Яичный порошок

Рафаил Маргулис
Моё военное детство расцвечено разговорами об американской помощи.
Однажды мама, придя из госпиталя, сказала:
- Для раненых привезли американский сахар.

Эти слова поразили меня.
- А он какой, жёлтый? – спросил я.
Мне почему-то казалось, что заморский продукт должен кардинально отличаться от местного.
- Нет, – мечтательно сказала мама, – он белый-белый, такой нежный на вид!
Я задохнулся от восторга. Хоть бы одним глазком поглядеть на это чудо!

Потом повсеместно появился американский яичный порошок. Его давали по продовольственным карточкам.
К нам зашла соседка Блюма Львовна, которая всегда всё знала.
- Как вы думаете, – строго спросила она, – из чего производят этот порошок?
- Из чего же? – полюбопытствовала мама.
- Из черепашьих яиц! Вот! – выдохнула Блюма Львовна и подняла вверх указательный палец.

Мама рассмеялась.
- Не сочиняйте, дорогая Блюма Львовна, – миролюбиво сказала она.
Гостья вскипела:
- Как? Вы мне не верите? Наивная вы женщина, Ида Израилевна!
Это же Америка. Там всё наоборот. Там люди по отношению к нам вниз головой ходят.
Помяните моё слово, вы будете есть черепашьи яйца.

- Глупости! – ответила мама и посмотрела на меня, уже готового заплакать. –
Как у вас только язык поворачивается нести такую чушь.
Блюма Львовна сказала на маму – «мишигене коп», плюнула и ушла.

В это время бабушка Поля уже приготовила яичницу из американского порошка.
Она вкусно пахла, но я никак не решался её есть.
- Что случилось, Рафочка? – спросила бабушка Поля.
- Это из черепашьих яиц, – ответил я, – такое нельзя есть.

Бабушка испугалась:
- Кто тебе сказал?
- Блюма Львовна.
- Не слушай её, – сказала бабушка.
И убеждённо добавила:
- Из Америки плохого не пришлют.

Бабушка Поля благоговела перед Америкой.
Когда-то, в далёкой её молодости, три её брата укатили в Америку за миллионами.
Об их судьбе бабушка ничего не знала, но была уверена, что они процветают.
Всё что было связано с далёким континентом, вызывало в ней восторг.

Бабушка взяла меня за руку и усадила за стол.
- Ешь, Рафочка, – ласково сказала она, – поверь, это вкусно.
Я вырвал руку и убежал во двор. Меня стошнило.

Во дворе ко мне подошёл Лёнчик.
- Ты пробовал американский порошок? – спросил он.
- Нет, – ответил я, – разве можно есть черепашьи яйца.
- Что? – заинтересовался Лёнчик.

Пришлось подробно рассказать о предположении Блюмы Львовны.
- Здоров! – воскликнул Лёнчик и схватил меня за рукав.
Лёнчик был страшный фантазёр и выдумщик.
- А давай, – предложил он, – закопаем этот порошок в землю и будем поливать.
- Зачем? – не понял я.
- Как зачем? Глядишь, маленькие черепашки на свет появятся. Американские.
Я выразительно покрутил пальцем у лба, но Лёнчика это не остановило.
Он сбегал домой и принёс кулёк с американским яичным порошком.

- Пошли! – скомандовал он.
Мы завернули за дом и принялись копать яму.
- Представляешь, – возбуждённо тараторил Лёнчик, – полезут на свет Божий черепашки.
Много-много. Вот люди удивятся! А, может, даже испугаются.

Мимо проходил местный хулиган Аркашка Конь.
- Что делаете, шкеты? – спросил он.
Лёнчик, жестикулируя, поведал о своей идее.
Аркашка выслушал молча, а потом спросил:
- Где порошок?
Лёнчик торжественно вытащил кулёк из-за пазухи.

Мгновение, – и американская диковинка перекочевала в руки Аркашки.
- Спасибо, шкеты! – сказал он.
И, засвистев, пошёл прочь со двора.
- Отдай! – завопил Лёнчик.
- А по морде не хочешь? – лениво поинтересовался Аркашка.

                Р.Маргулис