Синдром Авеля

Элла Гор
                "Тварь ли я дрожащая или право имею"
                Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"


         Когда-то давно, не помню в каком детективе, наткнулась на такое понятие из области то ли судебной медицины, то ли психологии – «синдром Авеля». Суть его, насколько я поняла, заключалась в следующем: Авель шел за Каином в пустынное место, уже интуитивно сознавая себя жертвой и предчувствуя злодеяние, но, тем не менее, покорно шел за убийцей, тогда как мог спастись, если бы  приложил к этому волю, желание или хотя бы отринув свои  сомнения в намерениях брата. Там, в  психологии, речь шла и о том, что безвольная жертва иногда сама невольно провоцирует насилие, которое возможно было бы и избегнуть, если злодей  вдруг сам не уверен в своих планах.

           И вот несколько дней назад я  всем своим существом поняла что такое «синдром Авеля». Дело было так.

           После работы планировала встретиться с подругой в кафе. Это сравнительно недалеко. Но на метро очень неудобно, и я заранее решила, что поймаю машину. Я вышла с работы и увидела «стоящее» Садовое кольцо и именно в ту сторону, куда мне и нужно было ехать. Где-то далеко плелся троллейбус, а я уже опаздывала.  Все равно буду ловить машину, решила я, и подняла руку. Никто не хотел меня «подбросить», и я уже нервно смотрела на часы, когда рядом остановилась какая-то старая невзрачная иномарка с затемненными стеклами. Мне было не до выбора, я открыла дверь, назвала адрес, мне назвали цену, и я села. Из-за того, что кругом была пробка, еще минут пять мы почти стояли на месте.
И тут я заметила в руке водителя, явно приезжего откуда-то с Кавказа, какую-то штуковину. Железная, округлая, чем-то похожая на кастет, но с какими-то «подшипниками». Я сначала не придала ей значение, хотя и не поняла что это такое. А водитель между тем как-то странно себя вел – нервничал, стучал ногой по полу и постоянно перекладывал эту штуку из одной руки в другую. И вот в какой-то момент эта штуковина издала странный звук, похожий на то, как под давлением из маленького отверстия вырывается сжатый воздух, короткий свистящий звук. Я скосила глаза на его руки, в которых он вертел этот предмет, пытаясь понять что это, но водитель старался прятать его в ладони. Животный страх пронзил меня с головы до пят. Я даже не могу объяснить, откуда он взялся, но за эти секунды у меня в голове пронеслись тысячи мыслей… «А вдруг в этой штуковине какой-нибудь нервно-паралитический газ» - «Нет, тогда он не сможет применить его в закрытом пространстве без риска для себя»; «А вдруг это что-то вроде электрошока» - «Фиг его знает, может» - «А вдруг это кастет? – «Тоже ничего хорошего» - «А вдруг он просто накинет мне на лицо платок с морфием, и я очнусь где-то загородом в подвале и даже встречный гаишник подумает, что я просто сплю» - «И никто.. НИКТО! Не будет знать, что произошло и где меня искать»…
          Но вместе с этим вертелись и другие мысли – «Успокойся, это же просто тачка, доедешь, ничего с тобой не сделается» - «Да мало ли что у него там в руках?» -  «Нужна ты ему!» - «Да тебе просто показалось!» - «Ты же опаздываешь, кто тебя сейчас повезет?» - «Да нормальный он мужик, ну нервничает чего-то, может из-за пробок бесится…»- «Тут же совсем недалеко» …
          Машина медленно ползла в потоке, а я предавалась панике, но продолжала сидеть в  этой чертовой машине.
          А потом пришла мысль. «Вот так все и происходит. Никто не верит, что с ним может случиться ЭТО. Понимают слишком поздно. А тебе, дура, Господь  послал страх, внутренний голос, Ангела Хранителя. Ты все не веришь этому страху, но когда убедишься, что боялась не напрасно, будет поздно… слишком поздно… Многие могли бы поделится с тобой опытом, но уже не смогут.  Вспомни о дочке… Что важнее она или твои сомнения… Она или мнение этого человека, в чьей машине ты сейчас умираешь от страха, даже если это просто мнительность, и он тут вообще не причем? Тебе перед ним неудобно? Ты хочешь проверить?  ДУРА!  БЕГИ!   БЕГИ!   БЕГИ!»
          Я с громадным трудом собралась с силами. Воля моя была парализована страхом и какой-то непонятной апатией. А машина уже готовилась выехать на свободную полосу.
«Сейчас или никогда!» - решила я.
          - Остановите машину. Я передумала.
          И не сказав больше ни слова - ни извинений, ни объяснений-  я открыла дверь и вышла посередине Садового кольца. Оглянулась назад, увидела тот самый троллейбус, который уже отошел от остановки, и  побежала к нему. И видимо что-то такое было у меня в лице, что водитель сразу открыл мне свою дверь. Только в многолюдном троллейбусе я отошла от шока и поняла, что просто обессилена. А водитель нет-нет да и поглядывал на меня в зеркало – все ли в порядке.

          Потом я анализировала свои чувства, мысли, эмоции и удивлялась самой себе. Отчего  же так долго я боролось с собой, не могла принять самое что ни на есть простое, очевидное и правильное решение. Что так долго удерживало меня в этой проклятой машине. Сомнения, неверие, боязнь показаться бестактной или даже смешной перед совершенно незнакомым человеком, фактически поверить ему, а не своему сердцу… И вот тут я вспомнила про синдром Авеля. Но если он все-таки шел за родным братом, то я –то вообще не имела понятия, кто сидит рядом…

          Я потом долго ехала в этом троллейбусе,  успокаивала и хвалила себя, и чуть не проехала нужную мне остановку…. А за пыльными стеклами троллейбуса плыла вечерняя  Москва все в светящихся  разводах рекламы, автомобильных фар, светофоров… и совершенно не замечая те маленькие трагедии, которые ежеминутно происходят на ее улицах, в ее дворах, подъездах, машинах….


(Иллюстрация взята из интернета)