Духless. Рецензия

Димитриос Шахбазиди
Совсем недавно меня занесло в кинотеатр на картину «Духless». Сразу прошу за это прощения у читателя моей статьи. Таковыми были обстоятельства. Совершенно неожиданно появилось свободное время, которое захотелось провести в кинотеатре. Увы, единственный сеанс, на который удалось попасть в этот промежуток времени был именно «Духless».

Уже с самого начала я учуял ошибку в своих действиях. Название фильма хоть и необычное, но явно смердящее идиотизмом, не давало покоя. На счастье под рукой был вкусный попкорн, а рядом сидела моя прекрасная спутница жизни :-). Это меня и успокоило.

С первых кадров фильма я уже понял, о чём пойдёт речь. Все эти патетические фразы главного героя, по замыслу производителей, претендующих на лавры Федерико Феллини или Андрея Тарковского, должны были заинтриговать зрителя и настроить его на долгий просмотр. Однако они уже с самого начала определили всю концепцию сюжета и совершенно в не том направлении, которого так ожидали создатели . А кадры с мусорной машиной уже намекнули на низкий пошиб. Не нахожу нужным описывать всё, чем меня пичкали с экрана. Краткое описание фильма можно прочитать на множестве киносайтов.

Главный герой пристрастился к кокаину. Не удивлюсь, что уровень наркомании явно пойдёт вверх после окончания проката. Ведь в фильме совершенно не показаны эффекты последействия, феномен зависимости. Герой, грубо говоря, «сидевший на наркотиках» более пяти лет, не испытывая никаких неудобств легко их бросает, и начинает жить спокойной жизнью. Неоперившейся молодёжи это явно не на пользу.

В фильме не удалось показать настоящих человеческих переживаний, о которых говорится во всех киноанонсах. Главный герой – «акула офисного планктона» (ужасно избитое выражение, постараюсь больше не употреблять) вызывает к себе некоторую симпатию лишь благодаря таланту Данилы Козловского.

Герои фильма сквернословят постоянно, заполняя этим пустоту сюжета, имитируя жёсткий характер и темперамент. Примерно с таким же успехом можно орать Любимой на ухо: «Я Тебя люблю!!!», дабы показать ей СИЛУ своей любви. Повсюду пестрит подмена понятий. По идее, в фильме должны были показать мир бесплодного воображения, пустых иллюзий, замкнутости мышления. Однако фильма хватило лишь на демонстрацию наркотических притонов и эротических садо-мазохистических сцен.

Вообще фильм изобилует сценами из различных клубов. По своей длительности они занимают примерно треть от общей продолжительности фильма. Как раз во время одной из таких сцен мне позвонили. Я поднял трубку. «Ты что в клубе?» - спросили меня. «Да нет. Я в кинотеатре», - ответил я. И тут мне пришла в голову мысль: «Может быть, я действительно нахожусь в клубе?» Несмотря на громкий звук я чуть было не задремал на сеансе от скуки. Ну да ладно. Поехали дальше.

Среди всего этого мракобесия появляются некие отщепенцы – «борцы за справедливость», руководимые весьма неординарным, но явно не интеллектуальным предводителем. Аллилуйя! Наконец-то я увижу в кино хоть какую-то борьбу! Ну, если и не борьбу добра со злом, (как часто бывает в фильмах такого рода) то хоть какую-нибудь борьбу! Ой… Кажется, меня опять обманули… Ничего подобного! Или кто-то сможет назвать видеоролик с совокупляющимися животными высокой борьбой?! Увы, но это даже не пародия. Это претензия на великое, но, к сожалению, уж слишком примитивная. Примитивная настолько, что не оставляет картине никаких шансов среди образованной публики. Но об этом после.

Хочется ещё поговорить об актёрском составе и режиссуре. Актёр Михаил Ефремов, явно снимавшийся в период между запоями, разочаровал в очередной раз. Хочется вспомнить Великого Олега Ефремова и поговорку про детей гениев. Данила Козловский старался изо всех сил, но поднять такой фильм на нормальный уровень ему не под силу. Есть актёры, способные одним своим присутствием изменить представление о фильме. Козловский, увы, не в их числе. Несмотря на все мои симпатии к нему, как к актёру, в последних кадрах фильма я искренне надеялся, что мусоросборочная машина перемелет его на фарш. Артур Смольянинов сыграл неплохо, но опять же, полного придурка. Получилось, может быть, и неплохо, но вот только оптимизма у меня это не вызвало.

Вся композиция фильма тождественна второсортным картинам прошлого века. Практически ничего нового не придумано. Берётся среда так называемых небожителей, в неё запихивают любовную историю (богатый-бедная – лучший вариант), добавляют криминала, немного псевдо философии и…. дело сделано.

Об авторе книги тоже хочется сказать пару слов. Давайте вспомним название фильма. Вспомнили? А теперь даю вам список основных «литературных» произведений Сергея Минаева: «Media Sapiens», «The Телки. Повесть о ненастоящей любви», «Р.А.Б. Антикризисный роман». Вам это ничего не напоминает? Вообще название книги «ДухLess. Повесть о ненастоящем человеке» явно претендует на какую-то большую высоту. Тут автор замахнулся на два бессмертных произведения Русской Литературы:  «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (кстати, всем рекомендую прочитать эти книги, а не тратить время на чтение минаевского опуса) и потерпел полнейшее фиаско. Сравнивать эти произведения не собираюсь, ибо с трудом могу отнести «Духless» в разряд литературы.

Подведём неутешительные итоги. Имеем фильм с примитивным сценарием, плохой режиссурой и неубедительной игрой актёров. Нужно ли его смотреть? Выбирать Вам. Но я бы не стал рекомендовать смотреть этот фильм даже в торрентах. Если у Вас, как и у меня, есть свободное время, а в кинотеатре, как назло, в этот час идёт «Духless» – сходите лучше в зоопарк!

И последнее. После просмотра фильма у меня в голове завис вопрос. Неужели наш отечественный кинематограф опустился до того, что больше не может предложить нам в категории «драма» ничего кроме Духlessа и прочих подобных ему фильмов? Ответ должны дать мы сами. Если не будем ходить в кинотеатры на такие фильмы, если не будем пополнять копилку производителей подобных мусорных фильмов, то тогда у нас появится надежда увидеть НАСТОЯЩЕЕ отечественное кино. Чего я Вам всем и желаю!

Всего вам доброго!