Третья Пречистая

Тина Гай 2
Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро-скоро заиграет
Милого тальяночка!»

Много ли у нас в светской жизни добрых праздников, связанных с человеческим теплом и женским предназначением? Раз-два, и нет. Восьмое марта, да день матери (который не все-то и знают, когда он). Помню, как за границей удивлялись нашему так «любимому женскому дню». «Есть день матери, знаем, а восьмое марта – это что?»

Но в храме есть несколько таких чудесных женских и семейных событий:  праздник жен-мироносиц, праздник Петра и Февроньи, праздник святого Валентина, быстро привившийся на русской почве. Думается, из-за тоски по любви и простому человеческому счастью. Все они почитают семейное тепло и говорят о любви к женщине, детям, простым людям, у которых в жизни столько печали и страданий.

К таким праздникам относится и праздник Покрова. В народе он называется по-разному – девичий праздник, праздник матери, покровитель свадеб. Но главное, что их объединяет, почитание семьи и хранительницы семейного очага: девушки, матери, бабушки. Как Богородица покрывает Своим теплом и любовью всех и вся, так женщина покрывает близких и родных любовью и теплом, мудростью и добротой. «Мудрая жена устроит дом свой…» (Пр. Сол. 14,1).

Платочки… белые платочки бабушек, шелковые и нарядные платочки девушек и молодых женщин, детские платочки девочек и чепчики младенцев – сколько их в храмах! И все это дань любви к Богородице и почитанию Ее Покрова. Даже у гласных букв церковно-славянского языка есть платочки – особый отличительный знак в словах, начинающихся гласными.Гласный – женская буква, придающая слову полноту, мягкость, теплоту и округлость женского тела. Не случайно в еврейской библии нет гласных.

В старину девушки в Покров день устраивали праздничные посиделки, предварительно собирая обильный стол. Благо урожай уже в закромах, погреба и амбары полны. Накануне девчата надевали старую поношенную одежду, чтобы в сам праздник выглядеть, по контрасту, наряднее: новые платья и новые сапожки, красиво уложенные головы и яркие праздничные украшения.

Перед сном они молились о даровании им семьи и любви, молились скорее «заплачкой»: "Ты, Покров - Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей - идти на чужую сторону! Введеньё - Мать - Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретеньё - Мать - Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!".

С утра скорей бежали в храм, чтобы быть первой (по поверью, кто первая в храм придет, та раньше и замуж выйдет) и поставить свечечку перед иконкой Покрова, помолиться Матушке-Богородице и батюшке-Покрову.

"Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком"; "Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!"; "Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!"

 Все ждали сватов и готовились к  свадьбам.

И, как бы прощаясь со своей молодостью, девушки устраивали вечереньки: пели, танцевали, приглядывались к приглашенным молодым ребятам. Словом, «женихались»: выбирали женихов и невест, надо было торопиться: 28 ноября наступал Рождественский пост и свадеб уже не играли.

На Руси праздник Покрова всегда связывали не с явлением Богородицы в Константинополе во Влахернском храме, а с легендой, рассказывающей о странствующей Богородице.

Однажды, говорится в легенде, Богородица, странствуя по белу свету, попросилась переночевать в одной деревне, но по злобе своей люди не пустили Ее. Тогда Илья-пророк решил наказать их громом и молнией и спалить огнем. Богородица заступилась, покрыв своим омофором, и деревня осталась цела. (Перифраз Евангелия: когда Господь сказал своим ученикам: «Не знаете, какова вы духа» в ответ на их желание спалить город, не пустивший Иисуса по дороге из Галилеи в Иерусалим).

Люди той деревни от добра Богородицы сильно изменились: стали добрыми, приветливыми, ласковыми. Эта легенда могла родиться только на русской земле, где всегда тосковали по любви, заботе и прощении грехов. Все грешны, а человек слаб. Легенда была призывом к подражанию Богородице: покрывать скорби и печали, слабости родных и знакомых,  Сколько бы брат твой не возвдвигал на тебя хулу, прощай и покрывай, добром отвечай. Покров  для русского человека был символом сказочной пелены Девы - Солнца.

Был и другой обычай, связанный с Покровом: устраивать поздние осенние ярмарки. Как в конце лета устраиваются Спасские ярмарки, так в середине осени - Покровские. На них был не только свежий урожай овощей, фруктов, мяса, рыбы и прочей снеди (к чему свелись сегодняшние осенние ярмарки), но то был главным образом смотр народных умельцев. Они выставляли дело рук своих: куклы-обереги, пряжи, ткачество, берестяные изделия, короба, лапти, деревянные поделки и многое другое. Покров был праздником народного промысла.

Лето – Спасово, Осень – Богородична. Осенью наступали долгие вечера, женщины начинали работу по дому: прясть, вязать, шить, девки собирались уже только в избе, на посиделки. Мужчины после Покрова начинали заключать новые договора на срок от Покрова до Покрова, начиналось время промыслов: уходили на заработки, а иные возвращались уже после заработков. Покров – точка отсчета, начало и конец работ.

Обычно в Покров день выпадал первый снег и мужики примечали погоду. Покров называли зазимьем, как перед постами – есть заговенье. Длится зазимье с Покрова дня (14 октября) до дня Николы зимнего (19 декабря).

В Покров совершали оберегающие дом действия: молодые женщины от сглаза сжигали старые, набитые соломой матрасы; для предотвращения от простуды детей обливали из решета холодной водой; скоту давали последний сноп, а на ночь перед Покровом днем, чтобы зиму скотина была сыта и здорова, ставили сена столько, что она не могла все съесть.

В этот день начинали конопатить и утеплять избы, чтобы сохранить тепло, начинали регулярно топить печи. Считалось, что с Покрова на зимовье укладывался дух дома, домовой. В связи с этим был обычай «Запекание углов»: пекли блины, первый делили на четыре части и клали в углы, как подношение домовому, чтобы он был сыты всю зиму и спокоен. С Покрова запрещалась охота на медведя, он ложился в берлоги. Открывалась охота на белок, песцов, соболей.

Покров - граница, отделяющая осень от зимы.

Автор печатается на блоге
http://sotvori-sebia-sam.ru
Заходите в гости, на огонек. Вам понравится!