Школа на грани светскости и религии

Фатима Манзур
Почему-то проблема религиозных детей в школах становится все острее и острее.

Самый недавний конфликт – в Ставропольском крае, селе Кара-Тюбе. Несколько дней назад девочки, прежде одевавшие в школе косынку (платок, повязанный назад, бандану), решили заменить его более приемлемым для мусульманки хиджабом (платок, завязанный спереди, который закрывает не только волосы, но и шею). При этом школьное руководство сочло приемлемым посещение школы в косынке и не приемлемым в хиджабе, и запретило школьницам посещать школу, поскольку их вид не соответствовал уставу учебного учреждения.

По логике – проблема была создана искусственно. Неужели для школьного руководства настолько принципиально было завязывание того же самого платка иным способом.  Кстати, завязывание а-ля хиджаб для осенней погоды гораздо более актуально, даже чисто из соображений здоровья.

Родители девочек отказались от предложенного компромиссного варианта – косынка и написали жалобу в прокуратуру. Результаты расследования будут известны примерно через месяц, а до того момента дети по всей видимости посещать школу не будут.

Министр образования однозначно оценил данную ситуацию. Согласно его словам «Позиция министерства по этому эпизоду в Ставропольском крае такова, что религиозные, культурные особенности семей не должны вступать в конфликт со светским характером образования в школе, передает ИТАР-ТАСС».

«В каждой школе есть пространство для компромисса, которое позволит обеспечить и светский характер образования, и следование культурным традициям, которые есть в той или иной местности», — заявил он. «Я думаю, в будущем мы создадим необходимые правовые условия для профилактики таких конфликтов», — заключил Ливанов.

А вот представители ЛДПР высказались гораздо более радикально. Ярослав Нилов (ЛДПР) предложил подумать над тем, чтобы обязать все учебные заведения вводить универсальную школьную форму. «Таким образом, мы снимем межконфессиональные противоречия и классовую дифференциацию», — надеется он.

Если считать, что заявленное – это официальная политика государства, то нужно отметить, что оно начинает путь по стопам бывшего Советского Союза или современной Франции. Чем закончилась история СССР, известно сейчас всем, и не в последнюю очередь за счет игнорирования роли религии в воспитании подрастающего поколения. А Франции такой расклад принес постриженных под "0" девочек в классах, в знак протеста.

Между тем стоит отметить, что конфликты подобного рода возникают как правило, в селах и мелких городах, когда у детей банально нет возможности сменить школу. Так что инициация конфликта – это в первую очередь личные предубеждения администрации конкретных школ. В крупных городах найти компромисс между религиозными убеждениями и светским характером школы оказывается намного проще. Грубо говоря – у учителей и администрации более широкий взгляд на мир. И как показывает практика, если ученица еще и со способностями и может отстоять имя школы на олимпиадах и прочих конкурсах – ей простится все: и хиджаб, и максипояс, что бы ни надела. И тем более простится, если ее родители в состоянии оплатить школе ремонт или компьютерный класс.

Именно подобный подход школ и рождает классовую дифференциацию и конфликты. При обучении в школе оказывается, что некоторым детям положено и разрешено гораздо более, чем другим, в силу их особого положения. Ну а если есть «любимчики», то обязательно будут и те, на ком нужно отыграться. И очень часто такой персоной выступает скромная девочка в платке, которая не сможет достойно ответить в силу уважения к учителю и старшему.

Даже при введении общей формы дети останутся разными, поскольку и ее можно купить и в обычном магазине и отдать в эксклюзивную пошивку, а можно и донашивать за старшими. И это не говоря об остальных школьных принадлежностях, цены на которые различаются очень сильно.

К сожалению хиджаб – это в настоящее время просто предлог, причина сбросить пар.

Реальная проблема в школах – разросшаяся до невиданных размеров коррупция.

Настоящих, дельных учителей очень мало, любящих свою профессию – еще меньше. Большинство идет работать в школы только для того, чтоб постараться «сделать бизнес» на образовании (есть и явные и скрытые поборы, и намеренное занижение оценок – для того, чтобы потом предложить свои услуги репетитора за дополнительную плату, и многое другое). Часть учителей работает просто вынуждено, поскольку нигде в более денежном месте устроиться не смогли (и они часто просто вымещают на детях свое недовольство жизнью).

Конечно, это большая проблема, что зарплата у учителей очень низка и что престижность профессии находится на отметке «0». И наверно гораздо более полезно было бы заняться увеличением популярности этой профессии и повышением зарплат хотя бы до минимального приемлемого уровня. Ведь многие потенциально талантливые учителя вынуждены работать не по специальности в офисах, поскольку на зарплату учителя не могут прокормить свою семью.
 
Если учителем будет человек, который реально знает свой предмет и имеет навыки хорошего педагога, то проблемы вроде «хиджаба» в школах просто не возникнет. В конце концов – так ли важно во что одет ребенок, если он выполняет требования поведения в школе и хорошо учится. А сорвать плохое настроение можно и не только на платке. Было бы желание.

Дрэды, пирсинг, топики – в этом можно встретить не мало учеников, и, к сожалению, они вызывают гораздо меньше нареканий , чем головной убор. Как правило эти признаки молодежных субкультур остаются вне поле внимания учителя.

Кстати, если запрет на хиджаб в школах будет таки продвинут на законодательном уровне, то он может вступить в прямое противоречие с конституцией, в которой записано право каждого человека на свободу вероисповедания, а значит – и соблюдение законов своей религии.  И одевание хиджаба девочками в средней и старшей школы – это не неправомерное требование религиозно озабоченных родителей, а одно из установлений религии, которые девочка может соблюдать и по своему личному желанию. И это нужно учитывать.