Защита простоты О книге Т. Андреевой

Галина Щекина
О книге Татьяны Андреевой "Уходящее лето"
Защита простоты

Стихи, которые не прыгают тебе в глаза, не якают, не кричат на площади, не ловят прохожего за рукав. Это НЕ актуальные стихи, на оторые теперь, во 2 десятилеии ХХI большая мода. Наверно это та самая тхая поэзия которая очаровывала читателя в 70-е. Только это не эпигонство, а продолжение традиции. Рассказ о себе через шелест листвы посвист вьюги - это традиии в русской поэзии сильнейшая. Татьяна Андреева, личность неориинарная и разостороняя, в сборнинке лирических стихов настолько тиха и камерна камерна, что сразу меняет предстпвления о ней. Если в книге Прощай ХХ век она содала широкое, подробное эпическое полотно, имеющее нетолько литеатурное, но историческое, то здесь, " Уходящем лете" - венок мимолетных снов и настроений. Но оказывается это богатый венок.
Читатель невольно чувствует уважение к себе, возможному собеседнику. Простая манера письма, простое и прозрачное содержание. Даже с аольбомом "Времена года " как-то сразу соглашаешься - да, это верно, и в музыке, и в литературе это основной закон, ибо закон жизни, его нельзя изменить в угоду человеческой суете... Мысль о вписанности человеческого бытия в природную канву очень дорога.

На первый взгляд, есть некая в книге некая эклектика. Рассуждалки при всей их прелести - для записных книжек. Они афористичные, емкие, ироничные. А стихи это совсем иной,легчайшый жанр, иногда его не надо "отягощать" ммслями, нарушается полет пауинки. А все времена года и Тарнога смотрятся очень цельно, продолжая лруг друга.
То, что стихи - лирическй дневник автора, никто не оспорит. Но иногда проскальзывает излишняя конкретика имен и фактов, которая мешает присвоить открытую автором красоту чувства (например, С.Мухину из Тарноги).
В традици русского стиха также использование глагольных рифм, кторое хотя и приближает стих к простому читателю, но иногда ведет к упрощению. Об этом можно спорить. Среди вологодских авторов есть и апологеты глагольной рифмы (В. Архипов, например). Некоторые тексты своим размером прямо отсылают читателя к популярным песням(Царева). Но это как раз плюс, а не минус.

Особенности поэтического слога о тносятся в первую очередь к ритмике, к размеру.
Прежде всего поражает разнообразие ритмического рисунка: от короткой строки (" я когда-то была смелой" и четырехстрочой строфы до едва ритмизованных двустиший
(" что-то со мной прсходит в глубокой темной ночи"). Есть строфы, начатые длинной строкой, а завершены кроткой - !В ночь на крещенье господне"

"Яблоку в комнате негде упасть
Девки запели и начали прясть
Песнб запеи протяжно бе слов -
Добрая Вера,
Надежда веселая,
Вофья достойная,
ПростоЛюбовь"
Графика рабиения строк успешно изменила восприятие текста.
Часто в клссическом размере попадаюются нечаянные пустотки, не заполненные тестом соответсвенно размеру. Это всегда неожиданно, будто автор на секунду затаил дыхание.
"Я хочу в тихом доме у речки,
Из окна (окошка) смотреть на сирень,
Новый день начмнать(начиная ) от печки,
Провожать уходящий день"

Авот в этой книге грустит не один. Помимо прямых обращений к бликим автор на ты и с осенью, и с ручтем. и с Музой.
Книжка полна чувственных сравнений и аналогий. Это придает стиху полетности."Что останется доченьке, дочке, Если осень меня посчитаетсвоей?", "Я в лес войду, меня обнимет...", "Последний дождь облил меня слезами,Уткнул в ладонь холодный мокрый нос"," и один из самых красмвых образов - "Там тебе я нежню песенку спою, Тонкой шплю снежною плечи обовью" - каждый штрих уносит вглубь личных воспоминаний. Поэтому и стихи хочется присвоить. В них глубокое ощущение гармонии мира, а радость непостижимо слита с отчаянием. так что мотив прощания и ухода лета надо понимать расширительно.