История всемирной литературы 26

Сергей Бурмистров
  Латинская (религиозная) литература в средние века наполнена психологической борьбой с внутренней греховностью человека. Человек должен победить сам себя.
  Далее, средневековая светская литература строится на индивидуальном героизме рыцарей. Рыцари, действующие на фоне истории и в рамках иерархии собственных обществ по прежнему остаются политическими персонажами. Их долг зовёт их...
  Но действия их индивидуальны.
 
  Получается различие античности и средних веков: античность - это политическое  коллективное действие, средние века - политическое действие, но исполняемое в индивидуальном порядке. Средневековый человек, относящийся к Богу и Дьяволу почти как к родственникам, отдалился от общественного служения, характерного для античности. Государство и общество потеряли ореол конечной инстанции, потеряли мест последней и самой важной ценности.
  Европейский либеральный индивидуализм начинался не в эпоху Возрождения. Он начинался в Средневековье.   
  Рыцарский роман - это уже роман об индивидуальном политическом действии.
  Античная идеология подразумевает действия коллективные.
  Как их формально различать?
  При коллективном действии должна быть достигнута некая общая ценность. А потом уже будет распределение добычи (ссора Ахиллеса и Агамемнона из-за пленницы). Действие одного человека должно быть частью общих усилий. Качественное изменение обстановки достигается только совместно.
  Рыцарские подвиги - это уже подвиги одного человека. Главную победу рыцарь делает сам. Феодальный строй - это строй индивидуалистов.

  Получается, что античность - это последняя стадия строго коллективного действия. Эллин, почувствовавший в себе отклонение от нормы, ужасается этому. Если неужасается - боги его жестоко наказывают.
  Социальная группа господствует.
  Но, эллинизм - это уже коллективизм побеждающий, активный. Древняя литература - это оборона коллектива от внешних сил (стихий природы). Античный коллектив - это коллектив активный, развивающийся. Новизна впечатлений вносится на суд коллектива, и если нечто новое потенциально полезно - коллектив атакует.
  Так, насколько я понимаю, должен был выглядеть и Советский Союз.
  Достижение блага одним человеком жёстко опосредовано общей победой и соответствующим победе распределением.
  Не случайно в античности мы видим взлёт (активность) философии (предельно общая, "коллективизированная" наука). В отличие от греков древние науки конкретны: учёт, геометрия земли, астрономия...