Гл. 1. Несгораемый шкаф. Конец детства -11

Екатерина Домбровская
Когда бабушки не стало, я и не заметила, как нечувствительно оказалась в совершенно ином мире… Она никогда ни на кого не повышала голоса, в усталости не подавала виду, не жаловалась, не капризничала, не говорила никому резких и обидных слов – ни в лицо, ни заглазно, не отстаивала свои права, не упорствовала, никого не пыталась использовать, не желала ни над кем начальствовать, никого пригнетать и обременять, - у нее было какое-то удивительно благоговейное, святое отношение к свободе другого человека. При этом она и сама была очень независима. Это была квинтэссенция атмосферы семьи Жуковских, многоколенного принятого образа воспитания, семьи как родовой личности.

Думая о бабушке и пытаясь воскресить в памяти ее образ, еще много добрых черт ее просятся на бумагу. Однако прибавит ли это живости ее образу? Вот и сейчас, казалось бы, я иду в должном направлении, припоминая реально бывшее и очень достойное, но  я чувствую, что бабушка в моем сердце почему-то не оживает. Она так далеко и я не могу даже протянуть к ней руку… И сердце мое почему-то молчит, свидетельствуя о том, что даже самого добросовестного, любовного и справедливого перечисления наипрекраснейших черт отнюдь не достаточно, чтобы действительно приблизиться духовно к таинственным глубинам человеческой личности другого.

«Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (I Цар. 16:7).

…И я стала думать, пытаясь собрать воедино - в одну точку -  всю мою память о ней, ее след, ее образ живущий в моем сердце, - в его целостности и живости, в его самой глубинной точке. 
И след этот, запрошенный у сердца, мгновенно «откликнулся» живым ощущением присутствия бабушки, и близости миров иных. «Я видел истину!», - восклицал у Достоевского «смешной человек»  . И мне тогда довелось «увидеть» ответ на свой запрос - им оказались не зримые - от ума – поистине редкие качества бабушкиного характера, но… боль ее сердца, оповестившая мне о приближении ко мне ее души, та самая боль, которая всегда была, как теперь это определилось, доминантой моего восприятия бабушки и моего отношения к ней.

Боль была средостением, проводником нашей близости, она связывала нас на самом глубинном уровне, который только возможен между людьми. Это был самый непосредственный и постоянный отзвук, образ и знак, – своего рода икона бабушки, и при жизни ее, в моем раннем детстве, и после ее кончины, и теперь – спустя почти полвека.
Вспоминая бабушку, я всегда ощущала, а поняла это только теперь, что эта боль и это страдание мое было ничем иным, как эхом ее глубокой, сокрытой ото всех боли. Это была любовь-жалость, со-болезнование, рожденное не от ума, не от рассуждений и оценок – какие оценки могли быть тогда, в самом раннем детстве?

Но именно тогда, каким-то таинственным образом душа моя - не рассудок, - знала, что ее нельзя обижать. Не бей лежачего, не обижай страдающего, не подбрасывай хвороста в костер другого, не улюлюкай у креста ближнего твоего, даже если этот ближний по всем параметрам безжалостного человеческого рассудка будет казаться тебе или сверхсильным, или «несомненно достойным своих мук»...

Не потому ли раньше, давным-давно, когда Русь была Православной, там не судили, а жалели арестантов, подавали нищим не с омерзением и потому что так, видите ли, «надо», не рассуждали не философствовали со страниц журналов о милостыне – этому дать – а этому не дать, но подавали потому, что от жалости разрывалось сердце, исполняя тем самым святоотеческий завет: подай, если попросит, и всаднику на коне (об этом писал в своих «Словах подвижнических» преподобный Исаак Сирин) . Жалость была синонимом любви.
Из этого жгучего со-болезнования, со-страдания бабушке, а, потом, и всему ее миру), ее судьбе и ее близким (и моим тоже), ее времени и его мукам (они стали и моими муками), из-за неотвязного стремления понять тайну и смысл абсолютно наяву открывшегося мне духовного закона зеркального отражения, восчувствования боли другого и возможности только через это личностно соединяться с другою душою, преодолевая пространство и время, и зародилась когда-то весьма давно потребность написать эту книгу «Воздыхания окованных». Мне казалось, что именно так, и только так! - можно было бы послужить любимым усопшим (как близким, так и дальним, как кровно родным, так и душевно дорогим), предоставив им свое сердце и слово для выхода их еще не услышанных или просто еще не воспринятых, не опосредованных воздыханий.

Почему же все-таки бабушка, всегда ровная и спокойная, такая мужественная и благодушно-терпеливая в жизненных невзгодах, такая твердая в самодисциплине вызывала у меня эту бессознательную боль, сострадание и жалость?
Потому ли, что многие годы на моих глазах она тяжело болела и не роптала, а смиренно терпящий вызывает, ведь, еще более пронзительное сострадание: не по причине ли необъяснимого чувства вины перед страдающим? Словно он страдает вместо меня, и я, каким образом не знаю сам, все-таки, видимо, повинен в его страданиях.

Потому ли, что фактически она была брошена и забыта (кроме моей матери, благоговейно ее любившей и самоотверженно ей служившей) теми, кому она безотказно и искренно помогала, кто потом имел возможность и ей, столь нуждавшейся, помочь, но, увы… Потому ли, что она, всю жизнь подвижнически трудившаяся, сделавшая столько полезного и доброго, стольких людей выходившая, и своими трудами с любовью и щедростью прокормившая, своими любящими руками и мастерством спасавшая святые иконы и фрески в древнейших храмах нашей страны, - она не умела даже выхлопотать себе более или менее приличной пенсии, и крайне нуждалась, получая самую мизерную, какую только можно было представить в те пятидесятые годы.
Бабушка жила с моими родителями и со мной, и всеусиленно пыталась хоть чем-то помочь нашей семье: гнула спину над рукописями, которые за редкими исключениями, невозможно было, выражаясь в духе Пушкина, продать, а дорогие реликвии из семейного архива Жуковских со многою скорбью отдавала в музеи за сущие копейки (хотя кому они там на самом деле были нужны?!); задыхаясь от сердечной недостаточности, пыталась хоть что-то взять на себя и в обычной домашней работе.

И потому еще я ее жалела, что любя всех, она никогда не имела личной жизни (о чем я немного рассказала выше…).
Какая цельная и сильная натура была, – отозвался бы кто-то… И я, подрастая, часто мечтала о том, как бы бабушка любила и была бы счастлива, и раскрылась бы в той своей любви, если бы волей судеб она все-таки соединила свою жизнь с Александром Павловичем (так звали ее тайную со времен гимназии любовь)… Но тут мое воображение всегда иссякало и замирало: полноту счастья в этой жизни мне всегда было почти невозможно представить…
Больно мне было за бабушку - за эту столь несправедливую к ней жизнь, хотя от нее самой, конечно, ни досад, ни обид  на судьбу никто не слышал. Да и в глубинах ее души, по-моему, их и в поминах не было. О прожитом она всегда говорила мне с легким налетом смущения и непременной долей самоиронии. Но я слышала боль и ей сострадала. И вот однажды и я все-таки умудрилась добавить своей крестной матери боли…

На фотографии: Екатерина Александровна Домбровская в Орехове. Жатва 1945 года.

Продолжение следует...


=========================================================
ОТ АВТОРА: Восстанавливаю утраченную при редактировании структуры книги по тех. причинам переписку с читателями под этой и несколькими последующими главками -
Рецензии на произведение «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы»
На странице отображаются все рецензии к этому произведению в обратном порядке, с 7 по 1
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы» (Екатерина Домбровская)

Я не решалась подступить к этой для меня очень важной части в книге, потому что не могла понять, что меня так задевает в ней. При первом чтении, и потом, неоднократно возвращаясь, отмечала, как похожи внутренне наши бабушки. Но, когда писала о своей, до глубинного постижения её внутреннего мира так и не дошла. Читая о Екатерине Александровне, отметила внешнее сходство наших бабушек – редкую деликатность, уважение к внутреннему миру другого, будь это взрослый или ребёнок, трудолюбие, даже болезнь одну, приведшуя их к печальному, наполненному страданию, концу.
Мне кажется, сейчас поняла, почему после чтения этой книги сама писать больше не могу. Наверное, это и удерживало от комментария к этой части. Я поняла, что написанные мной воспоминания, лишь попытка поделиться отмеченными сознанием какими-то событиями из жизни дорогих моему сердцу людей, но вот того ощущения, что их души приблизились ко мне, что я нашла в своей созвучие с каждой из них, у меня не было, как не было и осознания необходимости этого, когда писала.
«Вспоминая бабушку, я всегда ощущала, а поняла это только теперь, что эта боль и это страдание мое было ничем иным, как эхом ее глубокой, сокрытой ото всех боли. Это была любовь-жалость, со-болезнование, рожденное не от ума, не от рассуждений и оценок – какие оценки могли быть тогда, в самом раннем детстве?»
Вот в чём разница подлинного, дарованного Всевышним, предназначения, а точнее, права писать. Если не удалось ощутить боль другого как свою, о чём бы ни пытался писать, наверное, не следует, пока в душе своей, в сердце своём не ощутишь болезненно щемящий отзыв. Екатерине Домбровской дано услышать эхо сокрытой боли своих героев, соприкоснуться душами с такими разными, не похожими друг на друга, кровно близкими ей людьми.

Татьяна Алейникова   27.11.2011 13:21   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Земной поклон Вам, дорогая Татьяна и за Ваши высокие оценки, и за Вашу пронзительную искренность, за то доверие, которое Вы тем оказываете и книге, и автору. А еще доказываете неопровержимо ошибочность своего суждения о своем творчестве. Залог тому - Ваша искренность, - великое качество!
А насчет слышания боли другого - отдадим все Матери Церкви. Именно по церковному учению к слышанию боли другого - настоящему! - приводить жизнь в подлинном послушании, в отказе от своей воли. Удивительным образом это приводит к изменениям духовного слуха.
Автор сей книги, разумеется самый скромный из скромных послушников, но Господь дал и такому человеку, как Е.Д. пробыть энное число лет в послушании духовному отцу высокой жизни. И хотя послушник был из рук вон никудышный, но и на нем не могла не сказаться хоть частично, хоть в какой-то мере правота духовного закона.
Благодарю Вас как всегда - низким поклоном. Е.

Екатерина Домбровская   27.11.2011 13:16   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы» (Екатерина Домбровская)

Плачу...
Светлая память Екатерине Александровне!
Молюсь...

Александра Плохова   15.11.2011 13:44   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Спаси Господи, дорогая Сашенька! Безмерно благодарна Вам, молитвенно благодарна.

Екатерина Домбровская   15.11.2011 14:38   Заявить о нарушении правил / Удалить
«Помяни, Господи, Давида и всю кротость его!" - первая молитва, которую я услышала от своей бабушки, Александры Фёдоровны, урождённой Герман, крестившей меня, с наказом помнить эти слова в трудные минуты.
Как же московские семьи близки и в духовном и бытовом отношении!
Спасибо, дорогая Катюша! Вы подарили мне огромную радость! Вернули меня в прошлое.
Удачи Вам и крепкого здоровья!
Ваша Саша

Александра Плохова   15.11.2011 16:43   Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо, и я взаимно желаю Вам и здравия, и душевного мира, - какое счастие встретить московский старинный дух. А ведь сразу чувствуется!
Ваша Катя.

Екатерина Домбровская   15.11.2011 17:21   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы» (Екатерина Домбровская)

Как глубоко и чудесно сказано
... послужить любимым усопшим, предоставив им свое сердце и слово...
Вот и батюшка на отпевании говорил - мы можем помочь тем, кого провожаем, и кто ждет нас там.
...ровная и спокойная, такая мужественная и благодушно-терпеливая в жизненных невзгодах...безотказно и искренно помогала...
Очень похожие характеры...
Иногда их чувствуешь совсем рядом, и светло на душе, как сегодня. А бывает, опять вспоминается боль последних дней, невозможность быть к ним добрее, проиграть все по-новой - это земное?
...предоставить свое сердце?
Читаю по-новой и многому учусь...
Но как это сложно! Если соотносить с жизнью.
Да, Ваша книга многих заставляет приводить в порядок свое сердце, чтобы иметь возможность послужить...
Здоровья Вам, вдохновения и духовной защиты!
С Праздником!

Татьяна Иволга   26.10.2011 13:08   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Дорогая Татьяна! Я ведь сама пытаюсь хоть как-то и себя приводить в порядок. Вопросов больше, чем ответов. За многими страницами книги стоит - духовный руководитель. А покаяние за то, что что-то не сумели , что остались долги любви к усопшим - это покаяние, а оно стержень духовной жизни. Мне очень это знакомо. Боюсь, что многим тоже...
Спасибо Вам большое за пожелания и поздравления - и Вас позвольте поздравить с Иверской и пожелать Вам Ее Заступления.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   26.10.2011 14:25   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы» (Екатерина Домбровская)

Светлая память Вашей бабушке,дорогая Екатерина.За эти несколько дней Вы стали для меня близким человеком. Настолько проникновенно Ваше, не побоюсь сказать, писание.И слёзы набегают на глаза, вспоминаю маму. Я, правду сказать, испытывала неловкость здесь на сайте сначала, помещая все свои вещи,о себе и своей семье. Ведь у народа столько неожиданных сюжетов и фантазий. Но сама вдруг читаю и читаю человеческие воспоминания, семейные хроники...И теперь понимаю, какую потерю бы понесла,не окажись случайно на Вашей страничке. Стоит перед глазами Ваша бабушка. У любимейшего моего Виктора Астафьева в "Последнем поклоне" настолько щемяще говорится о его бабушке, что я, зная наизусть, не решаюсь перечитать последнюю страницу. И вот Вы, с обоснованием духовным. Благодарю. Галина.

Галина Алинина   19.07.2011 13:21   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Спасибо , дорогапя Галя... Что сильнее любви к ушедшим? для меня мало, что с ней сравнится. Но если пойдете дальше - а так погружение все глубже и глубже в истории - Вы увидите, что мысль моя бъется о судьбах нашего Отечества. Пушкин говорил: "История Дома - история Отечества". На уникальном материале документов, да еще и близких, родных, да еще с подачи такой бабушки - можно было попытаться приоткрыть завесу ЖИВОГО ВРЕМЕНИ. Тенденциозные рассуждения историков почти никогда не устраивают - чувствуется, что связь их личная с тем временем оборвана и они уже занимаются мозгословием по прихоти своих политических пристрастий...

Впрочем, подожду, когда Вы окунетесь в более "Глубокие воды" , а 2 часть так и называется...

Радости Вам, дорогая Галина!

Екатерина Домбровская   19.07.2011 14:48   Заявить о нарушении правил / Удалить
Дорогая Катя! То ли, так удачен Ваш портрет.То ли, творчество Ваше оказывает на меня такое влияние, но смотрите Вы со странички прямо в душу и вызываете бесконечное доверие к словам и речам Вашим. Вот и опять волнуюсь,читая полные боли и сострадания,воспоминания о бабушке Вашей.Какой памятник изваяли Вы Екатерине Александровне своим произведением! В скольких людях всколыхнули Вы чувства,может быть, за суетой дремлющие, к своим ушедшим, а то и живым близким.
Читаю и не оторваться. Магия какая-то. И, в то же время, особенная преданность, любовь к своему читателю, что так заметно в переписке.

Дорогая моя, этот отклик не на произведение, а на Вашу личность, живого удивительного человека, с которым имею честь и редкое счастье быть знакомой. Обнимаю Вас с теплом и глубочайшей признательностью. Галина.

Галина Алинина   01.09.2011 11:05   Заявить о нарушении правил / Удалить
Дорогая Галя, Вы вызвали слезу у меня - могла ли я надеяться на такой отклик. что дорогая Екатерина Александровна будет так помянута - с такой любовью и пониманием? Спаси Вас Господи, милый друг , Галя, я низко кланяюсь Вам. Что же касается личности автора, то открою одну тайну: ее воздействие и вообще состояние зависит целиком от восприятия читателя, с которым мы всегда вступает в взаимодействие. Вот говорят, что кто-то на кого-то в личном общении как-то подействовал, но мы действует друг на друга и в таком общении, как наше: и Вы действуете на меня не меньше ничуть, чем кажется, что я действую на Вас. В этом взаимодействии душ есть нечто волшебное, Божественное... Спасибо Вам, дорогая Галя... Вы удивительно щедрый человек!

Екатерина Домбровская   01.09.2011 15:49   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы» (Екатерина Домбровская)

Екатерина, какая Вы тонкая натура.! Самое главное, что Вы сумели прочувствовать в своем сердце, это "боль ее сердца, оповестившая мне о приближении ко мне ее души, та самая боль, которая всегда была, как теперь это определилось, доминантой моего восприятия бабушки и моего отношения к ней." То, что любовь остается в сердце навсегда после ухода дорогих нам людей, мне это понятно. А вот "боль сердца" любимого человека, это очень глубоко. Это , я думаю, по- христиански. Ваша бабушка -Святая женщина. Светлая ей память. А Вам огромное спасибо, так как читая, я учусь у Вас глубине Христианского познания как мира, так и Человека.

Зинаида Малыгина   27.04.2011 11:08   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Христос Воскресе, дорогая вдумчивая и отзывчивая читательница! Знаете, ведь это не моя тонкость, это совершенно реальная и ощутимая подсказка Божия, которую не сразу, но со временем начинаешь лучше слышать. Это дает очень ясное ощущение, что эти маленькие прозрения - они НЕ МОИ. Что у меня-то ничегошеньки и нету, все поддает Господь в Духе. Поверьте, это не слова... Вот не подает какое-то время, оставляет один на один с собой и ничего нету. Все делается исключительно "из головы" и только благодаря профессиональному ремеслу и опыту (я публицист и литератор по профессии и работала много лет в журналах и газетах, уж потом оставила все и работала при монастырском издательстве). А если что живое - так это ОТТУДА. Меня всегда приводит в ликование это ощущение собственной нищеты и пустоты и того сеяния,которое посылает в мое сердце Господь. Все доброе только у него. И это не просто нравственность или мораль, как некоторые понимают христианство, - это совсем другое самочувствие человека, это НОВАЯ ЖИЗНЬ.
Вы не можете представить, как дороги Ваши отзывы - я чувствую. какое у Вас сердце... Не передать словами. А почему именно через "боль" познается другой, потому что боль и есть то главное онтологическое состояние, которое составляет суть человеческой жизни на земле после грехопадения Адама. Эта мыль совершенно железно обретает и богословский фундамент, я вот только побоялась переутомлять читателя в этом месте, пускаясь в объяснения богословские, а мне очень хотелось , потому что открылось не только как ощущение, но и как знание. Подскажите. как по-Вашему, можно в ТАКИХ местах (где Господь дает некое озарение) быть более подробным и основательным? Как Вам кажется?
Низкий поклон Вам, дорогая Зинаида и пожелание крепкого здоровия и всего самого доброго.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   27.04.2011 14:41   Заявить о нарушении правил / Удалить
Воистину воскрес. Екатерина, я верю каждому Вашему слову.Так же, как и Вы, понимаю, что Господь все подает в Духе. Я бы еще добавила , что все от Благодати Божией. Действительно, "если что-то живое", то это от него.
Не бойтесь "переутомлять читателя2. Вас будут вдумчиво читать те, которые, как Вы правильно подметили, через "боль" будут познавать то, о ком Вы пишете. И если Господь дает озарение, то, на мой взгляд, нужно быть "подробным и основательным", то есть, не боясь, пускаться в богословские пояснения. От этого Ваши мемуары будут приобретать более глубинный смысл. Так я думаю. С уваж. к Вам Зинаида.

Зинаида Малыгина   27.04.2011 18:56   Заявить о нарушении правил / Удалить
Не представляете, как я Вам благодарна за совет! Все время страх перезанудничать - мне-то самой все интересно открывать полное понимание вещи в Боге, а не просто кидать читателю яркие приманки.Спасибо, дорогая Зинаида. К сожалению, пока не могу так же сердечно и внимательно читать Вас, так как уже почти закончились готовые главы, осталось все еще в черновиках и я выкладываю теперь с пылу с жару и работаю - нет времени расслабиться и почитать. Почему Вы не выставили свое фото? Как было бы приятно познакомиться с Вами и визуально! Только пожалуйста не примите это как дерзость - я не смею вторгаться в Вашу сферу - просто уж коль мы так познакомились... Впрочем, извините, если я сказала неуместное.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   27.04.2011 19:21   Заявить о нарушении правил / Удалить
Вы знаете, Екатерина, я несколько раз пыталась разместить свое фото, но у меня нет программы, чтобы уменьшить его. Но оно в Интернете есть. Я зарегистрирована на сайте Челябинских генеалогов-любителей. Наберите через Яндекс Зинаида Геннадьевна Малыгина.В картинках оно есть.
Катерина, а опусы мои можно и не читать. Они на таком примитивном уровне, даже не стоит и время на них терять. Чем больше читаю Вас, тем больше убеждаюсь в этом. Мою самоиронию не примите как жеманство. Понимаю, что Вы профессионал своего дела. С уваж. Зиниада.

Зинаида Малыгина   27.04.2011 19:49   Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо, дорогая Зинаида, я очень рада, сейчас поищу Вас в Инете. А опусы я уже немного читала и прониклась, - зря вы так... И с фото быть может. моя дочка сможет Вам помочь - перешлите на адрес Kateolog@gmail.com
Она у меня спец по этим делам. Она Вам в ответе сообщит и мой адрес.
Еще и еще очень рада знакомству. Так Вы в Челябинске? А у меня там заочная церковная подруга есть. Вот так интересно. Тоже пишущая - публикуется на сайте Русская Народная линия.
Присылайте приложением фотку. А мы посмотрим, что сделать.

Екатерина Домбровская   27.04.2011 20:11   Заявить о нарушении правил / Удалить
Уже нашла вас, красавицу, сейчас мы эту фотографию сделаем , а Вы, если можно по указанному адресу вышлите свой адрес - куда фотографию Вам переправить. Хорошо?

Екатерина Домбровская   27.04.2011 20:16   Заявить о нарушении правил / Удалить
Уже отправила по адресу. С уваж. Зинаида.

Зинаида Малыгина   27.04.2011 20:46   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы» (Екатерина Домбровская)

Катя, как же Вы хорошо мыслите, чисто и мужественно. И пишите, словно на другом, не русском языке. Вернее, именно на русском, на хорошем, который уже забыт, почти.
Вы возвращаете и меня в те годы, к моей бабушке, которая очень похожа на Вашу. Ведь они одной земли сестры.И тоже Екатерина.
А снимок - словно икона,воздушен и почти бестелесен.
С уважением, Галина.

Кенга   19.04.2011 21:48   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Милая Галина, дорогая, как мне благодарить Вас за слово любви о моей дорогой бабушке!Да, я помню, что и Ваша бабушка - Екатерина - впишу в свой помянник. И если позволите - и Вас. Бабушки наши действительно похожи - неповторимые лица - ушедшая порода людей...
А как Вы сказали о снимке! Чудо как хорошо сказали: воздушен и прозрачен. Милая Галина, ведь бабушка моя всю жизнь надрывала сердце и надорвала его, заботясь о всех. Благодарю Бога за такого читателя - ради Вас хочется все дописать. А так - даже импульс бывает слаб: скоро ведь свидимся с родными. Стоит ли... А вот выходит, что стоит.
Храни Вас Господь, дорогая!

Екатерина Домбровская   19.04.2011 22:05   Заявить о нарушении правил / Удалить
да, что, ВЫ, Катя, надо писать, Ваш вклад бесценен. Но помнить, что это штучный товар.Это как сейф, в котором сохранилась память Вы храните ее дальше в своих записках. Вы знаете, я читаю, смакуя, как вкусное блюдо. Одно для меня трудновато но это от отсутствия христианского воспитания, недополучила.у меня и моя мамаКктя(бабушка)была не религиозна ,только по необходимости. А уж про маму и говорить нечего. Но с возрастом я что-то хочу ощущать, пытаюсь. А о возрасте не думайте. Главное - у Вас есть работа для ума и памяти, это молодит и не думайте, что Вы старая. Я, например, думаю, что я молодая, только в паспорте недоразумение написали, а ведь я старше Вас на целых 16 лет. Значит, дело лишь за сохранностью души, а с этим у Вас все в порядке. Улыбнитесь!

Кенга   19.04.2011 23:09   Заявить о нарушении правил / Удалить
Христос Воскресе, дорогая Кенга! Поздравляю Вас с Пасхой Христовой, - жедаю Вам порадоваться ее радостью и проникнуться ее светом. Очень рада, что Бог свел и я Вас узнала. Всегда готова чем могу помочь если понадобиться, в вопросах духовных. В моей книженции - еще и мой собственный трудный путь к Богу. Далее Вы узнаете (если заглянете), что и у меня не было проводников. Сам Господь помогает человеку и приближается к нему.
Всегда благодарная Вам - Катя.

Екатерина Домбровская   24.04.2011 17:07   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
________________________________________
Рецензия на «12. Воздыхания окованных. Начало 4 главы» (Екатерина Домбровская)

"Не потому ли раньше, давным-давно, когда Русь была Православной"... Эх! Хоть эпиграфом бери эту горькую фразу!

Нина Изюмова   02.04.2011 23:28   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Да, дорогая Нина... Увы. Храмы и сейчас есть - многое замечательно восстановили - есть такие ухоженные монастыри - глаз не отведешь. Но не в рукотворных храмах живет Дух... А людей восстановить в Духе православия - не знаю, что только может помочь - боюсь даже предполагать. Страшно.

Екатерина Домбровская   02.04.2011 23:51   Заявить о нарушении правил / Удалить