И. Хохлов - Хоругвь Новгородского ополчения 1812 г

Александр Одиноков 2
   ИЗ журнала "СОФИЯ". № 3. 2012 г. С. 16 - 18               

                Илья Владимирович Хохлов — Великий Новгород

                Хоругвь Новгородского ополчения 1812 года

     Одной из наиболее ценных реликвий эпохи Отечественной войны 1812 г. в Новгородском музее является хоругвь Новгородского ополчения, сопровождавшая ратников в боях 1812—1813 гг. Полотнище хоругви изготовлено из шелка (шелк ввиду ветхости дублирован на реставрационную основу), имеет прямоугольную форму, с двумя косицами. В центре с обеих сторон помещены вышитые золотом и шелком на красном полубархате иконы: с одной стороны—Знамения Божией Матери, на другой — святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, с вышитыми тропарями. Бархатные вставки по периметру обрамлены каймой из блесток и фольги в виде растительного орнамента с розетками по углам. Под вставкой с каждой стороны вышита надпись: «1812-й годъ». Полотнище прикреплено к деревянной перекладине. К концам перекладины прикреплены два витых шнура с кистями на концах.

     В большинстве губерний, где в 1812 г. формировались части ополчения, им выдавались знамена произвольного образца. В некоторых случаях в этом качестве выступали церковные хоругви. Так, Московскому ополчению были выданы две церковные хоругви с написанными красками образами Вознесения Господня и Успения Божьей Матери на одной, Преображения Господня и святителя Николая на другой. Для Калужского ополчения хоругвь, по всей видимости, была изготовлена специально. На одной ее стороне красками была изображена икона Калужской Божией Матери, на другой — св. преподобного Лаврентия, калужского чудотворца (1). Знаменами Новгородского ополчения также стали церковные хоругви. С просьбой о выдаче их новгородским ополченцам новгородский губернатор П. И. Сумароков обратился к преосвященному Иоасафу, викарию новгородскому и епископу старорусскому, отмечая, что «таковые знамена, носящие на себе изображения Спасителя, Богородицы или святых, послужили бы верным залогом и к усердию, и к охранению их кровью» (2). Точное количество хоругвей, выданных Новгородскому ополчению, не-известно. Вероятнее всего, их было несколько. Так, например, каждой дружине Петербургского ополчения предполагалось выдать по два знамени (3).

    Символика ополченческой хоругви, хранящейся в Новгородском музее, по всей видимости, не случайна. Знаменская икона Божией Матери традиционно считалась покровительницей Новгорода. С ней связана легенда о заступничестве Пресвятой Богородицы во время битвы новгородцев с суздальцами (точнее, объединенным войском нескольких русских княжеств) в 1170 г. (4) С этой же легендой литературная традиция связывает деятельность новгородского архиепископа Иоанна (в миру Илья), канонизированного в XV в. (5). Культ почитания Знаменской иконы Божией Матери окончательно оформился к XIV в., в период обострения новгородско-московских отношений (Москва воспринималась как преемница общерусской политической власти Суздаля)(6). Впоследствии идеологическая составляющая легенды претерпела изменения, и к XIX в. Знаменская икона Божией Матери воспринималась жителями Новгорода как заступница города и покровительница «новгородских » воинских формирований. Так, 4 августа 1877 г. новгородцы напутствовали образом Чудотворной иконы Знаменской Божией Матери отправлявшийся в поход лейб-гвардии Драгунский полк(7). Выступавший из Новгорода на Дальний Восток 85-й пехотный Выборгский полк 3 июля 1904 г. был благословлен специально принесенной для этого из Знеменского собора на полковой плац чудотворной иконой XII в.(8), а 8 июля получил ее образ в качестве благословения от горожан(9).

     Хоругви сопровождали новгородских ополченцев в главном для них боевом деле — осаде неприятельской крепости Данциг в 1813 г. Большие потери, понесенные ополчением (особенно много ополченцев погибло от болезней) вынудили командование провести его реорганизацию. В мае 1813 г, из двенадцати дружин были образованы четыре сводные, составившие две бригады вместо четырех прежних. При этом, по словам очевидца, «церковные хоругви, бывшие прежде в каждой бригаде вместо знамен, с честью относимы в главную квартиру Его Высочества (генерал от кавалерии герцог Александр Вюртембергский. — И.Х.)»(10). Вероятно, имелись в виду хоругви, оставшиеся излишними в связи с сокращением числа бригад.

     22 января 1814 г. Новгородское ополчение было распущено и 8 июня 1814 г. вступило в Новгород. Одна из хоругвей была сдана на хранение в Софийский собор(11). Туда же вернулась еще одна святыня, сопровождавшая новгородских ополченцев в походе — икона Владимирской Божией Матери. При формировании ополчения икона была дана ему в благословение из Софийского собора. 20 мая 1814 г. для иконы иждивением бывших ополченцев была изготовлена вызолоченная серебряная риза весом 2 фунта и 34 золотника и стоимостью 560 рублей. Хранилась икона в киоте красного дерева, за стеклом(12). В 1855 г., когда в Новгородской губернии в связи с Крымской войной вновь началось формирование ополченческих дружин, хоругвь и икона 1812 г. вновь на время покинули собор. Хоругвь была выдана дружине № 6, формировавшейся в Новгороде(13). Остальные дружины получили знамена специально установленного для ополчения образца.

     В боевых действиях во время этой кампании Новгородское ополчение участия не принимало. 11 июня дружины № 6, 7, 8 и стрелковая № 5 выступили со сборных пунктов в Санкт-Петербург, где состоялся их Высочайший смотр. Остальные четыре дружины отправились в Ригу, на соединение с Балтийским корпусом (дружины № 9 и 10 выступили 15 июня, № 11 и 12— 18 июня) (14), где несли службу по охране балтийского побережья от возможной высадки неприятельского десанта. 5 апреля следующего года император утвердил Положение о роспуске Государственного подвижного ополчения (15). В соответствии с ним, пожалованные дружинам знамена образца 1855 г. должны были перед выступлением в обратный поход или в его начале вместе с ружьями сдаваться в указанные Военным министерством места, а оттуда по распоряжению Артиллерийского департамента препровождаться на хранение в ближайшие арсеналы. При этом к каждому знамени должна была крепиться табличка с указанием номера дружины, даты пожалования и «похода или достопримечательных военных действий, в которых дружина принимала участие»(16). Старые знамена ополчения 1812 г., которые с высочайшего разрешения были выданы из местных соборов некоторым дружинам в 1855 г., возвращались на прежние места с прикреплением таких же табличек. Однако 3 мая того же года было предписано все ополченческие знамена, включая те, что уже были сданы в арсеналы, передать на хранение в соборы губернских городов(17). Еще до этого заведующий санкт-петербургскими и новгородскими дружинами Государственного подвижного ополчения генерал-адъютант Демидов «словесно приказал» знамена дружин № 7 и 8, а также стрелковой № 5 тоже сдать на хранение в Софийский собор (18). Такой порядок сдачи знамен был подтвержден указом Св. Синода № 4619 от 15 мая 1856 г., предписывавшим хранить знамена дружин ополчения в соборах губернских городов(19).

     25 апреля, в Новгороде состоялась встреча трех дружин и принятие их знамен. Торжество состоялось в теплом кафедральном соборе. Окропив знамена и ратников при входе в храм святой водой, духовенство отслужило благодарственное молебствие с провозглашением многолетия «государю императору и августейшей фамилии, христолюбивому всероссийскому воинству и Новгородским дружинам ополчения»(20). Знамена были поставлены «в теплом соборе подле столбов», а хоругвь — на прежнее место(21). В последующее время в собор, вероятно, были сданы знамена и других дружин, так как в документе 1914 г. упоминаются хранящиеся в Софийском соборе семь знамен ополчения 1855-1856 гг.(22) В начале XX в. знамена и хоругвь хранились на хорах Софийского собора (знамена — в северо-восточном углу, хоругвь — в северном), «полотнища их свесились в самый храм» (23).

     Дальнейшая судьба ополченческих знамен образца 1855 г., хранившихся в Софийском соборе, неизвестна. Вероятно все они (или часть) были выданы дружинам ополчения, формировавшимся в губернии в 1914 г. Ввиду многочисленных ходатайств о выдаче во вновь сформированные дружины знамен 1855 г., хранившихся в губернских соборах, император 24 августа 1914 г. разрешил выдавать их дружинам, сформированным в соответствующих губерниях. Тем же городам и губерниям, где не было старых ополченческих знамен, было разрешено за свой счет изготавливать их по образцу знамен 1855 г.(24) 27 сентября 1914 г. Валдайское городское общественное управление возбудило ходатайство перед новгородским губернатором и настоятелем Софийского собора о выдаче, сформированной в Валдае 347-й пешей Новгородской дружине одного из знамен образца 1855 г., хранившихся в соборе(25). Вероятнее всего, ходатайство было удовлетворено.

     Хоругвь Новгородского ополчения 1812 г., вероятно, продолжала храниться в Софийском соборе. Позднее она попала в фонды Новгородского музея, где хранится и по сей день.
_________________________
(1) Струков Д. П. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии. Т. III. 1801-1855 гг. СПб., 1902. С. 66-67.
(2) Фиников В. Участие Новгородской семинарии и вообще духовно-учебных заведений Новгородской епархии в событиях 1812 г. // Новгородские епархиальные ведомости. 1912. № 42. С. 1429.
(3) Рапорт М. И. Кутузова Александру I о раздаче знамен частям Петербургского ополчения. 19 июля 1812 г. // М. И. Кутузов. Сборник документов. Т. IV. Ч. 1.М., 1954.С.15-16.
(4) Свердлов М. Б. Битва новгородцев с суздальцами 1170 // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2009. С. 96.
(5) Хорошев А. С. Иоанн (в миру Илья) // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2009. С. 224.
(6) Подробнее об этом см.: «Знаменская легенда»—пример идеологического противостояния Москвы и Новгорода в XIX в. // Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода, М., 2008. С. 243—256.
(7) Дубовский В. Ф., ГулъковскийН. П., Свищевский И. Т. Описание похода лейб-гвардии Драгунского полка в Турецкую кампанию 1877-1878 гг. СПб., 1880. С. 5.
(8) Волховский листок. 1904. № 260. С. 3.
(9) Выступление на Дальний Восток 85-го пехотного полка// Волховский листок. 1904. № 263. С. 2-3.
(10) Штейнгелъ В. И. Записки касательно составления и самого похода Санкт-Петербургского ополчения против врагов Отечества в 1812 и 1813 годах. СПб., 1814. С. 66.
(11) Аашков Н. Новгородское ополчение 1812 года и памятник ему в Новгороде // Русская старина. 1912. Кн. IX. С. 398.
(12) Соловьев П. Описание новгородского Софийского собора. СПб., 1858. С. 69-70.
(13) Новгородские губернские ведомости. 1861. № 41. С. 347.
(14) Рапорт начальника Новгородской губернии министру внутренних дел. 21 июля 1855 г. // Государственный архив Новгородской области (далее — ГАНО). Ф. 138. Оп. 1. Д. 1581. Л. 420 об.-421.
(15) См.: Высочайше утвержденное Положение о роспуске Государственного подвижного ополчения. 5 апреля 1856 г. // Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). Собр. 2. Т. XXXI. Отд. 1. СПб., 1857. С. 180-194.
(16) Там же. С. 194.
(17) Сенатский указ о сдаче знамен Государственного подвижного ополчения // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XXXI. Отд. 1. СПб., 1857. С. 263.
(18) Рапорт начальника Стрелковой дружины № 5-й Государственного подвижного ополчения Новгородской губернии преосвященнейшему Иоанникию, епископу Старорусскому. 25 апреля 1856 г.// Отдел письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника {далее — ОПИ НГОМЗ). Ф. 11.Д.40.Л. 39.
(19) Указ Новгородской духовной консистории о. протоиерею новгородского кафедрального собора В. Богословскому// ОПИ НГОМЗ. Ф. 11. Д. 40. Л. 55.
(20) ОПИ НГОМЗ. Ф. 11. Д. 40. Л. 39.
(21) Донесение настоятеля Софийского собора протоиерея В. Богословского митрополиту Санкт-петербургскому и Новгородскому об установлении в Софийском соборе сданных на хранение знамён Новгородских дружин Государственного ополчения. 27 мая 1856 г. // ОПИ НГМЗ. Ф. 11. Д. 242. Л. 5.
(22) Отношение Валдайского городского общественного управления настоятелю Софийского собора о передаче им из числа хранящихся в соборе ополченческих знамён 1855 г. знамени дружины, сформированной в Валдае. 27 сентября 1914 г. // ОПИ НГОМЗ. Ф. 11. Д. 252. Л. 1.
(23) Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Новгород, 1910. С. 50.
(24) Разведчик. 1914. № 1248. С. 656.
(25) Отношение Валдайского городского общественного управления настоятелю Софийского собора о передаче им из числа хранящихся в соборе ополченческих знамён 1855 г. знамени дружины, сформированной в Валдае. 27 сентября 1914 г. // ОПИ НГОМЗ. Ф. 11. Д. 252. Л. 1-1 об.

Подготовка публикации: А.Н. Одинокова.