Цивилизация записки ветерана

Сергей Матвеев
(из любви и уважения к одноименой культовой стратегической игре Сида Майерса).

Вот! Я родился! Меня быстро вскормил и вырастил родной город, обучив ремеслу воина. Теперь я — командир летучего эскадрона драгун. Скорее бы в бой! Кровь кипит в жилах, шальной ветер гуляет в голове. А пока я не призван — зайду-ка к Жанне, пусть научит меня еще одному искусству — любви, ведь жизнь солдата так коротка!

*   *   *

Но что это? Я слышу звуки горна! Тревога! Мой эскадрон отправляется в бой! Мгновение — и мы уже скачем во весь опор по пыльной сельской дороге. Мимо проносятся поля; крестьяне, строящие ирригацию (водоснабжение — прим. Автора); заброшенные и поросшие травой укрепления — свидетели давно ушедших в небытие жарких битв прошлого.
Обгоняем легион — пехотинцы, уставшие и потные, упрямо маршируют за стягом своего ветеранского полка. Удалось узнать у них, что китайцы, в сговоре с монголами, вероломно напали на нашу славную Родину. Пали Брест, Hевель и Владивосток. Пограничные войска разгромлены и теперь со всей страны туда стекаются свежие силы. Мы пришпорили коней и понеслись еще быстрее.

*  *  *

Бой был жарким. Два полка лучников, безрассудно брошенных вперед, поголовно полегли под огнем вражеских пушек. Копьеносцы также не смогли удержать боевой порядок и были смяты вражеской конницей. Но в этот момент вступили в дело мы. Расчистив поле, мы прикрывали легионы, с музыкой и поднятыми знаменами шедшими в атаку на неприятеля. Китайцы отступили, а наш эскадрон стал ветераном.

*   *   *

Мы в Монголии. Развиваем успех всеобщего наступления. Китайцы вышли из игры: потеряв два города и половину армии, они договорились с Москвой о прекращении огня. Но монголы были отчаянны и жестоки, их полки падали на поле боя десятками, но никогда не отступали.
Наш эскадрон отдохнул, получил подкрепление и сейчас рвался к Улан-Батору. Нас поддерживала многочисленная пехота и несколько артиллерийских полков. Победа была близка. Но нас постигло новое несчастие — на Киев неожиданно напали немцы. Захватить его им не удалось, но они устроили осаду, выжгли все поля, перебили крестьян и представляли явную угрозу.
Почти всю конницу из Монголии отослали на помощь осажденным. Снова бешенная скачка. По дороге нас застало новое сообщение: одесский флот галер разгромлен, по суше в город вошли французские войска.
Великое Небо, на сколько же фронтов нам нужно бороться!

*   *   *

Лягушатники бежали, оставив нам архив с чертежами каравелл. Теперь мы создадим новый мощный флот, которому не будет равных во всем мире. Берегись, Париж!

*   *   *

Нас разбили под Киевом. Мы не смогли снять осаду. Немцы оказались настоящими противниками, дрались, как тигры. Флаг эскадрона удалось спасти, теперь он не будет расформирован. Мы уходили на отдых в Смоленск, на зимние квартиры, а навстречу нам шли новые легионы из Москвы.
Верю, Киев будет отмщен.

*   *   *

Свершилось! Эскадрон снова готов к бою. Нас отправили в Одессу, где готовы уже несколько новых судов. Предстоит поход в Германию и Францию. Осада Киева уже снята, Монголия капитулировала и выплатила контрибуцию. Китай запросил мира и прислал дорогие подарки императору. Теперь все усилия направлены на создание мощного флота. Заключен альянс с Испанией, она будет счастлива впиться в горло французам, наступая с юга.

*   *   *

Марсель! Дивной красоты город. Его висячие сады известны всему миру и по праву считаются одним из семи чудес света. Теперь они наши! Мой потрепанный эскадрон вошел в этот опустевший рай и был оставлен наводить в нем порядок. Ваш покорный слуга — военный комендант крепости! Прошу любить и жаловать!

*   *   *

Испанцы разбиты. Их королева Изабелла оставила врагу три города и вымолила пощаду для остальных. Мы снова одни. А немцы с французами, кажется, неистощимы. Я все еще в Марселе: отстраиваю город. Полюбил прогуливаться вечерами в садах. Эскадрон снова восстановлен. Впрочем, занят сейчас он лишь увеличением городского населения. У меня вновь появилась подруга — чернявая Жаклин, удивительной внешности и души девушка. Она живет вместе со мной в небольшом особнячке в центре города.

*   *   *

Наши войска отступили. Теперь за нами лишь Марсель. Французы при поддержке немецкого флота вознамерились непременно вернуть его. Бои не прекращаются в предместьях. Жаклин рыдает и заклинает не бросать. У нас будет ребенок.

*   *   *

Я получил приказ сдать город. Император хочет сэкономить силы. Пехота уже ушла. Остался лишь мой родной эскадрон, который послушается меня, что бы я ни приказал. Что я мог! Решил: разрушу город до основания, сожгу, затоплю. Оставлю лишь сады. Они будут сниться мне в России. И Жаклин. Я не могу взять ее с собой. Да и не хочу: она мне больше не интересна. К тому же, в свете новооткрывшихся фактов я стал сомневаться в том, что ребенка она ждет от меня. Бог с ней!

*   *   *

Море величаво раскинулось вокруг. Наш транспорт сопровождает белокурая каравелла, ее медные пушки ярко сверкают на солнце. Где-то вдали виднеется французский корабль: Людовик XIV хочет быть уверен в том, что мы действительно ушли.
Марсель остался в руинах...

*   *   *

Москва изменилась за те пять лет, что мы отсутствовали: появились новые красивые постройки, высилась Эйфелева башня, обновлена городская стена. По всей России идет строительство: император спешит использовать этот период непрочного мира. Но на Кавказе идет активное формирование новых дивизий: стрелковых, мушкетерских. А под Грозным ждут своего часа десятки полков новых пушек: мощных мортир.
Страна развивается, а я — старею.

*   *   *

У нас с Китаем — альянс. Смешно! Мой эскадрон послан туда для инспекции и разведки. Желтолицым не доверяю. Уж больно хитрые у них глаза. И пускают меня далеко не везде. Я доложу об этом императору. Впрочем, ребята довольны: китаяночки пришлись им по вкусу.

*   *   *

Вот это я люблю! Быстрая, внезапная, молниеносная война: мы и Китай против Монголии. Неделя — и я в Улан-Баторе. Монголии нет больше. Две трети — наши, включая столицу, треть — китайцам. Они и на это не наработали. Я — комендант Александрограда, бывшего Улан-Батора. Вчера был в одной из пирамид — здешней достопримечательности. Сыро, воняет гнилью. Не то, что прекрасные сады! О, Марсель! Жаклин — что-то ты теперь делаешь, с кем живешь? Как ребенок?

*   *   *

Китайская провинция стала фабрикой войск для Москвы. Десятки полков маршируют по бездорожью в Россию. От комендантства я уже устал. Хочется тряхнуть стариной и отправиться в бой. Хочется увидеть Жаклин и побродить с ней по теннистым марсельским садам. А ребенок — чей бы он ни был, я буду любить его, как своего.

*   *   *

Император удовлетворил мою просьбу: я отправляюсь во Францию. У нас с ней снова война. Только теперь побеждаем, кажется, мы, а не французы. Марсель, Лион, вся Гасконь и Бургундия — наши. Наш корпус из семи эскадронов драгун готовится к посадке на транспорты в Одессе. Хоть я и командую корпусом, мой родной эскадрон люблю больше других и невольно делаю ему поблажки: вот уже неделю парни не вылазят из публичных домов и таверн.
Пусть повеселятся: кто знает, что ждет их под Парижем...

*   *   *

Мы в Марселе! Он обновлен, мне уже трудно ориентироваться здесь. Но домик Жаклин стоит все там же. Я пойду туда, как только отдам все распоряжения по корпусу. Многие драгуны больны: они не перенесли морской качки. У лошадей тоже не все в порядке: они вялые и неохотно принимают пищу. В общем, сплошные проблемы.

*   *   *

О, Небо! Я убьет его! Если найду. Это кто-то из новых эскадронов: мои ребята не сделали бы мне ТАКОГО. Жаклин мертва. Кто-то ворвался в ее жилище в надежде поживиться. Увидев красавицу Жаклин и — зла судьба — мою дочь, они надругались над ними. Жаклин убили, когда она пыталась защитить девушку. Звери! И этими людьми я командую! Делю с ними кров и пищу! Но дочь — МОЯ дочь — жива, я увезу ее, голубку, она еще будет счастлива. Увезу, если не найду смерть в битве за Париж...

*   *   *

Мне выдали варваров, поругавших честь моей названной жены и дочери. Я повесил их на главной площади вниз головами, за мародерство. Предварительно «поговорив» с ними лично. Это три капрала из третьего эскадрона. Уважаемые ветераны. Но мне, естественно, не жаль их. Я бы поджарил их на медленном огне, но за дело взялся полевой суд.
Завтра мы выступаем на Париж...

*   *   *

Атаки захлебываются одна за другой. Гибнут полки, небо закрыто дымом, поле усеяно трупами. Такого я еще не видел. Это мясорубка. Нам здесь ничего не светит. Но я — солдат, я выполню приказ и свой долг. Когда я допишу эти строки — поведу в бой мой родной эскадрон. Мне страшно. Но это чувство недостойно мужчины. Я готов. Кэти — дочь моя — прости меня, если сможешь. Я был тебе плохим отцом. Вернее, я не успел еще стать хорошим. Прости меня и ты, Жаклин! Каким же идиотом был я, когда не увез тебя в Россию! Но — поздно. Драгуны ждут меня.
Только вперед!
С нами Небо!




Сергей Матвеев
20.03.1998