Никанор Шульгин и Казанское государство Глава 3

Марк Шишкин
НИКАНОР ШУЛЬГИН И КАЗАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО 400 ЛЕТ НАЗАД
ГЛАВА 3
МЕЖ ДВУХ ЦАРЕЙ: ВОЙНА В ЦАРСТВЕ КАЗАНСКОМ

С 1606-го по 1610 год события Смутного времени разворачивались вокруг противостояния двух царей: Василия Ивановича и Дмитрия Ивановича. Если первый собственной персоной царствовал в Москве, то от второго осталось одно лишь имя. Сначала это имя стало знаменем движения, руководимого Иваном Болотниковым, а затем его принял явный самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или Тушинский вор. Шла полномасштабная гражданская война, в которой каждый город и каждая земля, каждая социальная группа  выбирали между двумя государями. Этот выбор определялся великим множеством факторов, закономерностей и случайностей. Поэтому довольно трудно свести ту войну просто к «народному восстанию», «борьбе порядка с анархией» или (применительно к Среднему Поволжью) к «национально-освободительной борьбе».

Позиция казанской администрации в 1606-1610 годах заключалась в безусловной лояльности царю Василию. В целом лояльным Шуйскому и местному начальству было население Казанского уезда. Выше по Волге той же линии придерживался Нижний Новгород. Напротив, вниз по Волге и южнее на реках Суре и Оке располагались земли державшиеся стороны болотниковцев, а затем тушинцев. Среди территорий верных царю Дмитрию можно упомянуть Касимовское Царство во главе с царём Ураз-Мухаммадом, русско-мишарский по населению Арзамасский уезд во главе с воеводой Борисом Доможировым, Алатырь, Темников, Курмыш, Астрахань во главе с князем Иваном Хворостининым. Разумеется, при таком раскладе, Горная сторона Царства Казанского со Свияжском, Чебоксарами и Козьмодемьянском, Цивильском и т.д. становилась театром военных действий.

Вместе с внешними конфликтогенными факторами работали и местные. Значительная часть служилого и посадского населения Горной стороны поддерживала отряды, прибывающие из Арзамаса и Алатыря. Сюда же накладывалось крестьянское движение против помещиков и движение татар, чувашей и марийцев против русской колонизации. Наивысшая интенсивность военных действий приходилась на холодные месяцы, тогда как на время полевых работ «классовая»  и «национальная» борьба затихала. [3, с. 51] Война с правого берега Волги неоднократно перекидывалась на левый, вплоть до Вятской земли.

Участие казаков в войне на Средней Волге было небольшим в сравнении с той ролью, какую оно играло в других местах. Тем не менее, первый эпизод здешней Смуты связан именно с казачеством. Весной 1606 года крупный отряд волжских, терских и донских казаков двинулся в поход вверх по Волге. Предприятие носило типичный для понизовской вольницы грабительский характер, однако, тонко  уловив «суть времени» и чтобы придать набегу политический характер, казаки избрали из свой среды претендента на монаршую власть – царевича Петра Фёдоровича. Этот вымышленный сын последнего царя из рода Рюрика, якобы шел на подмогу к своему родному дяде Дмитрию Ивановичу в Москву. Лжепетром стал Илья Коровин по прозвищу Илейко-Муромец – выходец из Мурома, много лет проведший на Волге и в т.ч. в Казани. В июне 1606 года отряд Лжепетра дошел до Свияжска, но там Илейко получил сообщение о смерти Лжедмитрия I и после этого поспешно повернул обратно. В дальнейшем он стал ближайшим сподвижником Ивана Болотникова и был казнён в Москве.

Движение Ивана Болотникова, в котором в советское время очень хотели видеть «крестьянскую войну», охватывало в основном юго-запад Московского государства. Но один из его очагов был на Средней Волге. Основной удар местных болотниковцев пришелся на Нижний, который в октябре 1606 года осадили арзамасские сторонники царя Дмитрия вместе с мордвой, бортниками и крестьянами. Против Шуйского и казанской администрации выступает царевококшайский стрелецкий голова Иван Доможиров – сын арзамасского воеводы. Целует крест Дмитрию Свияжск, хотя в декабре благодаря давлению Казани и возвращается под юрисдикцию Василия. В конце года на сторону болотниковцев переходят Чебоксары. Только к весне 1607 года это движение постепенно сходит на нет, и сторонники Шуйского возвращают Горную сторону под свой контроль. [2. с. 61]

С еще большим масштабом разгорелась война в Царстве Казанском в период противостояния Москвы и Тушина. Осенью 1608 года сторонники Лжедмитрия II начинают наступление на Нижний Новгород и Казань. Нижний был снова осаждён, а дорогу к столице Царства преградил своими стенами Свияжск. Действия на востоке тушинцы координируют с главными силами своей партии в центральной России. В частности известно, что ноябре в лагерь Яна Сапеги приезжали делегаты из Арзамаса, Касимова и Шацка. [3, с. 40] Самой значительной силой Василия Шуйского на Волге является войско Федора Ивановича Шереметьева, которое еще в 1606 году было отправлено против Астрахани, а с 1607 года стояло возле Царицына. В августе 1608 года Шереметьев получает приказ идти на выручку Москве и начинает продвижение вверх по Волге. Пойдя через слабозаселённые земли Понизовья (где хозяевами положения всё еще были ногаи), к средине ноября он достиг Казани.

Получив внушительное подкрепление, партия Шуйского начинает контратаковать. 5 декабря войско Шереметьева выходит из Казани и движется на запад по Горной стороне.  Снята осада Свияжска, после сражения 22 декабря заняты Чебоксары, затем Козьмодемьянск. Параллельно с Шереметевым начинают действовать казанские воеводы. Вполне обычно для условий того времени, хотя и не вписывается в анахроническую логику «классовой» или «национально-освободительной борьбы», что разноплемённые жители Казанского уезда и всей Луговой стороны были полностью лояльны казанской администрации. «Уржум де, и Малмыж, и Лаишево и Арской, и все пригороды около Казани и слободы, и около тех городов татаровя и чуваша, и черемиса, и по Казанской дороге служат и прямят Государю Царю и Великому князю Василию Ивановичу» – сообщали вятские воеводы [3, с.44]. 1 января 1609 года казанское войско нанесло второе поражение тушинцам под Свияжском. Разбитое тушинское войско состояло из «воровских людей» свияжских, чебоксарских, цивильских, кокшайских, алатырских и арзамасских. [4, с. 80] В этой топонимике Смута предстаёт перед нами как война разных территориальных корпораций служилых людей или «земских миров», а не как антиправительственная борьба угнетённых классов и народов. Кроме того, в России начала XVII века удивительным образом воспроизводятся политико-географические координаты, существовавшие после распада Золотой Орды. Как и в XV-XVI веках угроза Казани исходит с юго-востока, с Мещерской стороны, где некогда царствовал Шах-Али. Как и накануне «казанского взятья» Волга служит разделительной линией не только для территорий Царства Казанского, но и для политических предпочтений.

Тем не менее, в начале 1609 года война затрагивает и Луговую сторону. Разгромленный под Козьмодемьянском отряд тушинцев под командованием арзамасских мурз братьев Мустафиных переправляется через Волгу. Его продвижение через землю луговых марийцев сопровождалось обычными в таких случаях грабежами, убийствами и изнасилованиями. Это сказалось на политической ориентации луговой части Марий Эл. Именно в это время в Казань на службу к Морозову и Бельскому прибывает ополчение луговых марийцев во главе с сотником Хозей. [3, с. 43-45] На короткое время Мустафины захватывают Царевокошайск, но вскоре к современной Йошкар-Оле выдвигается «из Казани государева сила: татаровя, чуваша и черемиса – две тысячи, да триста стрельцов свияжских». Победа досталась казанцам и арзамасская рать царя Дмитрия Ивановича уходит дальше на север – в Яранск. Здесь их ждёт успех, и Яранск на ближайшее время становится главным оплотом тушинцев посреди Луговой стороны и Вятской земли.

На исходе зимы 1609 года тушинцы собираются в очередной поход на Свияжск. Войско для этого набирается в Алатыре, Курмыше, Ядрине, Арзамасе, Темникове и Касимове. Среди руководителей похода упоминается немало татар – это алатырский татарин князь Еналей Шугуров, темниковский татарин князь Брюшей Еникеев, касимовский новокрещен Иван Смиленев, но столько же и русских как арзамасский воевода Федор Киреев, Яков Гладков, Василий Ртищев и Семейка Кузьминский. Против них из Казани выдвинулось войско, включавшее дворян, детей боярских, служилых князей и мурз, новокрещенов, татар, чувашей, марийцев, удмуртов, лаишевских служилых полоняников (немцев и литвинов) [2, с. 66] и казанских стрельцов. Командовали войском царя Василия стрелецкие головы Осип Зюзин и Андрей Хохлов. «Битва народов» состоялась 10 марта южнее Свияжска под Бурундуками (совр. Кайбицкий район Татарстана). Полная победа и боевые знамёна противника достались казанцам. Интересно, что Казанская икона Богородицы, часто упоминаемая в связи со Смутой, фигурирует и в этом военном эпизоде – её заступничеством и молитвами святых Гурия, Варсонофия и Германа, победители объясняли свой успех. [1, с. 217] Василий Шуйский вскоре направляет в Казань несколько грамот с благодарностями и наказами. Правда дошли ли они до пункта назначения – неизвестно. [4, с. 84] Впрочем, осенью 1609 года, после всех побед Шереметьева и казанских воевод Горная сторона снова возвращается под контроль сторонников Тушина.

1610 год в общероссийском масштабе ознаменовался полной трансформацией конфликта: распался Тушинский лагерь, лишился престола Василий Шуйский, погиб Лжедмитрий II, все активнее в русские дела вмешивается польская корона. Но эти перемены почти незаметны в Царстве Казанском. В условиях разрухи вести из Москвы доходят сюда еще медленнее, чем обычно. «В Казани про Московское государство вестей никаких нет» [4, с. 84]. Здесь продолжают вести борьбу политические группировки, оформившиеся под знамёнами царей Василия и Дмитрия. Причём чаша весов на Казанской земле склоняется в пользу последних. В это время князь-тушинцец Роман Троекуров собирает в Чебоксарах большое войско для захвата Свияжска [2, с. 85]. Идут бои за Тетюши на Горной стороне. Продолжается противостояние в Вятской земле.

Наконец, война приходит и в спокойный доселе Казанский уезд. В конце 1610 года местный крупный землевладелец князь Камай Смиленев собирает на Высокой горе войско из служилых татар, ясачных чувашей и марийцев для похода на Казань. Только благодаря жителям казанской Татарской слободы,  которые остались верны администрации, планы князя Камая по захвату столицы не сбылись [2, с .88].

Источники и литература

1. Акты Археографической экспедиции, т. II. – СПб, 1836.

2. Дмитриев В.Д. Крестьянская война начала XVII в. на территории Чувашии // Труды научно-исслед. института языка, истории и экономики при Совете министров Чувашской АССР. Вып. 93. Чебоксары, 1979. С. 35-94.

3. Дубровина Л.А. Первая крестьянская война в Марийском крае // Из истории крестьянства Марийского края. Йошкар-Ола, 1980. С.3 – 65.

4. Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI — XVII вв. (Управление Казанским краем). – Казань, 1982.