Как мышь-меломанка меня к Глиэру приобщила...

Валерий Заикин
                (Из записок пожилого человека)

          Имя прославленного композитора Рейнгольда Глиэра мне было знакомо с раннего детства. Его часто упоминала бабушка Фаня, горячая его поклонница. Семейная легенда приписывала бабушке давние романтические отношения с Глиэром, на премьере его балета « Красный мак» бабушка сидела в главной ложе рядом с автором музыки в главной ложе Большого театра, но это было задолго до моего рождения.   На ее тумбочке стоял гипсовый бюст Глиэра, бабушка показывала его письма, которыми гордилась, но имя «Глиэр» ничего мне не говорило в плане музыки: от классики в дошкольные времена я был весьма далек.
  Впрочем, как все еврейские мамы, моя мама Люба пыталась учить меня игре на фортепьяно, даже записала меня на курсы. В доме у нас стоял инструмент фирмы «Беккер»»,  пару месяцев я исправно, но равнодушно долбил на нем гаммы и этюды из нотной тетради «Школы Беера», пока все это мне не надоело до чертиков, и я восстал! Отец поддержал меня: «Отстань от него, Люба, ну, наступил парню медведь на ухо, что ты от него хочешь?!» На этом мое соприкосновение с классикой закончилось! Но спустя годы случился забавный сюжет!!
   Моя жена Вера преподавала фортепьяно в музыкальной студии Крымского Дома учителя, это было недалеко от места моей работы, и на вечерние ее занятия  я иногда заходил, садился в классе и ожидал, когда Вера освободится, чтобы вместе пойти домой.
   Классы студии, да и весь Дом учителя, располагались на втором этаже двухэтажного здания дореволюционной постройки в центре Симферополя, первый этаж занимали столовая и продовольственный магазин, и немудрено, что в подвалах этого здания обитала разная живность, благо съестного здесь было навалом. А второй этаж обитателей подвала не интересовал. Это я так полагал, но в заблуждении своем однажды мне пришлось убедиться.
  Как-то вечером, сидел я, задумавшись, в Верином классе, она вела урок, звучали какие-то этюды,  Вера повторяла их с ученицей вновь и вновь, а потом , видимо, вернулась к пройденному, потому что ученица довольно уверенно стала исполнять какую-то пьесу.
 И тут мое внимание привлекло некое движение в дальнем углу. Я увидел, как из небольшой щелки между плинтусом  и деревянным полом показалась головка мышки. Она поводила глазками вправо-влево, потом выбралась наружу, села на задние лапки, прижав передние к груди, и… погрузилась в музыку! Весь ее уморительный вид выражал огромное удовольствие. Она прикрыла свои глазки – бусинки, и, как мне показалось, даже покачивала головой в такт мелодии… Но с последним аккордом развернулась и юркнула в убежище.
  Возвращаясь с Верой домой, я рассказал о своем наблюдении. Вера не удивилась: «Я знаю этого мышонка, он всегда на эту пьесу выходит!»
 - Только на эту?
 - Только на эту!
 - А что за пьеса?
 - «Утро» Глиэра.
  «Вот! – подумал я о себе с укором, - У бабушки Фани родственные души даже с мышью по отношению к Глиэру, а ты, ее любимый внук, даже с  «Утром» Глиэра не
знаком!»
Пришел домой и влез в энциклопедию. Батюшки мои! Да Глиэр – коллосальный композитор! Оперы, балеты, симфонии, одних фортепьянных пьес – более 150ти!
Пора, пора его слушать!
  На следующий урок я снова был в Верином классе. На этот раз я ждал «Утро» Глиэра. Но, оказывается, и мышь ждала! При первых же аккордах она возникла на том же самом месте, и мы с ней обратились в слух!
  Не знаю, какие чувства испытывала эта серенькая фанатка Глиэра, но я старался сосредоточиться и постичь эту ее тайну. Неуверенные руки Вериной ученицы совершали ошибки, Вера ее поправляла, мелодию начинали вновь и вновь, к концу урока я уже знал ее наизусть.
  Среди ночи меня разбудила эта мелодия! Она звучала в моих ушах!! Я не мог бы словами описать картину утра, о котором хотел рассказать мне своей музыкой Рейнгольд Морицевич, но  я слышал эту музыку,  я жил ее утренним настроением, я чувствовал свежесть ветерка, слышал звонкие птичьи голоса, тихий шелест листвы, и, даже, кажется, запах цветов, в общем, нафантазировал невесть что! И, хотя реальное утро было омерзительным, душу мою наполнял восторг!
  Мне не часто приходилось по жизни слышать произведения Глиэра. Но всегда интуиция подсказывала мне среди произведений других композиторов руку этого мастера, с которым меня познакомила махонькая серенькая мышка- меломанка много-много лет назад.