ГЛАВА ВТОРАЯ
ВО ВРЕМЕНА КАРЛА V
Смерть Изабеллы Кастильской. Вопрос престолонаследия.
Восстание коммунарес. О характере Карла V
В 1504 году умирает Изабелла Кастильская, пережив на целых семь
лет своего единственного сына – принца Хуана.
Арагон, по-прежнему, остается независимым. Кастильскую корону
наследует дочь Изабеллы – Хуана Безумная. Регентом которой, стано-
вится супруг Филипп, а после смерти Филиппа, ее отец Фернандо Ара-
гонский, который умрет в 1516 году.
Карл – внук Изабеллы и сын Хуаны Безумной, которая действи-
тельно была не в своем уме и содержалась в монастыре, провозгла-
шает себя 14 марта 1516 года королем Кастилии. Это вызывает край-
нее недовольство испанцев: «Как может сын при живой королеве-ма-
тери стать королем?!». Сеговия приняла сторону мятежников.
Во главе восставших горожан выступает испанский дворянин Хуан
Браво (1483-1521), женатый вторым браком на внучке Авраама Сени-
ора (Коронел) – Марии Коронел, дочери губернатора Сеговии – Иниго
Лопеса Коронел. (В этом браке у них родилось двое сыновей: Андре
Браво де Мендоза и Хуан Браво де Мендоза). Поддерживаемый выго-
дным союзом с дочерью губернатора города, Хуан Браво получает в
свое подчинение народное ополчение Сеговии, которое становится ос-
новной силой восстания.
Чтобы начать революцию Хуан демонстративно повесил на цен-
тральной площади королевского прокурора Родриго де Тордесильяса,
тем самым бросив вызов самому Императору Карлу V. Солдаты,
оставшиеся верными престолу, укрылись в замке испанских королей
Алькасаре, где были взяты в осаду бунтарями. Авторитет Браво среди
восставших поддерживался мужеством, смелостью, благородством,
демократичностью, а также деньгами его тестя – Иниго Лопеса Коронел.
После разгрома ополчения в апреле 1521 года в битве при Вильяларе,
восстание пошло на убыль. Хуан Браво попал в плен и на следующий
день был обезглавлен.
Сеговию захватывают войска Карла V. В городе начинаются масс-
совые репрессии, и дело доходит даже до разрушения городского
собора, но, благодаря заступничеству родственников, имеющих вес в
церковных кругах, Иниго Лопесу Коронело удается избежать казни.
Однако, Император Карл V, в наказание за поддержку мятежников,
отнял у него губернаторство в Сеговии, замки, земли, доходы с аренды,
оставив только двух слуг. 9 Иниго Лопес Коронел, не выдержав потери
любимого зятя и утраты положения в обществе, скончался в 1522 году в
Осуне. (Севилья, Андалусия). В 1522 году восстание было подавленно,
а Карл V решив проблемы с Кортесами, сохраняет за собой престол.
Император Карл был настоящим монархом в нашем понимании. Он
уже совсем не похож на средневекового короля. Это монарх новой
эпохи, который просит подать карту Европы с целью уточнения границ,
позвать писца, чтобы даровать подданным законы на несколько следу-
ющих веков. Получив в наследство от отца Филиппа герцога Бургунд-
ского – Нидерланды, а от бабушки Изабеллы Кастильской – Испанию,
Статуя Хуана Браво в
Сеговии
он зажал Европу в тиски своих владений. С избранием 28 июня 1519
года Императором Священной Римской Империей, его притязания на
самого великого и могучего государя Европы становятся достаточно
основательными.
Конкиста во времена Карла V
Конкиста во времена Карла V приобретает особый размах. В 1519
году Эрнан Кортес присоединяет к владениям Карла V Мексику. Эта
экспедиция была самой настоящей авантюрой: всего 518 пехотинцев,
16 всадников, несколько арбалетчиков, сотня матросов и пара сотен
рабов составили вс; его войско. А намеревались они захватить, ни
много ни мало: Империю ацтеков. Губернатор Кубы, понимая, что люди
отправляются на верную гибель, запретил военный поход. Но Эрнан
Кортес самовольно увел корабли с войском в море. И случилось чудо!
Горстка храбрецов покорила всю Мексику, взяла в плен императора
ацтеков и сумела добыть несметные сокровища. В последующие годы
отважные конкистадоры покоряют Перу и Чили. Так начинает сбываться
мечта Изабелла Кастильской и Фернандо Арагонского – Испания стано-
вится империей.
Не остались в стороне от походов конкистадоров и представители
славной фамилии Коронел. В 1508 году в Санто-Доминго прибыл Хуан
Коронел, родом из Севильи. Он принял участие в завоевание Пуэрто-
Рико в 1509 году, служил в Венесуэле и Панаме. В 1519 году Хуан от-
правляется на Кубу. После захвата Теночтитлана (Мехико), Коронел
служит в Энтрада Пануко. Он никогда не был в дружеских отношениях с
Кортесом.
В 1525 году он занимает пост прокурора в Медельине, а после в Ме-
хико. В 1515 году Хуан Коронел и Эльвира Фернандес поженились в
Пуэрто-Рико. У них родилось шесть детей: три девочки и три мальчика.
Старшего сына звали Матиас Коронел, который родился в 1550 году.10
Религиозная революция. Гуманисты и теологи
Время Карла V – эпоха гуманизма, реформации и инквизиции. Эти
три отправные точки – лишь ориентиры в духовной жизни тех лет.
Карл V пытается строить общеевропейскую монархию на основе
Священно-Римской Империи. Такая политика вынуждает Испанию к се-
рьезной борьбе с главным католическим конкурентом – Францией.
Именно с ней Испанская Империя в ходе длительных войн делит ита-
льянские земли, так и с германскими протестантами, а также с Портой
Оттоманской, которая в тот период переживает свой расцвет, и которой
совсем не чужда идея веротерпимости и просвещения. Война идет не
только на полях брани, но и на церковных кафедрах, в университетах,
типографиях. Слово «знание» в эпоху Императора Карла V весьма ча-
сто служит синонимом слову «истина». Уставшие от жадности и лжи
священников люди, требуют от Церкви обновления. Старое никого не
устраивает, а относительно нового царят разные взгляды: Одни, тре-
буют честности, не стяжательства, подвижничества; Другие – просве-
щения и образования; Третьи, усомнились во всем церковном учении,
призывая следовать одной только Библии.18 октября 1517 года Папа
Римский Лев X выпускает буллу, благословляющую продажу индуль-
генций. (Церковный документ, заменяющий наказание за грехи, де-
нежной выплатой). Индульгенции выдавались Ватиканом веками, но на
этот раз общество взорвалось. Профессор богословия Виттенбергского
университета Мартин Лютер прикрепил к церковным дверям проклама-
цию, содержащую «Девяносто пять тезисов», в которой он позволил
себе усомниться в роли Рима в деле спасения душ человеческих.
Так началась великая эпоха Реформации и борьбы с нею. Несмотря
на исторически смутное время вчерашние раввины, нынешние дворяне
Коронел процветали. Их таланты были востребованы новым обще-
ством, которое жаждало знаний чуть ли не сильнее золота.
Братья Майера Меламеда Коронел (возможно двоюродные – прим.
авторов) – Антонио Нуньес Коронел и Льюис Нуньес Коронел пред-
ставляют собой элиту европейского богословия.
Льюис Нуньес Коронел (рожденный не позже 1470 года), служит два
года Великим Инквизитором (Генерал Инквизитором Фландрии в 1520-
1522 годах). В 1523 году он оставляет этот пост, оставаясь священни-
ком и богословом. Начальное образование Льюис получает в универси-
тете Соломанки, с 1500 года учится вместе со своими братьями Фран-
циско и Антонио Нуньесами Коронел в Париже, где проявил незауряд-
ные способности в логике и философии. В 1504-1509 годах посещает
университет Сорбонны. В 1512 году он рукополагается в сан священ-
ника, а в 1514 году получает докторантуру. Годы, потраченные в Уни-
верситетах, не проходят для него напрасно: Льюиса Нуньеса Коронел
заметил сам король Карл V. И вот, вначале своей карьеры в 1520 году,
Льюис отправляется в свите Карла V во Фландрию, где становится про-
поведником. Результат этой поездки значителен; Льюис Нуньес полу-
чает должность Великого Инквизитора в Брюсселе, где и служит по
11
1522 год.
В истории Испании 1522 год – дата многозначительная, поскольку
именно тогда Император Карл V издает законы против лютеран – по-
следователей Мартина Лютера. И уже в 1523-ем году, в Нидерландах
костры инквизиции жгут первых мучеников новой веры. Но, несомненно,
гуманист и философ Льюис Нуньес Коронел считает недопустимым
казнить за религиозные взгляды. В пользу такого предположения, гово-
рят те сведения, которые нам удалось найти о нем в англоязычной ли-
тературе. В Брюсселе в 1520-1521 годах завязывается переписка Льюса
Нуньеса Коронел с великим философом-гуманистом Эразмом Роттер-
дамским, известным русскому читателю своим произведением «По-
хвала глупости». Эразм Роттердамский – Льюису Коронел:
«Уважаемый сэр Льюис Вивес, дал мне бегло набросок ваших замечатель-
ных качеств, зажег в моем сердце огонь желания, заполучить вашу дружбу.
Это желание сильно подогревал Людвиг Блэр, который с восторгом охаракте-
ризовал Вас, как богослова, литератора и элегантного математика. Как чело-
век, по нынешним временам, полный свежих мыслей и подлинно христианской
воли, Вы были известны мне ещ; из письма Ги Мориллона. Я сожалею, что не
располага ю дружбой таких людей, как Вы.
(Базель, 1522)».12
Примечательно, что философу Эразму Роттердамскому рекомен-
дует Льюиса Нуньеса Коронел, всемирно известный философ-гуманист
и педагог Хуан Льюис Вивес (6 марта 1492-6 мая 1540), происходивший
из семьи крещенных испанских евреев, друг Эразма Роттердамского и
Томаса Мора автора знаменитой «Утопии». Хуан Льюис Вивес вошел в
историю науки как первый философ, оценивший роль эксперимента в
познании и автор многочисленных работ по воспитанию детей.
В переписке с Роттердамским, Великий Инквизитор Льюис Нуньес
Коронел ссылается: «на нехватку времени из-за множества дел, чтобы
написать опровержение лютеранства», а в разговорах с Хуаном Льюи-
сом Вивесом, который просит его присутствовать на судебных заседа-
ниях Эразма, признается в своей недостаточной грамотности.13
Возможно, что это были лишь уловки: Льюис Нуньес Коронел не хо-
тел преследовать инакомыслящих.
Мы сознательно не рассказываем в этой книге о зверствах
инквизиции, добивавшейся признаний под пытками, сжигавшей
людей на кострах. Об этом написано множество книг. Мы хотим
обратить внимание наших читателей на совершенно иной
факт, мало освещенный в русской литературе.
Испанская инквизиция являвшаяся пережитком раннего средневе-
ковья, возродившимся в результате алчности и амбиций королей, по-
ставила себе на службу самых образованных людей того времени, ко-
торые смогли донести до инквизиторов идеи права и гуманизма, не-
смотря на многочисленную среду подлецов и мракобесов среди цер-
ковнослужителей. В самом начале правления Карла V стоял вопрос о
том, что инквизиция – суд, а не расправа на основе голословных обви-
нений. Тогда к обвиняемым начали пускать родственников, давать ад-
вокатов.
Проверялись свидетели: не были ли они людьми порочными, могли
ли видеть и слышать то, о чем свидетельствовали? Как результат та-
кого новшества и возникли оправдательные приговоры.
Дальнейшая деятельность Льюиса Коронел непрерывно связана с
Эразмом Роттердамским. Сохранилось письмо от 1526 года к Льюису
Нуньесу Коронел от монаха Альфонсо Фернандеса:
«Преосвященнейший и благородный господин, после публикации Эразмом
Роттердамским «Enchiridion» на испанском языке, который Вы, ваша ми-
лость определили, как весьма полезную и благонравную книгу, я поручил напе-
чатать в Алькала и послать Вам вместе с моим письмом две пачки копий.
Одна для благоговейного господина Архиепископа, другая – для вашей милости.
Я считаю свою миссию, выполненной. Теперь хорошо будет для вашей свет-
лости узнать, что францисканский священник в городе Фрай Хуан-де-Сан-
Висенте, в большей степени пустослов, чем ученый, пытается разжечь город
публичными проповедями, как он уже сделал однажды в Комунерос ( Муни-
ципалитет в Кастилии – прим. авторов). В день памяти преподобного
Антония, когда духовенство и горожане, и люди из провинций собрались в
кафедральном соборе, он произнес бесчисленные хулы на книги Эразма, говоря,
что в них содержатся тысячи ересей. Кроме того, он раздавал прокламации,
доставая их из складок одежды, и прикрепил одну булавкой к стене кафедры. Я
считаю, что копия этого документа должна быть выслана Вам из Алькала,
но я прилагаю ещ; одну, дабы Вы, Ваша милость могли е; видеть. На
следующий день я пошел на публичное обсуждение, но никто не встал, чтобы
участвовать в диспуте, поскольку все они – братья, кроме того, в резолюции не
содержится никаких конкретных вопросов для обсуждения. Затем, монах
взмахнул документом, содержащим около десятка статей, котор ые взяты из
Paraclesis, и т.д. (Paraklesis – молитва о здравии, как правило, к Богородице,
но может быть и к любому святому – прим. авторов). Я клянусь Вам (Бог
мне свидетель!), что из десятка статей не было ни одной, что бы можно было
понять; и Эразм не скажет, что приписываемое ему – действительно правда,
в некоторых главах он говорит прямо противоположное.
В конце концов, я решил выступить против него лицом к лицу, с хорошими
аргументами, и без использования софистики. Когда все услышали мои аргу-
менты, поняли суть вопроса и узнали об осмотрительности, оказываемой ва-
шим преподобием в предварительном изучении книг.
Когда они увидели, что Вы на то меня уполномочили, и что правдой не
было ничего, из сказанного монахом, а лишь передергивания и плохие манеры,
этот священник прошипел, и высмеял меня на глазах у всех присутствующих,
и прекратил диспут. Но он не остыл после спора и даже входит в дома всех
здешних вельмож, выступая публично и конфиденциально против Эразма и
против власти господина Архиепископа и членов Совета. Он осмелился ска-
зать, что они были неправы в утверждении книги Эразма к публикации.
Истиной является то, что каждый из нас жаждет запретного. Деяте-
льность оного священника заключается в том, чтобы тот, кто ничего не
слышал об Эразме, никогда бы не открыл его книгу, а больше он ничего не чи-
тал, кроме «Enchiridion». Хотя я и живу здесь, но не являюсь главным постра-
давшим в этом деле. Бога и Церковь наибольшим образом затрагивает автор,
который вредит себе, пороча доктрину, которая может быть полезна многим
христианам, а члены совета – скромные монахи; Надо быть немного умнее
глупца, чтобы осудить за ересь защитников христианской религии, людей поль-
зующихся авторитетом в обществе. И это касается не в последнюю очередь и
Ваше Преосвященство, чьи утверждения и рекомендации книги Эразма были
опубликованы. Конечно, если этот человек говорит совершенное безумие или не-
которые вещи из детского катехизиса, очевидно, ему не придется рассчитывать
на широкую поддержку публики. Но высказывания его, до сих пор, никем не
оспаривались, очевидно, в надежде, что его речам не будет придано значение.
Я пишу вам, Ваша Милость, дабы информировать через Вас господина
Архиепископа, а также членов Совета, чтобы Вы его наказали или, по край-
ней мере, восстановили с амвона честь тех, кого он опорочил. Искренне наде-
юсь, что Вы согласитесь со мной, и окажите тем самым услугу Господу, что
заглушит мою невежливость и назойливость. Да сохранит Вас Господь! С
нижайшим поклоном,
Паленция. 10 сентября 1526.
Целую Вашу Светлость.
Ваш слуга Алонсо Фернандес».14
В 1527 году Льюис Нуньес Коронел становится секретарем Архиепи-
скопа Севильи Альфонсо Монрегуа, и в том же году, согласно письму
Хуана Луиса Вивеса к Эразму Роттердамскому, Льюис назначается на
должность епископа в Лас-Пальмас на Канарских островах. Архиепи-
скоп Монрегуа использовал познания в логике и богословии Льюиса
Нуньеса в своих целях. Например, в 1527 году он посылает Льюиса
Коронел с тайной миссией в Толедо, с целью помочь арестованному
инквизицией г-ну Ортису.
6 апреля 1529 года, Франциско Ортис, поднялся на кафедру в Сан-
Хуан-де-лос-Рейес в Толедо и прочитал столь яркую проповедь, что
монах-францисканец стащил его с кафедры, а испанские инквизиторы
тут же бросили в тюрьму. Целью поездки г-на Льюиса Коронел было
показать Ортису ошибки в его рассуждениях и заставить отказаться от
своих утверждений так, чтобы дело не приняло трагический оборот. По
прибытии в Толедо, Льюис Коронел использует свои познания в логике,
дабы отвести максимум обвинений от Ортиса. Согласно линии защиты,
построенной Льюисом Нуньесом: суду стало ясно, что по некоторым
пунктам Франциско Ортис не утверждал того, в чем его обвиняют, что
некоторые свидетели весьма сомнительны.
Инквизиция, конечно же, заставила Ортиса публично отказаться от
своих взглядов, покаяться в неповиновении священноначалию, в по-
мощи еретикам и запретила в течение пяти лет читать проповеди.
Его препроводили во францисканский монастырь Торрекагуна, слу-
живший тюрьмой. Но в те времена, это был весьма благополучный ис-
ход дела. Процесс над Ортисом длился с 1529 по 1532 год.15 Скончался
Льюис Нуньес Коронел – Великий Инквизитор Фландрии, епископ Ка-
нарских островов, математик и философ-гуманист в 1531 году, за год до
оглашения приговора Франциско Ортису.
Известно и еще об одном теологе Пабло Коронел – брате Авраама
Сениора (Коронел), который, как и он родился в Сеговии. Пабло принял
католическую веру гораздо раньше Дона Авраама, еще до изгнания ев-
реев из Испании в 1492 году, сохраняя фамилию Сениор. После креще-
ния его старшего брата Дона Авраама, он также принял дворянскую
фамилию Коронел. Получил образование раввина, был знатоком иври-
та, библейской литературы и поэтому его назначили профессором
иврита в университет Саламанки.
Пабло Коронел помогал Кардиналу Хименсу в издании библейских
книг на трех языках: иврите, греческом и латыни. Это первый вклад в
сравнительную библеистику. Теперь богословы могли самостоятельно
построчно сверять оригинал с переводом, тем самым, проясняя ряд
спорных вопросов. До этого им приходилось использовать рукописные
свитки, которые были достаточно редкими, дорогими и зачастую содер-
жали ошибки. Богословские традиции в семье Коронел были доста-
точно крепкие. Сын Авраама Сениора (Коронел) – Пабло Нуньес Коро-
нел (1488–1534), (племянник Пабло Коронел – издателя многоязыковой
Библии), преподавал теологию в университете Сорбонны, и тоже, как и
Великий Инквизитор Фландрии, Льюис состоял в переписке с Эразмом
Роттердамским.
Нам известен еще один теолог из этой семьи – Григорио Нуньес Ко-
ронел, который родился в Португалии, (годы жизни с 1548 по 1620).
В раннем возрасте он постригается в монахи Ордена Святого Авгу-
стина в одном из монастырей Португалии. Вскоре после своего рукопо-
ложения в священники он стал знаменит как глубокий богослов и яркий
проповедник. В зените славы Григорио покидает Португалию, стано-
вится священником и проповедником при дворе Герцога Савойского.
Его вызывают в Рим, где он защищает степень доктора богословия.
Он много проповедует в Риме, как раз в то время, когда католическую
Церковь раздирают споры между иезуитами и доминиканцами о дей-
ствии Божественной Благодати. (Считалось, что во время церковных
таинств, сам Святой Дух невидимым образом присутствует и совершает
определенные действия – это и есть проявление Божественной Благо-
дати). Благодаря своей известности, Григорио Нуньес Коронел стано-
вится секретарем Папы Климента VIII. Эту должность за ним оставляет
и следующий Папа – Пауль V. Но из-за преклонного возраста, (тогда
Григорио было уже шестьдесят лет), он отказывается от столь почет-
ного поста. В 1620 году Григорио Нуньес Коронел принимает участие в
собрании ордена монахов-августинцев, в качестве представителя Сар-
динии.16
читать далее
Джулия Коронелли, Евгений Иванов 2011