Санта рикуй - коля

Игорь Иванов 7
САНТО РИКУЙ* – КОЛЯ
Шел 1970 год. Решающий год восьмой пятилетки. Так и не сумев освоить бригадный подряд**, бухгалтер рудоуправления таежного поселка городского типа Крутой Яр Мария Ивановна Дробот решила попить пива. Она предупредила мужа Колю,  положила в авоську трехлитровый бутылек и через десять минут была у единственной в городке пивной бочки. Очередь плотной стеной облепила бочку, но Мария Ивановна знала прием: она выпятила свою могучую грудь, на левой стороне которой гордо красовалась медаль «За победу над Японией». Изображенный на медали генералиссимус смотрел вправо, на Восток и был пробивной силой, помогающей Марии Ивановне в добыче пива. Она с криком «ветеранам без очереди» расталкивала толпу, а генералиссимус, ухмыляясь в усы, помогал ей.

Мария Ивановна была уже почти у цели, когда кто-то силой поволок её назад. Она обернулась:  ее, схватив за локоть, тащила громадная усатая дама с медалью «За победу над Германией». На этой медали Сталин смотрел влево, на Запад, и тоже ухмылялся.


- Я прошла с Армией всю Манчжурию, - вызверилась на усатую  Мария Ивановна, - и имею право.
- Вот то ж и видно, что тебя вся армия имела …
 - Да, -  подбоченилась бухгалтерша - меня  хоть своя, а тебя немецкая.

Очередь, состоящая, в основном, из одних прошедших войну мужиков, разразилась довольным ржанием, расступилась и пропустила Марию Ивановну вперед.

Подходя к своему дому, Мария Ивановна остановилась, как вкопанная – из двадцать первой «Волги» выпорхнула  её двадцатидвухлетняя  дочь Юкка. За ней вышел высокий белокурый парень. Юкка, увидев мать, бросилась к ней, обняла ее и сообщила:
- Мама, знакомься, это мой жених Антон, а это его родители: отец Георгий Пантелеевич и мама Елизавета Петровна.

Растерявшаяся Мария Ивановна,  изобразив радостную улыбку, пригласила всех в дом.
 
Войдя в  квартиру, Георгий Пантелеевич, радостно потирая руки, обвел помещение взглядом и воскликнул:
- А где же хозяин? Мы ж приехали невесту торговать, - он протянул руку вышедшему из другой комнаты отцу невесты. Коля пожал протянутую руку, потом дернулся, как ужаленный, долго внимательно всматривался в лицо Георгия и вдруг закричал:
- Вон из моего дома! Только через мой труп.
 Все стояли, опешив.
- Что с тобой? Ты что, с ума сошел? - пришла в себя Мария. Но Коля не унимался и во все горло кричал: «Вон!!! Чтобы я здесь никого не видел !!!».
 
Первым, хлопнув дверью, выскочил Антон. За ним мать с отцом. Юкку Коля хотел было задержать, но та резко выдернув руку, бросилась за вышедшими.
 
 Не успели гости сесть в машину, как  громко  крича , позвала их обратно Мария Ивановна..

Вернувшиеся в дом гости, увидели  в кухне лежащего на правом  боку, с подтянутыми к подбородку ногами, Колю. Рядом валялись кухонный нож и  доска для разделки продуктов.
*   *   *

6 апреля 1945 года  войска 3-го Белорусского   фронта начали штурм Кенигсберга. Немецкое командование считало Кенигсберг сильнейшей крепостью Европы. По всему городу висели призывы типа: « Сражаться так, как русские в Сталинграде!» А в самом центре города, на берегу реки Прегель, на кирпичной стене замка прусских королей, красовалась выведенная гигантским шрифтом надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней против непобедимой германской армии. Кенигсберг – лучшая крепость Европы – не будет взят никогда!»

Наши войска тщательно готовились к штурму этой твердыни.  На благодатную почву лег призыв в листовке Ильи Эренбурга:
«Убивайте! Убивайте! Нет такого, в чем немцы не были бы не виновными и живые, и еще не родившиеся!  Следуйте указанию товарища Сталина  - раздавите фашистского зверя насмерть в его собственной берлоге. Сбейте расовую спесь с германских женщин. Берите их как законную добычу!»

 Солдаты Красной Армии, прошедшие с боями от Сталинграда до стен Кенигсберга, увидевшие тысячи сожженных городов и деревень, на площадях почти каждого города - виселицы, а на окраинах - рвы, заполненные телами расстрелянных женщин, детей и стариков, приняли призыв Эренбурга, как призыв к МЕСТИ.
 ЗА ЧТО МСТИТЬ – БЫЛО!

Командиру штурмовой группы старшему лейтенанту Георгию Старкову тоже хотелось посбивать расовую спесь с немецких женщин, но ему было не до их спеси, он получил приказ прорваться к Зоопарку, очистить его территорию от засевших там фашистов, и не допустить уничтожения зверей.
Но не допустить уничтожение зверей уже было невозможно: из нескольких сотен животных, Старков обнаружил только трех: барсука, ламу и осла.  Вся территория зоопарка была усеяна трупами тигров, львов, волков, лис и другого зверья. Громадой возвышалось тело слона, огромным оранжевым пятном выделялось тело жирафа.
Выжившая троица тянулась к людям и солдаты угощали  зверят хлебом, сухарями. Осел Осел обидел ефрейтора Пашкова: отказался от американских галет.
 
Старкову было приказано оставаться на месте и ждать дальнейших распоряжений.
 
Непривычная тишина повисла над городом – война в Кенигсберге закончилась.
 
12 апреля  запыхавшись, прибежал ефрейтор Пашков и доложил:
- Товарищ старший лейтенант, там свиню нашли. Наши говорят, что свиня эта фашистская и хотят её расстрелять и съесть. Уж  больно на Геринга похожа.
Прибыв на место, Георгий увидел лежащего в грязной луже бегемота.

Бегемот едва дышал. Старков позвонил в ветеринарную службу армии, но там ему посоветовали звонить в Африку. В Африку Старков звонить не стал, а позвонил своему руководству. 14 апреля по приказу коменданта города генерал-майора Смирнова разыскали ветеринарного врача Вязьмина. Тот извлек из тела Ганса ( солдаты откуда-то узнали немецкое имя бегемота), семь пуль.

Чуть позже прибыл зоотехник Владимир Петрович Полонский. Он сообщил Георгию, что, вроде, о бегемоте доложили на самый верх. И Сталин, якобы, ответственность за жизнь бегемота возложил на коменданта города генерал-майора Смирнова. 

Так, под охраной бойцов старшего лейтенанта Старкова, начался процесс лечения Ганса. В отчете об этом процессе Полонский писал:

"Принял лечение к Бегемоту с 14 апреля с.г. (1945 года). Впервые оказал помощь водой. В последующем попытался дать ему молока. В следующий раз молотой свеклы. Бегемот принялся кушать. Но через 3 дня отказался. Я поспешил дать Бегемоту водки. Дал 4 литра. После чего Бегемот стал сильно просить кушать. Я сперва ему поставил клизму (4 ведра дисцилированной воды). После чего стал кормить его. Бегемот попытался выходить, но так как был пьян - он обронил себя. Боковое ранение (25х27 см). Глубина 4 см. Другая рана (6х7). Бегемот стал кушать, но не оправляется. Я поставил 2-й раз клизму (4 ведра дисц. воды). Бегемот стал оправляться. Прошло 2 недели. Бегемот кушает слабо. Я решил дать водки, 4 литра. Бегемот стал кушать, хорошо. Но обратно получился запор. Я поставил ещё клизму (4 ведра дисц. воды). Бегемот оправляется, но плохо кушает. Я решил дать водки (4 литра). И Бегемот отлично стал кушать. Встречались безаппетитные дни. Я устранял их переменой пищи..."
Этот текст Георгий переписал себе на память, оценив его юмор, а с годами выучил наизусть.

Солдаты принимали самое активное участие в судьбе Ганса. Когда Ганс окончательно оклемался,  а Георгий получил приказ  прибыть в свою часть, он привел своих людей попрощаться с гиппопотамом.

Полонский налил всем по сто граммов спирта и все выпили с Гансом «на брудершафт» - Полонский влил в пасть Ганса его норму – два литра.


Повеселевший Ганс повернулся задом к людям и, завертев хвостом, как пропеллером, обдал их содержимым своего нутра,  разбрасывая его в радиусе нескольких метров. Так Ганс, чисто по - европейски,  отблагодарил  советских солдат за освобождение от фашистского ига.
.
Только Георгий собрался дать команду к построению, как из - под разрушенного административного здания, выполз старик,  попытался что-то крикнуть, но упал лицом вниз.  Упал, но продолжал держать за ручку примерно годовалого малыша.

 Георгий подбежал к старику, перевернул его на спину. И встретился с остекленевшим взглядом мертвых глаз.
 
Малыша он пристроил в медсанбате под присмотром своей подружки медсестры Лизы.

Вскоре Георгий был представлен к награде орденом «Славы» третьей степени и ему был предоставлен отпуск на десять суток. Лиза была награждена медалью «За взятие Кенигсберга». Она демебелизовалась и они вместе уехали в Москву, увозя с собою маленького Антона, так они назвали малыша.

В Москве Георгий и Лиза расписались и усыновили Антона.

   Часть, в которой служил Георгий,  в августе 1945 года была отправлена на Восток, на борьбу с Японией. Георгий выжил и в войну с Японией. И вернулся к  Лизе и Антону.
*   *   *

Прошло четверть века. Антон учился на последнем курсе института инженеров железнодорожного транспорта, а Юкка на третьем курсе юридического университета. Антон познакомил ее с родителями.

Юкка понравилась родителям Антона. Замечательный контраст иссиня-черных прямых волос с голубизной, опушенных длинными  темными ресницами, глаз делали ее облик необычно привлекательным.

Антон представил Юкку своей невестой. А Юкка уговорила Георгия Пантелеевича и Елизавету Петровну отправиться  к её родителям за благословением.

И пока они несколько часов летели в самолете, Георгий Пантелеевич перебирал в памяти события своей боевой молодости.

*   *   *

 - Вот Коля, - указала, обращаясь к Георгию Пантелеевичу, Мария Ивановна.
   - Вижу,  вижу, - ответил тот, входя в кухню,- это ж кто его так?
  - Та, я, вон доской разделочной. Вы пошли, а он нож схватил, на пятки сел и как закричит: «Хаки раки!». Но не успел себе эту хаку-раку сделать, я его вовремя по темени доской разделочной шарахнула. Вот он и отключился.

Елизавета Петровна, быстро привела Колю в чувства.

Пока жена возилась с Колей, Георгий Пантелеевич узнал его.
Придя в себя, Коля сел и обратился к Георгию:
- Хара о ваттэ ханасимасё***.
   - Какое масё? – пожал плечами  Георгий.
-  Я очень хиридацу****, - Коля налил стакан воды и жадно выпил. – А ты харатинай – подлый человек, - пояснил по-русски Коля. – Ты зачем меня тогда из самолета выкинул?
 
       Перед взором Георгия калейдоскопом пронеслись события  двадцатипятилетней давности: стратегический бомбардировщик В-29 взлетел в два часа ночи. В нем было шесть японских пленных офицеров и двенадцать советских. 

    Через два часа полета, старший по команде подполковник приказал начинать: открыли бомбовый люк и силой стали по одному выбрасывать в него японских пленных.

     Последним был Коля. Он кричал, упирался, но Георгий оглушил его ударом по голове и вытолкнул в бомбовый люк.
*   *   *
 
Квантунская армия в Манчжурии оказала упорное сопротивление, но сложила оружие по приказу своего императора. Часть, в которой служил Георгий, была направлена на охрану одного из многочисленных лагерей японских военнопленных.   
   Однажды Георгия и еще несколько офицеров пригласил комендант лагеря и объяснил задачу: с вами  полетит шесть японских офицеров.
   В районе, который знают летчики, вы их выбросите в бомбовые люки. Все.  В случае вашего отказа, вы будете наказаны по законам военного времени-расстреляны. И они выполнили приказ.  Георгий оторвался от воспоминани и обратился к Коле:
- А ты как выжил?
- Мое имя  РЁТА. Это означает – сильный, стойкий.  –После долгой паузы,Коля продолжил свой рассказ:
 
Все разбились насмерть. И только я упал в громадный сугроб, провалился в снег, не получив и царапины. Потом несколько суток шел по тайге, пока не вышел к Крутому Яру.  Меня приютили и обогрели родители Марии. Со временем мне сделали документы. По ним я Николай Найденов.

 Мы  сложили оружие по приказу императора. Иначе я бы тогда сделала харакири. Самурайский кодекс Буси-до сводится к пяти ключевым установкам: верность, вежливость, мужество, правдивость и простота.

Я тебя сразу узнал. И решил тут же  открыть «дверь упражнения в добродетели»: никогда моя дочь не станет женой твоего сына. Но когда Юкка выскочила вслед за вами, я решил, что она предала меня и у меня один выход - сделать харакири. Но у меня нет кинжала для харакири – кусунгабу, потому я схватил нож кухонный.

 - Ты послушай меня, - перебил его Георгий, и поведал историю усыновления Антона.

- Это меняет дело, - выслушав Георгия,  принял решение Коля.-Антон по крови не твой сын, а значит и не мой враг. Да и ты выполнял приказ.

Дело в том, что нас по одному приглашал к себе начальник лагеря и обещал передать нашей родне на островах условия нашего освобождения: если они передадут на определенную сумму деньги, золото, драгоценности, то нас самолетом доставят к побережью и переправят через пролив на родину. Наши близкие выполнили просьбу начальника лагеря. И он нас с твоей помощью «переправил», на тот свет. Но мне повезло, потому что я РЁТА.
 
Они взволнованные вышли в зал. Коля шагнул к дочери и обнял её, в его глазах стояли слезы. Он поцеловал дочь и поманил к себе Антона.

Во время застолья подвыпивший Коля на русском спел японскую песню:







Высокий бокал
ледяного вина
сентябрь нальёт

в глубины зеркал
по лезвию сна
на тоненький лёд

шагнём - ты хотел
волшебной игры
невидимых тел
реликтовых рыб...
*САНТО РИКУЙ – лейтенант.
** Бригадный подряд - методы бригадной организации труда, основанные на внутрипроизводственном хозяйственном расчете; система организации труда.
***- Хара о ваттэ ханасимасё: давайте поговорим , открыв наши животы( по – русски
 душа в душу).
**** Хиридацу – подняться к животу, то есть рассердиться.