Шолом-Алейхем и Тевье-молочник

Алексей Миловер
Шолом-Алейхем и "Тевье-молочник" - взгляд русского человека.

Зачем есть на свете литература? Не каждый писатель даёт интервью с ответом на этот вопрос, но каждый отвечает на него своим творчеством. Шолом-Алейхем, как, наверное, почти все классики мировой литературы, отвечает так: чтобы мир стал добрее. Шолом-Алейхем рассказывает о своём народе, а он любит свой народ и заражает читателя этой любовью. Теперь зададимся непростым вопросом: как он это делает? Возьмем для примера (может не самого яркого)повесть "Тевье-молочник".

Кто это? Просто болтливый еврей, любящий по любому поводу привести цитату из священных книг, да к тому же почти нищий, да к тому же отец семерых(!) дочерей, да к тому же... Этих "да к тому же" можно набрать немало, но и перечисленных хватит, чтобы понять, что перед нами не самый удачливый представитель еврейского народа. Чего стоят только его семь дочерей. Это семь женихов, семь приданых, семь тяжёлых женских судеб, камнями ложащихся на отцовское сердце. И при этом ни одного работника, ни одного наследника (да и какое наследство?), даже в синагогу на Пасху приходится одному идти (женщинам нельзя). Да и судьба у каждой такая, что и не позавидуешь. Одна - молодая вдова, другая - за ссыльным, третья - в воду, четвертая - по расчёту... Какая уж тут доброта, какой юмор? И когда вот так перечислишь все эти бедствия и несчастья, свалившиеся на голову бедного еврея-молочника, то даже не по себе становится: неужели всё это действительно было в книге, и книга при этом осталась доброй, светлой, ласковой и жизнерадостной?

Что это за чудо такое, когда в самом большом горе вдруг обнаруживается неунывающая ниточка, выводящая на неунывающую дорогу жизни. Говорят, уныние - самый большой грех. Так вот, он автору совсем не свойственен.

Удивительно своеобразный юмор у Шолом-Алейхема: у Гоголя - обличающий, у Салтыкова-Щедрина - саркастический, у Чехова - мягкий, у Зощенко - издевательский. А у Шолом-Алейхема - не такой, не такой и не такой... А какой? Самоироничный. Он смеётся над собой, над своим многострадальным народом, даже над своей верой. Но смеётся так, что начинаешь это любить. Гоголь вызывал раскаяние, Салтыков-Щедрин - праведный гнев, Чехов - добрый смех, Зощенко - презрение. А Шолом-Алейхем - любовь!

Если вы почему-либо не любите евреев, или наоборот - слишком любите, в общем, если вас волнует еврейский вопрос, то эта книга - ваше лекарство.