Гл. 2. Ореховская широта - 15

Екатерина Домбровская
А начиналось это так… В 1840 году Егор Иванович Жуковский обвенчался с Анной Николаевной Стечкиной в храме Святой Живоначальной Троицы на Пречистенке, «что в Стрелецкой слободе в Иванове приказе Зубова», - обратим внимание и на это совпадение имен! Зубовы были древнего рода, известного с  века XIII-го. Их родоначальник – ханский баскак во Владимире, приняв крещение, стал первым Владимирским наместником со времен Батыева нашествия. Потомки Зубовых служили воеводами, стольниками, думными дьяками, командовали стрельцами… Вот и полковник Иван Зубов был головой стрелецкого полка, охранявшего в XVII веке Чертольские ворота Земляного города (ныне угол Пречистенки и Зубовской площади). Тут у Пречистенки и располагалась урочище Зубово, названное по имени начальника Стрелецкой слободы. Надо полагать, что стрельцы эту церковь в честь Живоначальной Троицы и строили.

Церковь эта была необычайная даже среди многих московских храмовых чудес. Крупный пятиглавый храм этот впервые упоминался под 1642 годом. Выделялся он особенной статью и архитектурным совершенством: его колокольня была самой высокой в Москве после Ивана Великого шатровой колокольней и имела 32 арки звона. Разорили это чудо красоты и древнерусской строительной техники, как и многие другие русские чудеса,  в тридцатые годы XX века, точнее в 1933 году…

Именно в этом храме в присутствии своих теток Александры Яковлевны Лаговцыной, Маргариты Александровны Северцовой, (урожденной Нарышкиной) и ее мужа Алексея Николаевича Северцова, опекуна осиротевшей в 18 лет Анны Николаевны Стечкиной, в присутствии братьев невесты, родных и друзей жениха, четы Зубовых, венчалась раба Божия Анна рабу Божию Георгию - Егору Ивановичу Жуковскому…

К счастью, Анне Николаевне посчастливилось совсем немного не дожить (†1912) до начала лютых времен. Слава Богу, что не довелось ей увидеть, как крушили русские же люди свои святыни: «Мы раздуваем пожар мировой, / Церкви и тюрьмы сровняем с землей...» , как растаскивали древние храмы по кирпичику, называя это «производством кирпича по рецепту Ильича», как взрывалось, долбилось, крушилось одно из величайших чудес красоты, само  совершенство, - несравненный храм Успенья на Покровке, (Жуковские жили неподалеку от него - в Мыльниковом переулке – несколько десятилетий); как уничтожали старинную церковь Николы Явленного на Арбате, в приходе которого в студенческие годы снимал квартиру Николай Егорович, где жила с ним и матушка, куда всей семьей ходили к ранним обедням; как разрушен был храм святого архидьякона Евпла на Мясницкой – единственный храм в честь этого святого в Москве и единственный, в котором не прерывалось богослужение во время пребывания в Москве Наполеона. Известно, что именно из этого храма во время оккупации Москвы Наполеоном 15 сентября, в годовщину венчания на царство Александра I в Москве, с Мясницкой раздался звук 108-пудового колокола. При большом стечении народа, в присутствии французских солдат протоиерей кавалергардского полка Михаил Гратианский совершил молебствие за здравие Российского императора и просил о даровании ему победы. Службы в храме продолжались до ухода французов из Москвы. Жуковские были частыми прихожанами этого храма, а про подвиг батюшки передавали из поколения в поколения. Слышала его в детстве от бабушки и дяди и я…

Невозможно было бы себе представить, как смог бы пережить крушение Москвы и ее святынь, человек, который почти век провел под их святой сенью, услышать в Москве слово «мэр» и увидеть то, что выпало на долю детям XX века.

«Сперва лихие молодцы закидывали веревки за кресты, вырывали их с корнями, потом ломами принимались за купола, за барабаны куполов, потом за стены, - вспоминал очевидец разрушения храма святой Троицы в Зубове князь С.М. Голицын, - Не так-то просто было крушить. Известь, скрепляющая кирпичи в древние времена, по десяти лет в ямах выдерживалась, в нее лили яйца и прокисшее молоко. Их долбили ломами, а взрывать рядом с жилыми зданиями опасались: оконные стекла лопались бы».

Слава Богу, Анна Николаевна не дожила до таких времен, хотя уже и на ее глазах мир начинал переворачиваться… Сомневаюсь, однако, что действительно ужасаясь событиями 1905 года, Анна Николаевна могла себе реально представить все, что еще предстояло пережить ее детям, внукам и правнукам, - ей бы это оказалось просто не под силу, потому что аналогов тому не нашлось бы в ее сознании. Для нее это было бы равнозначно крушению мироздания. Анна Николаевна прожила жизнь в мире устойчивости. В мире традиции и веры, тысячелетней государственности, которая, даже бывая на волоске от гибели, от интервенций и смут, все-таки оставалась государственностью, а народ и при этом -  единым народом, который не терял еще внутренней связи: Веры и любви ко Христу и к своему православному отечеству.

А коль все же  потрясения глубин (кризиса) души не было, то и вряд ли эти события-провозвестники могли заставить почти девяностолетнюю Анну Николаевну, еще очень твердую умом, как-то иначе взглянуть и на всю былую русскую жизнь, и на жизнь близкого ей круга. Это трудное дело – метанойя (;;;;;;;; – греч. – перемена ума - покаяние), этот мучительный поиск корней, нащупывание причин и истоков великого русского горя, великой порчи русского человека, исподволь совершавшейся на протяжении не одного века, - по мере удаления от Веры и служения Богу, как от главного своего национального призвания, достался на долю лишь поколения праправнуков (да и то очень немногих из них).

Как больное животное инстинктивно ищет и находит целебную траву, так и наше поколение искало корень нашего общего горя. Потому что, найдя его, возможно, удалось бы уж если не горе искоренить или поправить, то хотя бы найти противоядие. Оказалось, что и это не так просто, как думалось.  Да и где бы нам себя, русским, было найти? Кто бы нас этому научил, или хотя бы помог? Родители, дававшие детям имена «марленов»? Или филологи, ничего, кроме новой орфографии русского языка не знавшие?.. Историки, виртуозно оперирующие фактами, но глядящими на все былое сквозь призму собственных мерок и представлений.

Русского человека теперь уж совсем извели… Пишу я это, пребывая в погружении в прошлую жизнь моих родных и их друзей, в ту прежнюю, дальнюю русскую жизнь, так несовместимо не похожую на жизнь нынешнюю. Что такое быть русским, - кто  в наше время это может знать, хотя умственных измышлений пруд пруди. А кто все-таки знает и чувство это хранит, тот никому ничего доказать и объяснить не сумеет. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

***
…В первые годы XX века в Анне Николаевне уже было под 90 лет. Она была, тем не менее, довольно крепка, не жаловалась на память и вместе со своим уже далеко за пределами России известным сыном Николенькой не раз навещала в Киеве дочь и внуков, совершая переезды из Москвы по железной дороге. Событиями 1905 года она была потрясена:

«Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, - писала Анна Николаевна в самом конце 1905 года она своей дочери Вере Егоровне в Киев, где ее зять Александр Александрович Микулин служил в должности окружного фабричного инспектора, - Последние времена настали, восьмой десяток лет доживаю, таких не видала».

Конечно, для нее, родившейся в 1817 году, все, что уже творилось в те годы в России, представлялось не иначе, как надвигающейся катастрофой. Правда, в родном Орехове тогда было довольно тихо: сравнительно с другими у ореховских крестьян было больше земли, поскольку народу было очень немного. Не прельстились ореховцы и на столыпинские хутора. Советовались с «Лександром Лександровичем». Решено было держаться общинного хозяйства, не выделяться. Сам Александр Александрович Микулин  вместе с крестьянами ходил с саженью по полям, помогал поделить землю, чтобы можно было соблюдать севооборот. По примеру Александра Александровича в Орехове ввели четырехполье с посевом клевера, благодаря чему было уже полегче прокормить зимой скотину.


Еще живо и цело было родное Орехово, а с Ореховым – Домом, его родными стенами любые жизненные испытания и невзгоды были не страшны и даже смерть красна. Так говорила и так думала всю жизнь не только Анна Николаевна, но и ее дочь Вера Егоровна и ее внучка Екатерина Александровна - моя бабушка Катя, гордая тем, что немец-то до Орехова не дошел. И верила – никогда не дойдет. Вот только было бы Орехово – Ореховым.
Такими и были русские люди в их святой и нынче кажущейся наивной и уж теперь вовсе забытой простоте.

Коллаж: Погост Санницы(д.Глухово Собинского района), Храм св. пророка Илии. Фамильное кладбище Жуковских. Вид от холма Круча и храма на глуховские дали и реку Воршу.
Автор коллажа - Екатерина Кожухова.

Продолжение следует...

=======================================================
От автора: Восстанавливаю утраченную при техн. редактировании структуры книги переписку с читателями по этой подглавке:
Рецензии на произведение «16. Воздыхание окованных. Продолжение 5 главы»
На странице отображаются все рецензии к этому произведению в обратном порядке, с 3 по 1
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «16. Воздыхание окованных. Продолжение 5 главы» (Екатерина Домбровская)

Грустная глава. И как совпала ужаснувшая меня когда то -то мысль, что судьба была мислостива к отцу, ушедшему в 1988 г. Ему не довелось видеть крушения его мира, и слава Богу! Тронула Ваше относительно прабабушки. А читать о разрушении храмов, этого божественного творения рук человеческих, больно. И почему все преобразования у нас, русских, начинаются с крушения святынь и хаоса. Или мы в самом деле исчерпали себя, как нация. Не знаю. Сложные мировоззренческие вопросы ставите Вы в этой книге.

Татьяна Алейникова   21.11.2011 23:23   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Зато как лихо их сегодня разрешают политики!

А вообще: "широк русский человек..." - горячие мы и все, что страшного с нами произошло, это за измену Богу и вере.

Екатерина Домбровская   21.11.2011 23:16   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «16. Воздыхание окованных. Продолжение 5 главы» (Екатерина Домбровская)

С болью в душе читала о порушенных русских святынях. Об этом варварстве мне рассказывала моя мама.

С огромным интересом читала исторические сведения о Ваших предках.

В то время, когда венчалась Анна Николаевна, мои предки жили неподалёку от Орехова, на Богородских землях, принадлежащих до царствования Екатерины Второй, Троице-Сергиевому монастырю.

В 1812 году они были участниками военных событий. Им пришлось сразиться с драгунами маршала Нея и удалось победить. Перед маршалом Неем была поставлена задача в поисках провианта разведать путь на хлебный Владимир. В семидневной партизанской войне под водительством Герасима Курина они остановили французов! И Ваше Орехово было спасено.
Мои предки с 1646 года жили в селе Андроново (60 км от Москвы), которое недавно потеряло свое историческое название, так как его присоединили к селу Большие дворы (прежде называемый Большой Двор, и когда-то принадлежащий богобоязненному князю, сыну Александра Невского, Даниилу Московскому).

Не хотела Вас, моя дорогая Катя, отвлекать. Сама не знаю, как это вышло.
Простите меня!
Спасибо!
Обнимаю,
Ваша Саша

Александра Плохова   16.11.2011 13:55   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Что Вы, что Вы, дорогая Сашенька - как же радостно чуть ли не земляка встретить! И особенно мне дорого, что вы обратили внимание на описание былых храмов - я всегда боюсь, что читателю скучновато, что этот экскурс - он выбивается из лирической канвы. Правда с каждой главой будет усиливаться и драматическая, а потом и трагическая канва, а это ноты из той музыкальной части - проскальзывают... В общем, я очень рада и благодарю Вас сердечно, дорогая Саша.

Екатерина Домбровская   16.11.2011 14:19   Заявить о нарушении правил / Удалить
КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ СКУЧНОВАТО?
Я думаю, кому интересна история нашего родного русского отечества (духовная, государственная и бытовая), кто чувствует кровную связь с русской землёй, кому дороги корни рода, семьи, не может остаться равнодушным.
Ваши знания, размышления завораживают, также, как выбранный Вами стиль и родная чистая русская речь.
Вы знаете, дорогая Катюша, Вы подарили мне счастливые минуты, такую радость!
В детстве я полюбила книгу. И, прежде чем приступить к чтению, я её обнюхивала, потом рассматривала обложку со всех сторон, листала и наслаждалась заставками, картинками и предвкушением чтения.
Так и сейчас. Это мое беглое чтение, за которым последует размеренное с остановками и обдумыванием Ваших глубоких мыслей, которые ложатся мне на сердце. И я уверена, что Ваша книга станет моей настольной, которую я положу в мой "Бабушкин сундук", завещанный мной внуку Ивану.
С благодарностью и любовью,
Саша

Александра Плохова   16.11.2011 15:04   Заявить о нарушении правил / Удалить
Помолитесь, дорогая Сашенька, есть самое предварительное предложение об издании, но очень еще предварительное... Дай Бог получилось бы... Так хочется подарить книгу Вам и другим моим читателям, ТАК читавшим эту книгу...

Екатерина Домбровская   16.11.2011 15:57   Заявить о нарушении правил / Удалить
Храни Вас Бог!
Молюсь!
И благодарю за Ваше доброе сердце!
Саша

Александра Плохова   16.11.2011 16:37   Заявить о нарушении правил / Удалить
Спаси Христос, Сашенька.

Екатерина Домбровская   16.11.2011 17:28   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «16. Воздыхание окованных. Продолжение 5 главы» (Екатерина Домбровская)

Тяжело мне это читать, русскому человеку из разорённой семьи моих предков во времена коллективизации.Успела я со слов своей матери записать трагическую нашу историю.А ещё ранее, со слов моей прабабушки, когда училась классе в седьмом или восьмом.Некое Воскресение сегодня забытого, с Вашей необыкновенной подачи.
С уважением и признательностью.Галина.

Галина Алинина   20.07.2011 10:53   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Дай то Бог! Нам всем очень надо многое вспомнить - особенно - свою генетическую память - и прежде всего - духовную - наши предки жили в Боге. Отходить от Него стали немного в разное время и по-разному. без Него мы ничего не воскресим и никуда не вернемся.
Воскресение русской стихии возможно,я думаю, но как люди, как люди... Все очень упрямы стоять на СВОЕМ. А надо стоять на том. на чем стояли 1000 лет прадеды и пращуры.
С благодарностью и сердечным расположением - Екатерина.

Екатерина Домбровская   20.07.2011 12:32   Заявить о нарушении правил / Удалить
Было свободное время.Много чего читала и на сайте и так,книги.Должна признаться,ничем очарования Вашего слога,Катя, заменить не сумела. Отвечать не нужно, и так знаю, что отклик прочли. Не смею отрывать от Вашего дела. Просто ещё раз поразиться и откликнуться благодарно не могла. Галина.

Галина Алинина   11.09.2011 14:02   Заявить о нарушении правил / Удалить
Нет, все же отвечу, потому что рада Вам, душа прямо вспыхивает, когда вижу имя Ваше. Спасибо, Галя, а то ведь все мы немощные - часто вруд находит что-то и руки уже глядишь - висят по бокам...
С Праздником - сегодня Усекновение главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Екатерина Домбровская   11.09.2011 14:13   Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо,Катюша! Чуткий мой дружок. Обнимаю. Галя.

Галина Алинина   11.09.2011 14:20   Заявить о нарушении правил / Удалить