Водолазы вербуса
Убогую попсово –песенную позднесоветскую поэзию рокеры буквально взорвали. В поэтически оборот пошли слова, ранее блуждавшие где-то на переферии . Речь не столько о мемуаристе- аквалангисте –дайвере(хотя и он заныривал),который сибаритсвовал на волне славы вместо того, чтобы всё же освоить гитару ну хотя бы по школе Маттео Каркасси. Ею не гнушался, кстати, даже знаковый американский джаз-гитарист Чарли Бёрд.
Речь о настоящих водолазах …Таких как Илья Кормильцев. В самом деле большой русский поэт конца ушедшего века, с ним же от нас и ушедший и забравший с собою свою тайну. Может быть даже символично, что он умер в стране «Свинцовых дирижаблей» от опухоли в позвоночнике, словно надорвался…Он переводил контр-культурных Уэлша, Уэльбека, Паланека, Уильяма Берроуза и сатаниста Алитсера Кроули. Кроули , конечно, во многом потому , что им сильно увлекался Джимми Пейдж…
Плант до сих пор носит длинные волосы. Располнел толкиенист, утратил эльфическую стать. Поэт-вокалист, украсивший стихами и вокалом композиции Пейджа всё ещё активен. Он пел о богатой леди, желавшей купить за деньги лестницу в небеса, об идиллической поляне, куда уводит Пан со свирелью ( в «Лестнице» не даром звучит флейта). Он слагал пафосные стихи про любовь, которая останется, если даже вывернутся наизнаку горы и погаснет солнце…Стихи Ильи Кармильцева о совсем ином. Об апостоле ходящем по воде, лезвии бритвы, сыром подвале, откуда вырывается на вою «Я хочу быть с тобой…» Его стихи Пели и Бутусов, и другие. Но нашёл ли он своего Джимми Пейджа, который мог бы сопроводить филосфские тексты полифоническим инструменталом? В Свердловске, Питере, Москве… Вряд ли…Просто не из чего выбирать было. Пришлось монтировать из того, что имелось.
На одной из телевизионных встреч с Александром Градским, ему задали вопрос насчёт «русского рока», назвав его «отцом» этого дитятки. Но Градский не только открестился от отцовства, но и сообщил во всеуслышание, что никакого такого рок-н-ролла в России нет и быть не может. Это совсем иная культура. И рассказал случай о том, как попал в лондонскую оперу, где при входе раздают партитуры для пения в зале.
И всё-таки сочинитель с элетрогитарой(или «акустикой»), будь он «тутошний» или «тамошний» - это нечто совершенно иное нежели стандартный советсткий член СП или, допустим, милитаризованно-подконтразвеченный Флеминг. Это абсолютно иной образ.
Писатель на посту
Стоит, не унывает -
Видит за версту
И мысли выражает.
Не смог бы столь глубоким
Быть его роман,
Когда бы был писатель пьян.
«Блюз о безусловном вреде пьянства..», Машина Времени.
В том и прорыв, что писатель может быть пьян уже не тайно, а явно…Он имеет право быть сумсасшедшим. "Нетакистом"(была такая поэтическая группировка в Новосибисрке). Первая волна рока во многом формировалась вокруг осуждавшейся "фарцы" пластами-джинсами.Инструменты, аппаратура-всё это стоило немалых денег.(Да и до сих пор это так, хотя и скидки ощутимы). В провинции строгали грифы из буковых ножек столов, учились размечать мензуру, в столицах полуконтрабандный товар шел за бешеные деньги. Инструментами могли обзавестись лишь немногие. С "теневой" музыкальной коммерцией боролись, как со стилягамии - хиппарями. Обвинилово рождалось из ответа "да" на вопрос -торговал ли поэт-музыкант билетами на свои концерты?
Костюмы, маски, женщины, мужчины,
Глупцы - печальны, клоуны - смешны,
Быть может тот, кому ты смотришь в спину, -
Не знает сам, каков он со спины?
(Алексей Романов)
Лидер «Вокресенья» Алексей Романов посидел –таки в тюряге за такое творчество. У него конфисковали гитару…Это сегодня вообразить даже не просто. Кстати, как гитарист, он продвинулся заметно дальше других. Сейчас вот пытался отыскать материалы гитариста из группы «Электрон» Валерия Приказчикова. В то время, как другие только патлы под битлов отращивали да костюмы а ля Махариши шили, он сыграл на гитаре многое, что было нашим гагарам недоступно. Да и буревестникам. Барды дали понять, что в русском языке много ещё нехоженых тропок, ну а рокеры уж подключили публику к электрическому шнуру, усилку...И публика начала не по комсомольски бесноваться, ломясь на концерты.
Новосибирский рокер Чупахин (кажется, медик) сочинил песенку, которую пели во всех кабаках.
Подошёл огонь к воде,
отразился в ней…
До сих пор удивляюсь, как удалось ему перелицевать простенький рифф в стиле кантри. Я следом за ним пару раз переделывал этот по-битловски звучащий шаблон. «Ты припомни где и когда…»
Когда учился в ТГУ на филфаке, мои стихи брали тамошние рокеры, пытались петь. Но я не ходил слушать, потому что не верил в то, что у нас возможет Стив Хау или Джимии Пейдж. Мне, откровенно говоря, резали слух композиции отечественных рокеров. Ни по вакалу, ни по инструменталу они меня не устраивали. И не потому что я такой мрачный сноб. Западные то группы слушать было захватывающе интересно, но во многом не понятно было вообще как строится эта музыка.Что-то пробовал подбирать, стилизовать. Что-то получалсоь, что-то нет.Искал ноту и не находил их.А если и находил сборники с названиями "Современная музыка", "Блюз", "Джаз"(в частности борник лауриндо Альмейды), -это было не то. Я продолжал играть пьесы , услышанные когда то с пластики , где гитарную музыку исполнял Андрес Сеговия, это меня увлекало куда больше…Ну и, конечно, думал о том про себя, как соорудить свои «Джулаи монинг»….Хотя и не знал, как к этому подступиться...
Забавный случай с покушением на авторитеты незыблемых кумиров произошел в Томске после концерта «Машины времени». Мой однокашник Боб Привалихин(он как раз коллекционировал пласты западных групп и благодаря ему я наслушивался их под завязку), подошёл к Макаревичу и вежливо заметил, что строчка с выражением «как вянет листопад…» -безграмотная. Тот , мило улыбнувшись , не стал возражать…
В одной тогдашней челябинской тусовке я прослушал довольно много композиций «машинистов» - откровенно впечатлило некой декадансовой сюрреалистичностью. Позже это впечатление истаяло… Увы. Позже сильно всё опопопсовело из-за злоупотребления фортепьянным аккомпанементом, в котором и бит не тот, хотя на гитаре столько нот наиграть куда сложнее...
Но в целом ниша оказалась занята.Бунтари омасскултурились, конечно.Но все же и заняли пьедестал. И если некоторые снобы-ровесники приняли подвиги "руского рока" с кривой ухмылкой на лице, то следующее поколение произвело их в идолы.
"Пока мы молоды, мы находимся на переднем фланге происходящего, то есть создаваемого.
Совершенно не важно при этом, пишешь ты книги или читаешь написанное другими. Создающие вкупе с потребляющими образуют некий общий культурный слой – толщиной примерно лет в двадцать. За это время обычно успевает созреть новое поколение, которое родит свою эстетику, основанную, конечно же, на отрицании вашей, предыдущей.
Вы оскорблены до глубины души, в которую эти юнцы вам плюют – вы ведь творили и для них и очень на них рассчитывали! Вы уже забыли, что двадцать лет назад вы были точнехонько на их месте и ничем от них не отличались – только вы тогда все были в белом, а они теперь в голубом. И старшее поколение очень неодобрительно тогда на вас поглядывало. И казалось оно вам тогда скопищем заскорузлых пердунов, давно забывших свет Истины, а сама Истина в этот момент трепетала если не в ваших руках, то во всяком случае где-то очень неподалеку."
Эти мысли вслух Андрея Макаревича , изложенные в мемуарах - «Сам овца» - как бы констатция факта наоборот. Кого уж, а его то как раз в "старые пердуны" никто не списывал. Блистательный кумир, которому внимают миллионы, как и БГ или Юрию Шевчуку.( В Уфе от красавицы телевизионщицы чуть в шлаз не получил, скромно покритиковав кумира, там обитавшего). Это данность. И даже когда Путин спросил у Шевчука -как того зовут(у Маккартни бы не спросил-знает, что Пол) и тот ответил :"Юра", это был целый спектакль кумиропочитания. Надо же, всего лишь -навсего президент-премьер, а такого видного деятеля, полубога можно сказать, по имени не знает! А вот Ричард Никсон знал как звать Джона Леннона и не исключено, что ЦРУ, подослало к нему Чепмена с армейским кольтом.
© Copyright: Горбачев Юрий, 2012