Рахманинов. Симфония 1

Татьяна Малыш
За неделю до открытия симфонического сезона я стояла у кассы и мучилась вопросом: что лучше – пятый ряд балкона, но дёшево, или второй ряд партера, уж очень близко, да и дороже. Больше билетов не было. Да, велика тяга народа к прекрасному! Всё-таки победил партер, поскольку от одной мысли, что я взбираюсь на пятый ряд балкона, у меня начала кружиться голова.

И вот долгожданный вечер! Шифоновая блузка, юбка a ля фламенко, причудливые украшения – всё это одевается, как правило, раз в год, хорошо хоть влезла в юбку, а то очень беспокоилась, - и по шипению, раздавшемуся со стороны группки моих знакомых, понимаю – выгляжу очень даже ничего.

А второй ряд партера оказался не так уж и плох, конечно же, лучше слушать оркестр ряда с восемнадцатого-двадцатого, как привыкла, но здесь себя чувствуешь как бы внутри оркестра, да и видно всё в деталях. На сцену вышли оркестранты – ну ничего себе платье у первой скрипки, кружевное полотно, шифон и атлас, ну вот это тётка раскололась, стоит небось дорого, а может, ей оплатили расходы, нет, это вряд ли…
А дирижер бедняга постарел, ох как постарел, седой весь, под глазами мешки, пьёт он, что ли? Точно попивает.

Первая симфония Рахманинова — это типичное рахманиновское произведение, оригинальное по замыслу и многим стилистическим приемам, предвещающее своими отдельными чертами позднее симфоническое творчество композитора. Сильнейшие драматические контрасты — характерная черта симфонии.

Грянула напряженная и острая первая часть, ага, а на второй-то скрипке платье поскромнее, выдерживают они табель о рангах, или как? Хватающее за сердце соло фагота, тьху, нос чешется, спасу нет, почешу, а то как бы не чихнуть еще. Драматизм крещендо…ну и кто ж справа так зашелся кашлем! Что за люди!? Точно как в анекдоте: стоит человеку заболеть, так он вместо того, чтобы идти в поликлинику, идёт в театр. Так, а в оркестре альтистка втихомолку тоже покашливает…

Конец первой части, ох, ну до чего же народ тёмный, и чего ляпаете, ведь всем известно, что в перерыве между частями не принято хлопать.

Ах, какое причудливо-фантастическое, с элементами романтической иронии, скерцо-вальс и чудесное песенно-лирическое Larghetto ! Нет, ну и как же я не заметила, на виолончелистке-то воланы какие, правда, для таких воланов тётка старовата.
Какой знакомый напев, плясовые народные ритмы вплетаются в драматически-насыщенную атмосферу всего произведения. Сразу чувствуется, что композитор – русский…интересно, когда же кашляющая альтистка умудрилась засунуть себе в рот леденец, сосет его и играет, бедняга…

Вот главный музыкальный образ симфонии — лейтмотив, проходящий сквозь все ее части. Сначала суров и повелителен, затем, не теряя своего волевого и властного характера, претерпевает различные трансформации: то превращается в песенную тему, то в скерцо появляется, то как грозный и фатальный образ, то приобретает легкую и упругую поступь… А мужик рядом мирно посапывает, хорошо, что не храпит ещё, начнёт – толкну его в бок.
Тяжеловесно-маршевый финал, объединяющий главные темы предшествующих частей симфонии, нет, конечно, платье на первой скрипке класс, но куда мне носить такое, уж лучше присмотрю себе такую блестящую черную кофточку, как у скрипачки в третьем ряду слева.