Глава Спасение

Любовь Лерман Закатова
      Спасение - в восстановлении управляемости экономикой. Нужно найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием - в этом ключ к реформам. В рыночной экономике установление прочных связей по горизонтам имеет большее значение, чем укрепление вертикальной связи, о чём и печётся аппарат. Мы ушли от плановой экономики, но не пришли к экономическому планированию. Нам необходимо знать что строить. Речь может идти о посткапитализме, социализме (особой его разновидности), о капитализме и неокапитализме. Естественно, всякие "измы" анахронизм, но, тем не менее, нужно определить куда идти.

     Что касается экономической модели, к которой необходимо стремиться, то здесь разговор идёт о смешанной( с точки зрения взаимодействия форм собственности, плана и рынка) социально ориентированной либеральной экономике.Но ведь ничего не делается. Мы не только не начали приватизацию, мы даже не прошли стадию предприватизационных мер. Коммерционализация, корпоратизация, аренда, закрытое акционирование, выкуп трудовым коллективом - всё идёт с огромным трудом. Аренда с выкупом блокируется. На декрет о корпоратизации -  земельная реформа хороша в центре и на местах особенно.В то же время дикую либерализацию цен называют рынком. Вот что печально. К тому же в нас сидит социалистический синдром. Если коммерция, то всем гуртом, если приватизировать - то всем поровну. Уже проверено, что только 5-7% населения могут успешно заниматься предпринимательской деятельностью. А у нас корпоратизация была привилегией директоров.

      И всё-таки, я даже сейчас не считаю ситуацию безнадёжной. Я сторонник пакетного подхода к проведению реформ. Остановить гиперинфляцию, внеся изменения в финансовую, кредитную, бюджетную, денежную политику, решив вопрос с введением национальной валюты.Нужно трансформировать отношения собственности, включая собственность на средства производства и землю. Это самое трудное. Но только на основе класса собственников может быть создана система эффективных стимулов к труду. Осуществить возможно запуск широко разветвлённой и эффективной программы поддержки предпринимательства. Найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием. Дать толчёк структурной перестройке экономики на основе инновационной инвестиционной деятельности. И последнее решение:децентрализация и регионализация экономики, где необходимо дать максимум самостоятельности регионам, предприятиям. Сместить акцент с макро- на микроэкономику. Оживить предприятия при условии, что правительство, если не будет помогать, то и не будет мешать людям решать проблемы на местах. Так как местные проблемы держат нас за горло.

       Основные симптомы нашей болезни (Владимир Черняк, доктор экономики, Киев):
     Тяжёлая болезнь экономики. Первый симптом - спад производства. За три года национальный доход сократился на 40% больше, чем в войну.Сильнее всего страдают отрасль товаров народного потребления, которое сократилось уже в 1992 году на 10,5%, а 1993 г. на 15,2%. Народное хозяйство отброшено на 7-10 лет, а сейчас и на все 15. Спад на фоне угасания инвестиций и инноваций. У нас нет накопления основных производственных фондов. Износ фондов превышает их ввод. Это признак разрушения экономики, покуда заниматься инвестициями и инновациями невыгодно из-за инфляции, обозначающей второй симптом болезни.

     Гиперинфляция.
     При таких условиях выгодно заниматься игрой на разнице цен и валютных курсов. Движение денег не опосредует движение товаров. Немыслимое положение создаётся тогда, когда спад производства сочетается с ростом товарных запасов.
   
     Третий симптом - дефицит финансовых ресурсов. огромная эмиссия за прошлый год в 42 раза.

     Четвёртый симптом - рост цен на энергоносители.

     Пятый симптом - снижение жизненного уровня, где покупательная способность зарплат сократилась в 8-10 раз.

     Да, переход от старого к новому уровню не может быть безболезненным. Неэффективная экономика на фоне некомпетентности и незаинтересованности.Меньше транжирили, меньше крали. Опыт стран выкарабкивающихся из кризиса свидетельствует, что это всё было сделано на основе глубочайшего общественного согласия, как происходило в Израиле. Собрались представители правительства, профсоюзов и предпринимателей, и договорились между собой, что в течение полутора лет правительство не повышает цены, налоги, сборы, и не снижает заработную плату. Профсоюзы не требуют её повышения, а предприниматели не поднимают цены. При этом возобновляется система индексации. Правительство выпускает облигации (долговые обязательства),чтобы сохранить накопления людей. Но главное - согласие политических сил, без которого реформы обречены на провал. Ещё один важный вывод: должны быть созданы четыре основных компонента экономической реформы. Это:
    1) стабилизация на основе изменения в финансовой, кредитной, бюджетной политике;
    2) создание рыночной системы, конструирование рыночных механизмов;
    3) приватизация;
    4) интеграция национальной экономики в региональную, ну а затем и в мировую.
    Без этих четырёх условий из кризиса нельзя выйти. То, что цены буквально взвинчивают, это плохо. Необходима конкурентноспособность, для чего нужны новые технологии и стимулы к труду. Повышать степень экономической и энергетической самодостаточности. Главная опасность исходит не от тех, кто тормозит реформы, а от тех, кто проводит политику повышения цен и замораживания зарплаты. Всё зависит от правительств и в большей степени господствующих на рынке монополий, которые любые затраты, любую бесхозяйственность, воровство списывают на издержки производства и вздувают цены. Правительство сосредотачивает усилия не на стимулировании производства и обуздании инфляции, а на замораживание зарплаты. Такая попытка власти спасти волосы а не голову говорит о многом. Считаю, что это бездарно!