Аттестат

Елена Гончарова 2
            На чердаке  темно, пахнет  дедовыми валенками …  Маленький Колька  жмётся к печной трубе: тёплая…   Хорошо здесь, и  мамка  не скоро найдёт... 
-Ну-ка,  парень, вставай, хватит спать. Поехали!

Колька почувствовал, что  с него стягивают одеяло и открыл глаза: в окно летней кухни  светит солнце,    заглядывает    куст   цветущей  сирени, а   за столом  Витькин отец, их участковый, его милицейская фуражка лежит    на табуретке...  Колька сначала  удивился,  потом вспомнил всё!

Выпускной вечер  решили провести  в своей  деревенской начальной школе. Кольке совсем не хотелось идти. Он долго упирался, но Витька уговорил:
-Ну и что? Подумаешь, экзамены не сдал! Это Нинке Кокориной в институт поступать, а тебе-то аттестат зачем? Зато повеселимся! Музыка будет, ребята обещали магнитофон принести. Девчонки там...в платьях  - расписывал  Витька.
А Кольке  даже вспоминать было тошно  о своих школьных  «успехах». С самого первого класса у него не заладилось! Мать всегда  была занята:  с утра на  работе, вечером по хозяйству. Отчим постоянно  в рейсах, а он дома с младшим братом. Раиса Ивановна, старенькая учительница, ещё мать у неё  училась, всегда жаловалась на него, а потом ему влетало за двойки.

Они  хорошо жили, все так считали. Держали корову, поросят, гусей, кур. Про огород и говорить нечего, это так, между делом – утром  прополоть, вечером полить. Мать часто смеялась над толстой соседкой  Степановной, что день-деньской сидела на лавочке у ворот, лузгая  семечки:
- Как это, ничего своего не иметь? В деревне жить и магазинное покупать?
Она и хлеб сама стряпала вкусный, запашистый. Даже бабушка к ней  за опарой приходила, но у неё такой всё равно не получался. Зато, бабушка умела  бражку настаивать! Дед пил и всегда нахваливал. Потом и  Кольке  дал попробовать. Он  уже  в  седьмом классе учился, когда однажды так  напробовался,  что плохо стало. В школу не пошёл, а напросился с дедом на охоту, зайцев пострелять. Всю дорогу,  пока на лыжах к лесу шли, снег ел и к лицу прикладывал.

А в школе ... Старался, конечно, чтобы  без двоек и чтоб мать не ругалась. Но особого желания учиться,    никогда не было. Вольная деревенская жизнь, хоть и трудная, намного интереснее. С ранней весны они с ребятами то в лесу, то на речке. Летом за клубникой, осенью за грибами, зимой на лыжах или на коньках-снегурках. Скучно никогда не было!
Восемь классов он с трудом одолел. А потом... Чем старше, тем больше обязанностей становилось, совсем не до школы. Когда дед состарился,  он и ему помогал. Любил его Колька  и часто жил у них , пока бабушка домой не прогоняла.

А тут  ещё  с отчимом... Он по  неделе  в рейсах бывал,  до самой Тюмени ездил и зарабатывал хорошо. Однажды приехал ночью, вытащил деньги из кармана и видно не заметил, как  они за сундук у стенки завалились. Утром  на Кольку закричал. А он  даже не слышал, как отчим вернулся…  Мать разбираться не стала , сразу драться  начала. Но он не дался. К деду ушёл и домой не вернулся, пока деньги  не нашлись.
Ребята в школе его уважали. Девчонки даже Пьером прозвали, когда в десятом классе «Войну и Мир» проходили. «За честность, наверно…» - догадывался Колька и улыбался про себя.

На  выпускной он все-таки пришёл. В новом костюме, что мать сшила. Она  в ателье работала, каждый день  в район ездила. Все деревенские ей обновки заказывали. Колька видел, как она вечерами  швейную машинку рукой крутила,  а ногой кроватку качала, где маленький братишка спал.
Ребята тоже нарядные пришли.  А девчонки такие красивые…  Даже подойти неудобно! Когда аттестаты стали вручать, Колька на улицу вышел. Нечего ему было получать. Он на экзаменах только сочинение написал на трояк  и больше не пошёл.
После торжественной части все во двор высыпали. Кое-кто из ребят закурил. Витька предложил выпить,   как следует, для храбрости. Столы  сами накрывали, матери наготовили им всякой всячины, а вина совсем мало было. Пошли к деду. Бабушка  целую банку бражки вынесла, не пожалела для такого случая.  Выпили с ребятами, сидя  на  крылечке, потом в школу вернулись.
А там уже танцы, музыка на всю улицу: «Опять от меня сбежала последняя электричка». Наломали в чужом палисаднике сирени, девчонкам  подарили…  Весело  было!

Потом, под утро уже, пошли с Витькой по деревне прогуляться. Когда мимо магазина проходили, тот предложил:
-Может,  ещё  выпьем? Тёть Тоня вчера за товаром ездила, много чего привезла, мать говорила.
Рассуждать не стали. Недолго думая, нашли небольшое оконце на задней стене и… Всё им удалось! Один подсадил, другой пролез.
Взяли вино, шоколадные конфеты, банки с чем-то, ещё кажется, шапки какие-то... Колька не помнил. И как домой пришел - тоже. Очнулся   утром, когда мать  ругала за грязный костюм. Потом ушла на работу, а он опять уснул.

Сейчас, вспоминая  всё это, Колька  вдруг, затосковал невозможно, скривился, отворачиваясь, еле сдерживая,  подступившие слезы и стал медленно  одеваться.  За воротами  их ждал  милицейский  ГАЗик.


***
Домой Николай вернулся только через два года. Но, уже совсем другим человеком.




Окончание  здесь http://www.proza.ru/2014/02/06/611