52 часа в англии. часть 2. обратно

Юрий Короткевич
                Часть 2.    ОБРАТНО

   Несмотря на вчерашнюю усталость и перенесённый стресс,  старички проснулись довольно рано.

   Внимательно посмотрели в окно гостинничного номера. Оно выходило как раз на станцию наземного метро,    вчера недоступную.  Вовсю  ходили поезда, но  было  решено сегодня  их игнорировать Тем более,  что  поезда на этой линии  ходят  БЕЗ МАШИНИСТОВ.   Завезут  ещё куда-нибудь...
 
   За станцией виднелось громадное длинное здание неопределенного назначения. К  нему подъезжали  большие фуры, какие привозят товары к универсамам.  Правее здания виднелись странного вида портовые краны, а уж совсем вдали поселок из домов, стилизованных под старонемецкие.  Решили начать осмотр местности с длинного дома. По краям его крыши симметрично  торчали скрещенные  блестящие трубы из нержавейки, неизвестно что символизирующие, и  всё напоминало  специфический химический завод. Специфичность - в необычной чистоте, не то, что на родном  бабкином предприятии с химическим уклоном, где она  протрубила 35 лет по колено в газовках и отходах.

    Из коридора тем временем  неслась громкая русская речь, и бабуля  пошла узнать, что случилось..   А ничего не случилось. Это общались горничные “  ИЗ “   УКРАИНЫ. А может быть “ С “ Украины?   На всякий случай   она  их  спросила, где в округе есть  магазины, и почему из туалета в их номере такой жуткий запах.

     “ А потому,-- сказали  горничные,- что гостиница дешёвая, всего 70 английских фунтов за ночь. И  крышки на толчки в целях экономии средств  не предусмотрены.”

     Так что если вам приведётся ночевать в этой гостининице, то приезжайте со своей крышкой.

   Пока бабка ходила в  разведку, дед включил телевизор и узнал, что американский президент О-БАМА тоже, как и они, находится на Британских островах. И что он ко всеобщей радости прогрессивной  мировой общественности  нашёл и  тут  свои местные корни и выпил по этому поводу пивка с обретёнными  новыми  родственниками.

    А дом  напротив  оказался ни много ни мало всемирно известным ЭКСПОЦЕНТРОМ  Ex Cel London, в котором ничего в то время не экспонировалось, но некоторые ресторанчики и забегаловки работали, и  была рабочая суета.  Оказалось, что  через несколько дней здесь  открывается   какая-то международная медицинская конференция...

    Пройдя всю длину здания, равную перегону метро между двумя станциями, полюбовались на взлётнопосадочную полосу городского лондонского аэропорта. Отсюда назавтра планировалось покинуть совершенно не туманный Альбион.  А  здание выставки поразило своей холодной функциональностью и размерами...

   Акватория бывших доков поделена на две части. Один водный прямоугольник  тянется  с запада на восток вдоль посадочной полосы городского аэропорта, а за ним  другой – вдоль здания выставочного центра.
 
     Когда вышли с западной стороны на волю, увидели памятник. Памятник - это же в память о чём-то. Так этот памятник напоминал о трудовом прошлом  лондонских доков.  Это была  скульптурная  группа  из двух рабочих-докеров, старого и молодого, и одного упитанного  типа в шляпе . Он как-бы учитывал   труд  работяг, которые разгружали поддон с грузами, прибывшими  из разных  стран, некогда входящих в состав  ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ.    На лицах не было видно классовых противоречий. Каждый делал своё дело и, похоже,  каждый был доволен своей жизнью, и  никто не воздевал к небесам серпа с молотом. Можно было побродить между бронзовыми  участниками трудового процесса и погладить  понравившихся.

   Другим напоминанием о прошлом были как-бы портовые черные  краны, вернее -  их идея, эскиз, довольно  изящный. Они стояли по обоим сторонам  длинного водоёма как черные аисты и  были  очень похожи на настоящие. Металла и черной краски  на это было  угрохано немерено...

  Через акваторию на другую её сторону можно пройти по странному пешеходному мосту. Его странность не в том, что он сделан опять же  из нержавейки, а в том, что он напоминал конструкцию обычного портового мостового крана, и  на  каждый его конец  можно было забраться  двумя способами.  На  лифте,  или по узкой крутой неудобной лестнице , похожей на лестницы  советских  хрущоб.  Они, эти лестницы в хрущобах, как оказалось, так же неудобны, как лестницы в американских рентуемых аппартментных комплексах для простых людей.

      Лифт  на этот переход - псевдокран   был бы очень кстати , особенно  для инвалидов в колясках, но он по всем признакам  давно не работал. Правда, висело трогательное извинение за причиненные  неудобства.
 
   Эти неудобства не остановили бравых любопытных старичков, и они  поднялись на верх моста. Опять полированые трубы из нержавейки, сильный ветер и вдали  видна псевдосредневековая как-бы немецкая деревня, сияющая чистотой.
 
  Вообще  эта лондонская  портовая  окраина не была похожа ни на одну из многочисленных окраин , виденных стариками  в России. Тут не было однообразия многоэтажных  белокаменных московских Черемушек или Медведково, похожих на колумбарии крематория.  Где каждая семья  покоится в отведенном стандартном  кубике с совмещенным санузлом .

     Здесь можно было непрерывно крутить головой, разглядывая разные довольно мелкие домишки. Причём среди них  вполне гармонично располагались дома примерно столетнего возраста, и это не резало глаз и не вызывало желания немедленно их снести.  В некоторых были ресторанчики, пабы и аптеки для простого народа, понаехавшего со всех концов могучей империи, бывшей владычицы морей. Настоящих ярко выраженных англичан, знакомых по Диккенсу, за 52  часа пребывания в Англии, наши старички  так и не встретили.

   Чтобы не бродить по окраине бесцельно, поставили перед собой две задачи. Одну , по их мнению, малодостижимую. Найти хорошее слабительное. Чтобы путешествие доставляло удовольствие. Вблизи от гостиницы обнаружилось  несколько  аптек, почти все обслуживались миленькими девушками, голова которых наглухо была замотана   платками  кокетливых  расцветок.

    Бабка тут же вспомнила случай из  российской жизни в Москве. Она с мужем стояла в аптеке  в большой  очереди в кассу.  Вдруг сбоку на большой скорости подошла  женщина, вся в черном. Ну та, которых все величают ПОНАЕХАЛИ ТУТ.  И довольно робко стала что- то спрашивать кассиршу.  Очередь, вся истомленная стоянием и жизненными проблемами, дружно заорала на тётку, хотя и самому маленькому ежу было понятно, что в аптеку ходят по нужде, а не для развлечений.  В общем,  ”дружба  народов” победила, и  ПОНАЕХАВШАЯ  ретировалась вся в слезах и  не  солоно хлебавши.

    С нашими старичками здесь  было по другому. Они не стали ломиться в очередь из трех человек.  Конфуз был в другом. Из за  обоюдного плохого знания английского языка провизора и покупателя   выбор слабительного был под угрозой.  Молодость  победила. Кассирша-провизор  бросила кассу и  вышла в своей парандже в торговый зал,  и пошла с бабкой  вдоль прилавков с лекарствами.  Минут пять они заинтересованно  делали выбор. Очередь молчала. Бабка повертела в руках коробочку, посмотрела на цену и сказала, что подумает.  Поблагодарила и стала уходить. Кассирша тоже сказала спасибо бабке и спокойно вернулась на свой пост. Очередь продолжала молчать....
 
     А второй целью было  найти ресторан типа харчевня, и чтобы не сильно отравиться...
Захотелось горячего супца. Тут же обнаружилась  забегаловка с обслуживанием официанткой.  Быстро выбрали  по  красочному фото над прилавком комплексный  обед, один на двоих. И не потому, что экономили на желудке, а просто  за каких-то  5 английских фунтов   спокойно наелись вдвоём, по-братски   поделив всё  поровну.

    После сытного обеда  решили больше никуда не ходить, а  пойти  поспать. В номере первым делом из положения лежа  включили телевизор и узнали две новости. Одна хорошая.  Президент США   О-БАМА  экстренно покинул новых родственников и Британские острова. На своем самолете.    Оказалось, что неожиданно заработал местный  вулкан с непроизносимым названием и возникла  угроза  остаться жить в Англии на неоределенное время.  Жалко же  американский народ, как же он без президента?
 
    Если самолет президента прорвался через пепел , камнепад и лаву, то есть надежда, что завтра утром и наш рейсовый  самолет сумеет  оторваться от земли... Шанс есть не остаться в Англии, и это хорошо....

     Так в незапланированном волнении старички предались послеобеденному сну.



     Всем альпинистам и людям, любящим следить за ними по телевизору, известно, что забраться чёрти куда гораздо легче, чем вернуться в исходное положение.  Так и наши старички  внезапно подвергли себя незапланированному  стрессу.  А что если на самом  деле вулкан разбушуется, самолеты перестанут летать, деньги кончатся и из гостиницы попрут?   Просто жуть.   Вот к чему могут привести неконтролируемое   любопытство  на старости лет.  Ведь уже как два дня  назад могли быть дома.  Ведь   никто не пришлёт за ними спецрейс, так как всем известо, что проживание в Англии не связано с риском для жизни, а даже наоборот.  Некоторые типы в ней успешно спасаются.
 
     После сна на семейном совете демократично  приняли решение в любом случае пораньше завтра приехать в аэропорт и в нём ждать развития событий.  А пока суть да дело, надо подумать об ужине.

    Безвозвратно прошли те времена, когда транспортный стресс  лишал старичков аппетита.  Лет двенадцать тому назад, когда они  впервые  посетили в Америке свою дочь и внучек, надо было возвращаться в Москву с помощью Аэрофлота  через Майами, аккурат после Нового года. Представляете?
 
    Так они приехали в это самое Майами после шести часов гонки по хайвею и  не нашли в тамошнем аэропорту никаких следов пребывания и   деятельности Аэрофлота.  Это уже шок, господа, а не стресс. Хорошо, что они не сами приехали, а с помощью американского друга дочери. Друг не знал по русски, а старички ну очень плохо говорили по английски. Хорошо, что уже  наступила эра мобильных телефонов и  друг переговорил с дочерью, дочь переговорила с кучей инстанций и ведомств, и результате переговоров сложилась вполне пристойная ситуация. Выяснилось, что  Аэрофлот просто перенес их рейс на три дня вперед, и это хорошо, что он ещё  не был совершен. Надо просто подождать немного, всего несколько дней.
 
    Оказалось, что гостиницу дадут бесплатно, и даже в ней можно будет бесплатно поужинать. Но у старичков, а им тогда было всего каких-то  63 года на каждого, вдруг пропал аппетит. Тут уже американский друг пришел в сильное недоумение и позвонил  своей подруге,  стариковской дочери, то есть. По его мнению ничто не может  нормального человека отвратить от еды, особенно бесплатной.  Но в тот раз они пропостились и не согласились плюнуть на обстоятельста и поесть...

     Дед и бабка теперь опытные бродяги и стараются,  если есть малейшая возможность, не питаться в точках общественного питания, как бы они не назывались. В эпоху переходного периода на Родине  дед - бывший ведущий инженер,  чинил чужие машины,  а бабка -  старший научный сотрудник  прирабатывала в ресторане при каком-то не слабом московском банке.  Так её , эту простоту научнотехническую,  быстро приучили к выполнению таинств безоотходного общепитовского производства любой экономической формации.  Конечно, они не плевали в блюда с едой, свою слюну надо экономить, но подбирать упавший нечаянно  салат с пола – это святая обязанность.  Ик- к- к -о –номика  всегда  должна быть экономной.

     Поэтому старички  пошли опять на прилежащую к их гостинице  улочку, где они еще перед обедом приметили небольшой, но очень симпатичный супермаркет.  Жизненный опыт туриста гласит, что как бы не были дОроги хот-доги в центре любого  мегаполиса, всегда на окраине можно вполне прилично, дешево и безопасно поесть. Ведь в центре с туристом можно не церемониться,  да и умрет он после принятия пищи не мгновенно, а у себя на родине.  А на окраинах городов местные люди живут долго и ходят в места скопления и продажи  пищи часто и  много лет подряд...

     Первым делом сделали два круга по всем рядам и оценили обстановку. В результате отбора за коробочку копчёных сардин, коробочку винограда, пару помидор, батончик хлеба, грамм сто колбасы, йогурт для бабки и банку пива для деда они заплатили смешные деньги и довольные вернулись в номер.

      За окном  уже вечерело, разноцветными огнями очень красиво  светились выставочный комплекс, станция наземного метро, улочка и двухэтажные автобусы. Со стороны выставочного центра чинно прошёл одетый как лорд негр с кейсом. Пепел и камни  не сыпались,  и небо было подозрительно чистым. Но самолеты, обычно  часто  взлетавшие  слева направо, полностью отсутствовали...

      По телевизору, как обычно, показывали рекламу вперемешку с  описанием тяжелой  личной жизни   звезд , звездочек и звездной пыли.  Про вулкан ни гу-гу.

    Решили неторопясь поесть и завалиться спать пораньше, чтобы время  ожидания  прошло быстрее....

    Часов в шесть поутру  их уже  вёз в Городской аэропорт гостиничный индус на своей машине. Вообще, похоже, гостиницей владела индусская семья и на всех руководящих постах были граждане  бывшей английской колонии. Только  уборщицы были   из других стран, не входящих в бывшую империю.По-моему, это справедливо. Хоть Империя и дала дуба, но все, кто жил в ней, её граждане.

    Оформление билетов и прохождение досмотра  не вызвали никаких проблем. Только когда  ДЕД  выходил из зоны досмотра багажа с ремнем на шее и без обуви, его поманили  пальчиком. Придерживая спадающие брюки локтем руки, которая тянула  полурастерзаный чемодан,  другая рука обнимала пару поддонов с ботинками, курткой, кошельком, часами и документами, страшно злой на всех,  он приблизился к настоящему англичанину.  Со шкиперской бородкой, громадного роста и с надменным выражением на лице, пограничник , не дав деду завершить одевание, начал строго  и неприветливо  пытать его, где он взял свой паспорт и не служил ли он в армии какой нибудь арабской страны.
 
    Дед подробно рассказал историю последних десяти лет своей жизни и был отпущен на свободу в сторону зала ожидания. Все  проверенные  пассажиры  непринужденно застегивали ширинки и чемоданы.  Можно было расслабиться и оглядеться.  Ведь впереди был долгий и трудный путь домой.

     В отличие от  современных аэропортов в больших городах мира , лондонский Городской аэропорт оказался похожим на рядовой советский  периода развитого социализма. Из  зала ожидания, по узкой лестнице  надо спуститься  вниз в маленький накопитель, пешком дойти до  самолета и вскарабкаться  внутрь...  Ни тебе рукавов, ведущих прямо в самолёт, ни тебе эскалаторов.....

    Почему-то желающих покинуть Лондон было мало. Сказать, что самолет был наполовину пуст, было бы преувеличением. Оказались занятыми только каждое пятое место....

    Наконец поднялись в воздух, оторвались от Лондона, пролетели над выставочным центром и гостиницей и резко повернули направо в сторону моря. Как только отстегнули ремни, к деду подошла бортпроводница, спросила его фамилию и вручила бутылку приличного сухого вина. Это был подарок деду  от авиакампании в честь его дня рождения!..  Да, да, этот день совпал с днем его 74-летия!

     И тут дед с бабкой сплоховали. Надо было попросить  сразу открыть бутылёк, немного отпить и остальное раздать пассажирам. Так нет, они решили довезти его до дома и поплатились за свою глупость. По прилете во Франкфурт  на пересадку  при очередном  досмотре  вещей эту бутылку просто отняли злые стражи безопасности полетов.. Не помогли заверения, что это подарок от фирмы в день рождения... Нагло улыбаясь, таможенник аккуратно отложил  опасный по его мнению предмет себе под стол.

     Наконец дед и Бабка катят свои чемоданчики по родному тротуару  от метро БЕЛАРУССКАЯ  к своему дому, где  деду всего  74 года назад  удалось родиться,  и стать   коренным москвичём.  А в самом начале двадцатого века где-то неподалеку родилась и его мама в семье почти что бывших крепостных.  Почти, потому что не успели,  незадолго до  их  рождения  отменили крепостное право.  И вот предки нашего ДЕДА в конце девятнадцатого века ПОНАЕХАЛИ из Тульской губернии в Первопрестольную...Такая вот история...

    А навстречу двум старикам  идут хмурые, по московски очень хорошо одетые люди  с очень неприветливыми лицами.  Они как  будто  не рады своим дорогим мобильникам, которые  всё время держат в руках.  На лицах  видна какая то скорбь  вечно  обманутых   и  непонятых.
 
     ДЕД  же  и  БАБКА ,   от  радости  возвращения на свою МАЛУЮ  Родину,  улыбаются и чуть не смеются...  И  тут на них взглянул идущий навстречу   МУЖЧИНА   очень среднего возраста  и очень  отчетливо сказал.

      “ Сколько- же их,  этих  ЕВРЕЕВ!?,   ещё  осталось в Москве,  тра –та-та!   Когда- же они все уберутся  в  СВОЙ  ИЗРАИЛЬ !  Жизни от них нет , тра-та-та  !”

Лето 2011 года