Lobo Negro-черный волк

Михаил Климовицкий
   
                Lobo Negro-черный волк
   
            
           Я шел по улице большого села на берегу Каховского моря, заходил в дома, предлагая сделать фотопортреты. Навстречу мне выскочила большая немецкая овчарка чепрачного окраса (черно-рыжая). Вид у нее был странный , как опытный собаковод , я определил что у нее течка. Своры желающих псов не было. За ней бежал только маленький песик пароды японка. Это меня заинтриговало ( в своих рассказах писал о собачьих свадьбах)разница в размерах у партнеров была десятикратная, а по весу еще больше.
    В течении двух дней у них ничего не получалось - когда она поднималась он выпадал. На третий день измученная сука исчезла.
     За селом по краю моря был лесной заказник реликтовых деревьев: акаций с большими колючками на стволах, крестовых дубов ,тисов и др., которые росли здесь миллионы лет тому, когда климат был субтропический. Дальше простирался заповедник Аскания - Нова. Вот в эти леса и убежала овчарка. Селяне рассказали мне ,что там есть волки .
     Через четыре месяца я вернулся с фотопортретами в это село и вспомнив об овчарке, узнал с какого она двора. Постучал, громко залаяла  собака, заглянул в щелку высокого забора, сразу узнал ту немецкую овчарку- она была кормящей сукой. Дверь не открыли и я пришел еще раз вечером. К калитке подошел хозяин. Я стал расспрашивать его о собаке, сказал, что я член клуба и попросил посмотреть щенков. Хозяин не сразу согласился, говорил, что она и на него рычит. Но у меня было и он пошел сажать суку на цепь. Мы зашли в сарай, где были щенки, их, было шестеро.
     Щенки были: три чепрачных сучки два кобелька и один совершенно черный, по моему мнению, им было пять недель, то есть все совпадало. Присмотревшись, я подумал , что у кобельков типично волчьи морды с характерно скошенными глазками.
      Черного щенка хозяин отдал мне за 50 долларов. В клубе служебных собак мне нашли кормящую суку, но она учуяла запах волка и пришлось надевать ей намордник, и привязывать, чтоб она кормила Лобо, (волк с испанского) так я его назвал. Через несколько дней об этом узнал почетный председатель клуба полковник милиции Сиворонов. Мы поехали в село, привезли хозяину овчарки другую  собаку, составили акт в поселковом совете, заплатили и увезли овчарку со щенками в питомник. А Лобо присоединился к братикам и сестричкам. В три месяца они стали есть мясо, и я его забрал.

        3.1        Отступление

          Первый раз я встретился с волками в 1943 году в Казахстане.
Мама была в эвакуации в одном из горных колхозов возле Алма -Ата.
Они моей бабушкой собирали хворост в горах . Бабушка держал меня запеленатого в руках, а мама несла палки. Вдруг бабушка воскликнула:
- Дина смотри, какая большая собака!
Волк стоял на тропе, закрывая дорогу. Видимо он думал ,что младенец его больше устроит. Мама схватила палку и стала громко кричать.
Волк медленно повернулся и скрылся в кустарнике.
Мама взяла меня на руки и они с бабушкой поспешили в аул. Там они стали кричать "Волки, волки", но мужчин в поселке не было- все ушли на фронт.
Следующая встреча с волками у меня была уже в армии. Наша радио - точка находилась в лесу Ярославского заповедника. До ближнего села было семь километров лесом. Лес был не сплошной,местами на полянах попадались избы от брошенных деревень. На одной из полян я встретил пастуха Григория с небольшим стадом черно-белых коров. Дал ему закурить солдатской махорки. Стоим ,разговариваем и видим: у одной из коров был маленький, молочный теленок, так он стал уходить к лесу. Присмотрелись, а перед ним крутится волк, заигрывает: то присядет, то побежит, а теля глупое за ним, все ближе к деревьям. Коровы тоже заметили ,замычали и двинулись к ним. Гриша дал мне кнут и говорит :
-       Отрезай их от леса, - я побежал к деревьям щелкая кнутом. Волк убежал в чащу, а глупого теленка Гриша привязал.
      Зимой стоя на караульной вышке, я много раз слышал, как завывали волки, а осенью видел медведей, которые паслись на брошенных овсяниках.

     3.2            Юность волка
       Лобо попал ко мне в возрасте двух месяцев. Его мать немецкую овчарку двух братьев и сестер забрали в милицейский питомник,  и они еще некоторое время жили с ней. А Лобо пришлось поить коровьим молоком и кормить творгом. У меня был опыт выращивания служебных и легавых собак : курцхааров, фокстерьеров, ротвейлеров др. Творог не кислый, собакам и, следовательно волкам, давать очень полезно- для развития костяка. С трех месяцев добавлять сырые яйца. С четырех- кашу с мясом. Но Лобо ел сырое мясо, (курицу)облитое яйцом. После шести месяцев рекомендуют давать грызть кости.
      Поселил волчонка в сарае под голубятней, там раньше была вольера красного волченка. В двери было окошко и на стене. В детстве у меня часто крали голубей (шпана), а с тех пор, как я стал держать там собак, не решались.
     Кроме Лобо там жил пятимесячный щенок серой овчарки и они при мне подружились. Других собак Лобо не признавал и рассматривал их как врагов или добычу, но об этом позднее.
      С кормлением у меня были трудности, особенно, с мясом щенок , по кличке Хепс, ел все ,что моя бабушка давала ему после обеда. А волчонка я кормил отдельно, стыдно признаться, давал голубят, ловил птичек, потом он делал это сам. Хепса мы часто брали в квартиру, а Лобо ни разу, бабушка была категорически против.
     Костей в мясном магазине я брал по три- пять килограмм.

           Как-то утром, открыв сарай, я увидел первую охоту волка - растерзанную большую крысу. Шерсть на Лобо поднялась, а Хепс ,он был отгорожен, выглядел не очень. Я остатки крысы (голова и хвост) убирать не стал. Хепса отвел в квартиру и больше он в сарай отказывался заходить, но в посадке на окраине города они гуляли вместе (с черным волком) и трудно было сказать,кто из них собака.
          Надо рассказать, что крысы часто убивали моих голубей, они вгрызались, съедая сначала голову, я находил тушки без головы. А однажды крыса кинулась на меня, когда я стоял на приставной лесенке, так что слетел и ушибся. При Лобо крыс не стало, но он подбирал падающих голубят, когда меня не было, а позднее ловил в парках любых птиц: ворон, воробьев, диких голубей, если его отпускали, а когда вырос, дошло и до собак.

     3.3           Начало охоты
        Когда Лобо исполнился год он весил 40 кг и был весьма поджарый. По правилам волчьей стаи Лобо был еще подросток и в охоте не учувствовал бы.
         В малолюдных местах Сибири, Канады и Северной Америке волчьи стаи еще охотятся на людей, особенно, в зимнее время, а во время войн охотно поедают трупы. Впрочем, также поступают одичавшие собаки, сказывается происхождение.
Второй моей собаке Хепсу было более полутора лет, и он весил 52 кг. Стало трудно выгуливать их вместе, игры в догонялки (на острове) превращались в драки с укусами. Мы решили отдать Хепса в милицейский питомник, где жили сестры и братья Лобо, в надежде взять его сестричку. Я позвонил знакомому старшему инструктору, и  спросил об этом, он сказал:

-        А как Яков Иванович (полковник)? На ваше усмотрение - ответил я.

         Мы с Лобо и Хепсом приехали в питомник. Хепса взяли на тренинг, проверять его дрессировку, а с Лобо мы с младшим лейтенантом - инспектором пошли к дальним вольером ,где содержались родственники Лобо. Мать его не узнала и злобно зарычала, а он узнал - приседал и вилял хвостом. Братьев его уже не было ,их перевели в караульную службу, сестрички ему обрадовались. Лейтенант выпустил их в закрытый загон, где они носились друг за другом. Подошел майор - начальник питомника сказал, что Хепс ему понравился, и они согласны отдать нам сучку.
           Теперь в сарае у нас жили два полу-волка: черный самец и чепрачная (рыжий с черным) самка. Гулять стало легче: летом мы на лодке плыли на острова и там они учились охотиться, хотя в стае волчат до двух лет учат родители, но у них получалось. Брали плавающую птицу, водных крыс, и даже рыбу.  Они приносили мне добычу и охотно подставляли голову чтобы их погладили и поощряли словами: гуд ,гуд. Удалось научить их командам: "фу",  "Ко мне" они выполняли по поднятию руки или особому свисту, команды "Лежать" и "Рядом" они выполняли по жестам. Команду "Взять - фас" я почти не применял. Конечно, овчарка Хепс знал и выполнял гораздо больше команд, и сейчас, он служит в армии.
   Мать Лобо еще дважды приносила черных ,похожих на волка щенков.
   Лобо и его сестре Лалобе было три 4 года, когда я заболел, и последовало длительное лечение. Два месяца их не выводили гулять. А потом мы вместе учились ходить и бегать. Но все -таки пришлось отдать в зоопарк, где директором был мой бывший студент. Мы предположили, что инбридинг между гибридами может быть удачным и не ошиблись. Когда черные щенки подрастут, мы  попробуем лайнбридинг, для получения чистой линии черных прирученных волков.
         
         Я часто прихожу зоопарк к Лобо и мне разрешают гулять с ним у реки, когда нет посетителей. Это позволяет всем нам быть в хорошей форме.