных не выдерживали.
   Из своих впечатлений могу сказать, что, работая в 1972 году по границе вдоль Амура, я часто наблюдал в бинокль за работающими на другом берегу китайцами. Наверное, там была большая коммуна, потому что весь световой день на полях работало много людей. Жильё представляло собой большие, видимо, глиняные дома. Электричества не было. Из всей техники, которая появлялась за дни уборки урожая, я видел только несколько раз грузовик типа «Студебекеря», выпущеный явно если не в годы Отечественной войны, то, во всяком случае, в первые послевоенные годы. Одежда у всех была единого покроя и цвета.
   И для меня было неожиданным, когда в один из последних дней нахождения нашей делегации в Китае в одной из наших бесед,  Джи сам перевёл разговор на ту тему: «Я понимаю, что тебя удивляет моё отношение к тому времени, и то, что я не ругаю никого, и не высказываю своей злости за те тяжёлые годы. Но я честно говорю, что это не боязнь, что власти могут узнать о том, что я их критикую и как-то наказать меня.
    Мы, те, кто прошёл эту «трудовую школу воспитания», много раз обсуждали прошлые годы. Примером для нас могли быть Вы, кого мы многие годы называли «старшим братом». Ваша страна действительно оказала нам огромную помощь в победе над чан-кайшистами  и японцами, в результате которой была образована Китайская республика.
    После смерти своего вождя - Сталина, вы положили его в мавзолей. А в последствии тело ночью захоронили в земле, хотя Мао Дзе - Дун и просил передать его Китаю, ведь Сталин не только вождь СССР, превративший отсталую крестьянскую страну в великую державу.  Он являлся вождём и достоянием для других развивающихся стран, которые также боролись за свою независимость. А у вас предыдущего руководителя обязательно начинают ругать последующие, ещё вчера высказывавшие ему свою преданность. А ведь этим они ругают в первую очередь историю своей страны, во - вторых самих себя. И такое отношение к своей истории не позволяет стране продвигаться вперёд.
   Мы все рукоплескали своему вождю и поэтому если им допущены какие-то ошибки, так в этом виноваты и мы. А исторические события не переделать, на них можно только учиться, зачем же очернять всё своё прошлое. Мы не ругаем умерших вождей за наши общие ошибки, поэтому у нас сохраняется возможность продвигаться вперёд, и это касается всех сторон жизни нашего государства. А вновь образовавшаяся верхушка во главе с вдовой Мао-Дзе-Дуна попыталась на критике и даже чернении нашей истории построить свою политику, целью которой являлась личная власть и нажива. Поэтому народ и поддержал их уничтожение. У вас в стране сейчас несколько отошли от клеймения своего прошлого и вождей, значит, в стране создаётся возможность дальнейшего развития. Но ваша интеллигенция очень оторвана от основной массы народа, а это опять может привести к серьёзным осложнениям в стране.   
Мы много раз обсуждали проблему с нашей интеллигенцией, которая понесла наказание в виде воспитания трудом. Ведь ссылали в деревню инженеров, писателей, учёных, художников, артистов, врачей, учителей и всех специалистов, которые прошли учёбу в СССР. И мы вынуждены были признаться, что во многом сами спровоцировали такое к себе отношение в условиях становления страны, где не хватает не только природных и промышленных ресурсов, но и просто пахотных земель. Крестьяне живут очень бедно, и не редко голодают. На заводах и фабриках также не очень высокая зарплата. Большая часть жителей страны вынуждена жить достаточно скромно, а точнее сказать – бедно. А мы - интеллигенция совершенно оторвалась от своего народа. У нас высокие зарплаты, мы имели другие привилегии и при этом, сравнивая свой уровень жизни в развитых капиталистических стран, нам казалось, что государство нас недооценивает. Но ведь мы не стояли у станков, не сеяли рис и пшеницу и получали свои доходы с налогов, которые платили производители и товаров, и продуктов питания. Наши высокие требования к своему уровню жизни вошли в прямое противоречие с возможностями страны и становились уже опасными для неё. Ведь мы через различные виды искусства  и другие формы общения – печать, радио, телевидение, которые тоже оплачиваются государством,  выносим свои мысли в широкие массы населения и формируем в нём определённые взгляды. При этом интеллигенция совершенно не несёт ответственность за результаты такой деятельности, какими бы разрушительными они не были для страны.
    Несколько лет назад нас освободили от «трудового воспитания». Как нам относиться к тем, кто является конкретным исполнителем этой политики, тем более, что нашлась группа людей, которая постаралась разыграть эту карту? Сейчас преобладающему большинству населения уже понятно, что если бы эту группу поддержали пострадавшие в результате культурной революции, то Китай просто утонул бы в крови гражданской войны. Поэтому мы оправдываем тех, кто принял единственно правильное решение о физической ликвидации сеятелей раздора в стране. Да погибло много людей, среди них и невинные. Но спасена страна, остались живыми многие тысячи, а может быть и миллионы жителей Китая. И вот сейчас мы все объединены великой целью – построить социализм по китайскому образцу. Пройдёт немного времени и наша страна поднимется. Конечно, нам будут мешать  всеми способами. Но мы переборем врагов извне, потому что мы под руководством партии объединены в единое общество с конкретной целью. И в этом строительстве интеллигенция идёт вместе с народом. Конечно, жестоко, как и всегда в азиатских странах, но нас многому научили годы «культурной революции». И очень важно понимание, что нам было больно, но  могло быть хуже.
    Впоследствии я не раз вспоминал это признание китайского переводчика. Но только позже понял его предупреждение об опасности для нашей страны. Ведь и перестройка, и ликвидация СССР, и все последующие события по уничтожению России, которые сейчас вступили в решающую стадию, и уже мало кто этого не видит, строились в первую очередь на чернении нашей истории и безумном выпячивании прошлых ошибок. Как прав был мудрец: «Не стреляйте в прошлое из ружья, оно выстрелит в будущее из пушки». При откровенной демагогии и бессистемном правлении руководителей государства, поддерживаемых прикормленной интеллигенцией, в стране практически полностью развалены все отрасли хозяйства, на всех уровнях власти безумная коррупция, слово культура становится ругательным. А средства массовой информации, полностью контролируемые государством, скрывают истинные размеры катастрофы, которая постигла нашу страну и в духовном, и в промышленном  её развитии.