Была ли у Диогена бочка?

Виталий Туманов 2
    БЫЛА ЛИ У ДИОГЕНА БОЧКА?
    ************************
    Однажды праздная любознательность занесла меня на "ярмарку"
коллекционеров.Владельцы старинных раритетов и современных образцов ширпотреба с "оригинальными" признаками брака демонтрировали коллегам экспонаты, взаимно обогащаясь через бартер. Один собиратель меня заинтересовал особо. Во-первых, он ничего не обменивал и ничем не торговал. Во-вторых, насколько я уяснил из скупой информации, он коллекционирует образцы, связанные с библейскими мифами.
    В целлюлоидных футлярах на суконных поддончиках закреплены нетленные косточки святых мучеников, щепка от Ноева ковчега с горы Арарат, "манна небесная" в пробирке, кусок окаменевшей лепёшки, недоеденной кем-то из скитальцев в пустыне, где святой Моисей спасал земляков от рабской психологии... Много чего ещё я не запомнил. Но особо меня поразил гвоздь. Толстый, грубый гвоздь, который, оказывается, "аналогичен" тем, которыми был распят на кресте Иисус Христос.
     -Это как же так?- удивился я простодушно.- Запасной что ли
на Голгофе затерялся?
     И коллекционер доверительно поведал историю своего прадеда-моряка, который во время плавания в Шотландию приобрёл гвоздь у паломника, побывавшего у гроба Господня. "Реликвия освящена в реке Иордан. Прадед, а потом мой дед носили этот амулет на шее, оберегаясь от дьявола. Отец пренебрёг, так вот и сгинул в войну".
     -А вы что же не носите?- спрашиваю.- В магию талисмана не верите? Атеист?
     -Да как можно? Верующий я,- тихо произнёс коллекционер и торопливо перекрестился. Настороженно глянул на меня, словно не решаясь откровенничать. Потом быстро оттянул на груди рубаху, заговорщицки подмигнул. Под рубахой рядом с нательным крестом висел подобный же гвоздь.
     -Значит в футляре копия?- догадываюсь.
     -Конечно. Сам смастерил. Украдут - не жалко, она же не освященная.
     Пусть хранит чудаковатого коллекционера древний талисман, экзотическая история мне показалась знакомой. Притча гласит, будто спесивые римляне, когда им стало скучно и зябко в завоеванной Шотландии, отправились в родные края, оставив северянам на память о своём пребывании развалины крепостей да заунывные волынки, ранее реквизированные в оккупированом Иране. Однажды в развалинах досужий шотландец обнаружил россыпь крупных кованых гвоздей. И тут его осенила предпринимательская мысль. Расфасовал он находку по мешочкам и прикрепил бирки:"Гвоздь римский, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос". И стал сбывать заезжим туристам, которых, по-видимому" нимало не смущала отдалённость места покупки от Голгофы.Лохи ведь и поныне не считают, сколько гвоздей израсходовано на приколачивание  одного страдвльца, ну и, по-соседству, нескольких разбойников.
     ...Что ни говорите, а находчивый мошенник забавен не менее фокусника, в руках которого любая простая вещь обращается в таинственный реквизит. Коллекционер полжизни бы отдал за клёпку от бочки древнегреческого философа Диогена, чтобы остальные полжизни гордиться этим приобретением. Конечно, если бы досрочно не скончался от огорчения, узнав, что легендарный мудрец не мог обитать в подобной таре,- она изобретена лишь в средние века. Можно предположить по сохранившимся античным изображениям, что Диоген приспособил для жилья пифос - огромный кувшин из обожженной глины, положив сосуд на землю. В них обычно хранили сыпучии продукты.
      Но вот настоящая клёпка от "бочки Байрона" может и хранится в какой-нибудь коллекции. Когда поэт Джордж Гордон Байрон погиб в сражении против турок, защищая Грецию, друзья переправили его тело в Англию на корабле. Для подстраховки гроб был "упакован"  в специально сколоченную бочку. После похорон тару приобрёл лондонский бондарь Дони. Предприимчивый ремесленник стал показывать "бочку Байрона" за деньги, сколотив на демонстрации достопримечательности изрядный капитал. А когда интерес публики к экспонату иссяк, Дони стал продавать коллекционерам клёпки знаменитой бочки. Из них же по заказам изготовлял сувениры.
      На "бочечном духе" великого Байрона "бизнесмен" здорово обогатился. Вот я и думаю... Попадись мне теперь на глаза та бочка, в которую - по свидетельству Александра Сергеевича Пушкина
- "ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой" заточили царицу с царевичем Гвидоном, уж я бы тоже не продешевил на клёпках. Небось, из морёного дуба была бочка сработана. Да просмолёна. Могла поныне сохраниться. Вот только - где?
      **************     ***************     **************