История Званного Краткий вариант

Иван Сущенко-Званный
История села Званное
Глушковского района Курской области
Посвящается моей классной руководительнице Александре Лукьяновне Бартышевой

Всех, кого заинтересовала история села и кто желает дополнить ее своими сведениями, в том числе о своей семье, прошу отправлять материалы по электронному адресу ivansim1950i@mail.ru или найти Сущенко Ивана Михайловича на сайте "Одноклассники". Мои телефоны: д.8 71431 9-41-99; моб. 8 7777 959402. В конце "Истории..." есть кнопка "Рецензии" - вы можете нажать на нее и оставить свой отзыв или любой другой текст. Заранее благодарен всем, кто выскажет свое мнение об этой, во многом коллективной, работе.



В связи с тем, что полный текст истории села Званного составляет более 200 страниц, по просьбе читателей публикую краткий вариан истории, в котором есть оглавление полного варианта и некоторые его главы.



Оглавление

Предисловие
О любви к малой родине
О начале изучения истории села Званное
Народное предание об основании села Званное
История  окрестностей села Званное до его основания
О национальной принадлежности первопоселенцев села Званное
Освоение «Дикого поля»
Историческая эпоха в период основания Званного (XVII век)
История Слобожанщины
Основание села Званное
Конфликт с путивльскими помещиками (1695-1706)
Экономика Слобожанщины
Социальный состав казаков Слобожанщины
История «Фабрыщины» и «Трубыщины» (XVIII – пер. пол. XIX века)
Званное в период отмены крепостного права (реформа 1861 года) и в пореформенный период до начала XX века.
Званное в период Первой мировой войны (1914-1917)
Установление Советской власти в Званном и период гражданской войны (1917-1920)
Званное в период НЭПа (1921-1928 годы)
Коллективизация в Званном
Званное в оккупации в период Великой Отечественной войны
Званное в послеокупационный и послевоенный периоды (1944-1953)
Село в период хрущевских реформ в сельском хозяйстве (1953-1964 гг.)
Званное в период брежневского застоя и перестройки
(1964-1991 гг.)
Село Званное с 1991 года по настоящее время
Быт и окрестности села Званное
Круг жизни и сезонный круг
Традиции, обычаи и поверья
О детских играх
Заключение

Краткая история села Званное ( для тех, кто не осилит 200 страниц полного варианта)

За свою историю Званное пережило несколько эпох. Были времена, когда большинство сельчан чувствовало свободу и имело возможности жить в достатке, но более чем за три с половиной века такого «життя» наберется всего несколько десятилетий.  Это не означает, что в остальные времена был сплошной беспросвет, и люди не знали счастья любви, удовлетворения от своего труда, не имели возможности любоваться красотой своего края, не пели песни на праздниках и свадьбах. Речь о том, что у простого народа не безоблачно складывались отношения с элитой общества (как говорят марксисты – с господствующим классом) и с государством.
Автор этих строк не бесстрастный хронист, он родился и вырос в Званном и никогда не терял связи с селом, его людьми. Любовь к своей малой родине он пронес через всю жизнь. Кто-то может сказать, что такая эмоциональная связь с описываемым объектом может повлиять на объективность описания. Вполне допускаю, что так оно и может быть, но, тем не менее, автор старался придерживаться фактов и свои убеждения доказывает с помощью документов и фактов.
 По образованию автор историк, привык работать в архивах, научная литература всегда находится на столе. Вторая профессия журналиста способствует оформлять текст. Быть объективным мне помогает расстояние: большую часть своей жизни я провел за две тысячи километров от своего родного села. Было время, когда бывал в нем по два раза в году, в последние два десятилетия такие посещения стали значительно реже. Ну, так что ж? - Тем виднее перемены, которые происходят в Званном. Тот, кто находится в процессе часто не замечает происходящих изменений - большое видится на расстоянии.
Любовь к родному селу и его людям, помогала собирать материал вместе с моими единомышленниками, высвечивать из тьмы веков тот путь, по которому шли предки. Теперь этот путь перед читателями. Коренные жители Званного будут знать свои корни, будут понимать, что ни один народ в мире не падает готовым с неба, а рождается, живет и развивается на этой грешной земле, которую дал Господь.
 Бесспорно коренные званновцы по происхождению украинцы. В настоящее время они, конечно, сильно русифицированы, но только по языку. Менталитет меняется медленнее, сказываются гены, бытовые привычки и семейные традиции. Знание – свет, оно помогает жить. Знание об украинском происхождении предков поможет каждому лучше осознать, понять себя. Работа местного органа власти и энтузиастов Дома культуры по возрождению украинских народных традиций принесет только пользу всем: и местному люду, и государству Российскому. К этому надо бы приложить крепкие, по-настоящему братские отношения с соседней Украиной. Жители Званного, Карыжа,  Ходяковки, и Кульбак, и других сел Глушковского района всегда считали Русское государство своим родным, это впитывалось с молоком матери.
Село Званное возникло в 1656 году на землях путивльских и рыльских помещиков, которые получили наделы от Московских государей на территории бывшего «Дикого поля». Само возникновение села связано с процессами, которые происходили в это время в Речи Посполитой, где украинское население притеснялось шляхтой по национальному, религиозному признакам и экономически угнеталось. В результате присоединения Украины к России во времена Богдана Хмельницкого появилась возможность переселиться на территорию братского Русского государства и получить при этом казацкую вольность. Основали село выходцы с восточной и  западной Украины. В течение самых первых двадцати лет существования - до 1685 года в  селе Званном было построено более семидесяти дворов.
Русское правительство предоставило переселенцам-«черкасам» многие  льготы. Переселенцам пришлось с 1696 года около десяти лет отстаивать свои казацкие вольности в борьбе с помещиками, но московское правительство на этот раз осталось на стороне казаков. За полстолетия существования села его население перевалило за тысячу человек. До первых десятилетий XVIII века рост численности шел как за счет естественного прироста, так и за счет новых переселенцев. До1719 года – почти 70 лет люди здесь жили в относительной гармонии с природой и почти в такой же гармонии с государством. Жители Званного были свободными людьми, работавшими на самих себя, и несли свою казацкую государственную обязанность. При необходимости платили своей кровью и жизнью во время военных походов, защищая русскую землю и свою волю.
 Попытки путивльских помещиков закрепостить казаков в 1696-1706 годах были отбиты, государство оказалось на стороне казаков, но это были тучи, предвещающие долгое ненастье.
Социальный статус Званного резко изменился в связи с петровскими реформами. С 1718 года была введена подушная подать. В 1719 году придворный Дубровский под покровительством царицы Екатерины I, жены Петра I, учредил Путивльскую (Глушковскую) фабрику. Жители западной части Званного вместе с жителями окрестных сел стали приписными посессионной мануфактуры и обязаны были трудиться и нести повинности в пользу ее владельцев. Люди восточной части села Званное стала крепостными князей Трубецких.
Теперь крестьяне должны были работать на фабрике или на помещика, платить подушную подать государству, отдавать парней на 25 лет в армию и еще успевать содержать себя и свою семью, работая в собственном хозяйстве.
 Народ, скрепя сердце, принял свое новое социальное состояние, подчинившись государственной целесообразности, модернизация общества на европейский лад обошлась для сельчан весьма дорого: они потеряли свободу, снизился их жизненный уровень. У «фабрыщан» было то преимущество перед «трубыщанами», что их не могли, как крепостных, продать без фабрики.
В 1785 году Екатерина II даровала Жалованную грамоту дворянству, Российское государство превратилось окончательно из общества, в котором все люди были, по-крайней мере на  словах, равны перед Богом, в корпоративно-дворянское.
 Раньше в Московском царстве дворянин имел крепостных, которые работали на его земле, для того, чтобы купить себе и своим подчиненным оружие, амуницию. Дворянин выступал «конно и оружно», чтобы защитить от врагов государство и всех в нем живущих, в том числе и своих крестьян, рисковал на войне своей жизнью ради этого. Крестьяне работали на земле дворянина, чтобы он мог вооружиться и заниматься военным делом или гражданским управлением. Жалованная грамота этот смысл симбиоза дворян и крепостных крестьян перечеркивала. Вся государственная машина стала работать на комфорт только одного слоя – дворянства, которое после названной грамоты превращалось во все более паразитический, угнетающий класс. Дворяне, согласно грамоте могли не служить ни в армии, ни на  гражданской службе. При этом крепостные должны были работать на барина.
Таким образом, Жалованная грамота дворянству юридически оформила полную оторванность элиты государства от простого народа. С этих пор помещики могли сколько угодно выдвигать идей по поводу того, почему крестьяне обязаны на них работать, в том числе объяснять этот печальный факт и тем, что они благородное сословие, а крестьяне подлое, но моральное право на труд крестьянина они утратили. Принцип божественной справедливости был нарушен. Народ затаил обиду, которая постепенно, с годами росла,  росла пропасть между правящим классом и основным населением страны.
В крепостном состоянии жизнь была, естественно, значительно хуже, чем в статусе казаков. Доведенные до отчаяния притеснениями владельцев Глушковской мануфактуры, жители «Фабрыщины» восстали в 1796-1797 годах вместе с собратьями по несчастью из окружающих сел, и были усмирены с помощью войск.  Нещадная эксплуатация приводила к тому, что население, зависимых от фабрики людей почти  не росло, а в иные годы и сокращалось. В это время численность владельческих крепостных князей Трубецких стабильно росла. В «ревизских сказках» все это время жителей Званного именуют малороссами.
140 лет прожили наши предки в крепостном состоянии. Отмена крепостного права в 1861 году не во всем оправдала надежды жителей Званного: необходимо было платить выкупы за собственный участок земли и за собственную свободу. В результате бывшие фабричные подданные  не хотели подписывать Уставные грамоты и их заставили это сделать под давлением войск.
 Выкупные платежи растянулись на десятилетия, отвлечение средств на эти цели снижали возможности званновцев в экономическом развитии. Люди возмущались малоземельем и чрезмерными повинностями, в 1886 году вновь произошли волнения, крестьяне округи пытались захватить земли семейства Терещенко. Эти фабриканты-сахарозаводчики были владельцами значительных массивов земли в Глушковской волости и в Званном, в частности. Волнения были подавлены войсками.
Тем не менее, реформы Александра II открыли двери к свободному развитию многих сельчан, начало расти их благополучие, в результате численность жителей Званного к началу XX века удвоилась по сравнению с серединой предшествующего века. В селе в это время было большое количество ветряных мельниц, кирпичный завод, имелись просорушки, маслобойни, развивались промыслы. Зажиточные крестьяне покупали сельхозмашины, землю, владели участками леса. В селе начало развиваться образование, появилось несколько земских и церковно-приходская школа. В предреволюционные годы был построен первый кирпичный дом. В научной литературе, описывающей  социально-экономическое состояние России, званновцев продолжают именовать малороссиянами.
Первая мировая война, революции 1917 года, гражданская война (1918-1920 гг.) сказались на росте населения и на экономическом состоянии села, особенно по крестьянам больно ударила продразверстка. Неоднократно за это время менялась власть. Окончательно Советы утвердились в Званном в начале 1919 года, новая власть в самом начале произвела конфискацию имущества у наиболее богатых земляков.
НЭП (1921-1928 гг.) был периодом краткого процветания для определенной части семей Званного. Вновь стали расти зажиточные дворы, ими приобретались земля и сельскохозяйственный инвентарь. Основная масса жителей села оставалась середняками, часть разорялась и превращалась в бедняков. Это процесс дифференциации крестьянства был прерван коллективизацией.
Период создания в селе колхозов «Вторая пятилетка» и «Заря» в начале 30-х годов сопровождались давлением со стороны государства. Значительная часть семей в сельхозартель вступала под угрозой раскулачивания и репрессий. Часть жителей Званного лишилась своего имущества, была выслана из села, некоторые погибли в лагерях и тюрьмах. Это напоминало времена, когда «батогами и дубьем» Дубровский заставлял вольных казаков принять статус «поссесионных» крестьян. В 1932-1933 годах в селе был голод, от которого умерло неустановленное количество людей.
  Советская власть до войны ввела сначала всеобщее начальное, а потом и неполное среднее семилетнее образование. Наступает эпоха всеобщей грамотности. Вводится бесплатное медицинское обслуживание, доступное для жителей Званного в основном в районной больнице.
До 1928 года в органах ЗАГСа званновцы по национальности записываюся как украинцы, в тридцатые годы в документах их начинают именовать то украинцами, то русскими. Еще в 1934 году Званновский сельский совет именовался «Звановска сильска рада».
Колхозная жизнь была прервана Великой Отечественной войной. Село, как и вся страна, понесло большие потери от гитлеровских захватчиков, на фронтах погибло более 460 званновцев.  С октября 1941 года по сентябрь 1943 года село находилось в зоне немецкой оккупации. Постоянными представителями оккупационной власти на территории села был староста и полицаи. Наездами, для поборов и захвата жителей для угона в Германию, в село наведывались немцы. Некоторое время в Званном находилась тыловая команда оккупантов, которая занималась заготовкой леса. Неподалеку от села в марте 1943 года погибли легендарные партизаны немец Отто Адам и Маша Васильева Были жертвы и среди мирных жителей Званного, сотрудничавших с партизанами. Боев в селе почти не было; и дома, и дворы сельчан за редким исключением не пострадали от боевых действий.
В период восстановления народного хозяйства и в первый период после войны жизнь была на селе тяжелой: погибло много мужчин, часть их и после войны долго находилась в армии, часть вернулась с войны инвалидами. Поэтому труд в колхозах и на подворье ложилась на плечи женщин, подростков и стариков. Кроме этого в 1946-1947 годах случился голод, унесший много жизней. Сталинская политика по отношению к колхозникам выливалась в высокие налоги, что вело к низким доходам на селе, и нужда сопровождала большинство семей.  В 1947 году окончательно в селе была закрыта церковь, и ее здание было превращено в клуб. 
В эти годы два колхоза в Званном были слиты в один и объединенное хозяйство получило название колхоз «Имени Жданова». В 1957 году распустили МТС и в общественном секторе села появляются грузовые автомобили, тракторы и комбайны.
Существенным образом быт жителей Званного не менялся со дня основания села до 50-х годов прошлого века: круговорот полевого цикла, домашнее хозяйство, гужевой транспорт, ручной труд на барина и на колхоз, свеча для освещения хаты, потом - керосиновая лампа; дрова, а потом уголь для обогрева ее зимой.
 С приходом к власти Хрущева, начинает меняться политики советской власти в отношении села. Снизились налоги, повысились доходы колхозников, стали происходить позитивные изменения в социальной сфере, село стало отстраиваться. Эта тенденция продолжилась в период брежневского правления и в период перестройки: введена гарантированная оплата труда колхозников, пенсионное обеспечение, в Званном появляются блага современной цивилизации: электричество, водопровод, асфальт на дорогах, баллонный газ, разнообразней стал ассортимент в магазинах. В домах появляются радио и телевизоры, холодильники и другие электроприборы, семьи обзаводятся мотоциклами и автомобилями. В колхозе были механизированы все полевые работы, шла механизация ферм. Увеличилось количество магазинов. Появился пункт бытового обслуживания.  Появилось регулярное пассажирское сообщение. Образование стало средним и поголовным. В селе выросла прослойка сельской интеллигенции.
Современный период, наступивший в 1991 году, будет оценен нашими потомками. В Званном в это время колхоз «Имени Жданова» был преобразован в производственный кооператив «Родина», в котором работает значительная часть жителей. Меняется облик села: все улицы заасфальтированы, ремонтируется водопровод, проведен в дома природный газ, многие строят септики и свою локальную канализацию. Быт сельчан приближается к городскому. Во многих дворах стоят автомобили и мотоциклы. Некоторые званновцы занимаются частным бизнесом, часть молодежи устраивается на работу в городах. Численность жителей села по сравнению с 70-80-ми годами прошлого века уменьшилась примерно в два раза. Во многом это объясняется естественными процессами современного индустриального общества - сокращение сельского населения идет во всех цивилизованных странах.
Местная власть: глава Совета, районная, и областная администрации проявляют заботу о социально-экономическом и культурном развитии села Званное. Несомненно, что у него есть перспективы, в нем возрождаются народные традиции, построен новый храм. Его жители привыкли считать себя русскими за годы советской власти, но не утратили свой родной язык и обычаи, большинство из них с уверенностью смотрят в будущее.
Село, основанное украинскими переселенцами в середине XVII века, в удивительно красивом уголке курского края, вступило во вторую половину своего трехстолетнего существования.  Природа вокруг Званного изумительна, званновцы любит свою малую родину, гордится ею и будут, несомненно, беречь ее для себя и своих потомков.


Предисловие

 На мой взгляд, каждое поселение должно иметь свою хотя бы краткую письменную историю. Ее надо изучать в школе, чтобы каждое поколение живущих в этом месте людей знало свои корни, историю своей малой Родины. Люди должны знать каждую достопримечательность своего селения, чтобы гордиться этими достопримечательностями (можно ли гордиться тем, о чем ничего не знаешь?). Все уголки окружающей природы, памятные места и общественные здания, сооружения должны иметь свою «биографию». Только в этом случае можно формировать бережное, цивилизованное отношение ко всей окружающей среде, только в этом случае не будут уничтожаться дома, дворцы и другая часть культурного ландшафта при очередных революциях, как это произошло, например, в 1917 году.
 Помню, с какой грустью я смотрел на один из дворянских дворцов в Михайловском районе Курской области, когда побывал в этих местах в 1966 году. Дворец зиял пустыми глазницами окон. Это двухэтажное роскошное здание зарастало кустарником и травой. Разгромленное окружающим людом, оно своим униженным видом безмолвно вопрошало у неба и людей: «За что погублена моя красота, неужели мое уродство людям милее, чем ухоженный вид?». В Курской области до сих пор около двухсот разоренных дворянских усадеб, на исследовании этих исторических памятниковов написана целая диссертация.
  Такие же грустные чувства вызывает разоренный шпилеобразный родовой склеп помещиков Воропоновых на Будянской горе, что виден с набережной Званного. Изумительные фрески до сих пор еще просматриваются на его стенах. По кирпичику были разобраны здания: усадебного дворца Воропановых в Будках и домов помещиков в Званном – одно находилось между поселком Глушково, другое в Чащах. Кто теперь знает об этом кроме уходящих в мир иной стариков? Вдоль дороги Глушково – Тетекино у шляха еще в 70-х годах стояли ветряные мельницы. Можно представить какой колорит они бы придавали сейчас окраине села, с какой гордостью можно было говорить, что в начале XX века их было здесь 40 штук!  Но, увы, их разобрали с какой-то хозяйственной целью. Поубавилось красоты, ушла  часть видимого прошлого… В Нидерландах ветряные мельницы стоят с 16 века до сих пор, радуют людей, приносят прибыль в туристическом бизнесе.
 Руины не могут украшать жизнь людей, они напоминают только о слепой  ненависти, ведущей к необдуманно жестоким поступкам, следствием которых и является неустроенность нашего бытия. До сих пор молчаливым упреком высятся среди Рыльска разоренные храмы. Вместо того, чтобы украшать город, они, не желая того, безобразят окрестности.
 Без исторических корней нет народа. Надо учиться хранить прошлое, как зеницу ока. Хранить память устную, письменную и материальные ценности. Западноевропейские государства научились это делать. У нас не менее древняя история, не менее древние корни. По срокам существования на этой Земле все народы одинаковы, за редким исключением. Только одни, как евреи, помнят о своем прошлом четыре тысячи лет, а некоторые свою историю начинают по-новому через каждые пятьдесят. Теряя прошлое, мы становимся бедными, начинаем с нуля – мы теряем свое наследство, накопленное нашими предыдущими поколениями: уничтожая память, переименовывая улицы и города, снося здания, памятники и захоронения. Народ остается без истории, теряет связь с прошлым, с тем, что делали, что думали, как жили предки. Народ становится голым сиротой, которого любой может обидеть, пнув,  как щенка: ты кто тут такой без роду, без племени? Нам всем надо научиться не просто с уважением, а с трепетным благоговением относиться к тому, что сделано всеми предыдущими поколениями, нашими, отцами, дедами, пращурами. Тогда и они будут помогать своим благодарным потомкам. Стены зданий, простоявшие столетия, своей энергетикой возвышают живущих рядом людей, приподнимают их над суетным настоящим до высоты вечности. К прошлому надо относиться  с глубоким уважением.
 Несколько слов о памяти, связанной с теми людьми, которые жили в поселении прежде. На мой взгляд, надо помнить, иметь список, по-возможности, всех руководителей селения (старост, председателей сельсоветов, колхозов, кооперативов, директоров школ и предприятий, настоятелей храмов).
 У казахов принято знать своих предков до седьмого колена. Это было продиктовано прежде всго тем , что нельзя было по обычному праву вступать в брак с родственником даже в седьмом поколении. Спросите любого россиянина: знает ли он дедушек и бабушек по отцу и матери. Боюсь, что половина не ответит на вопрос полностью. А если спросить о прадедах? А что значит Фома, не помнящий родства, на этой земле?
 Любые предания и легенды должны быть бережно собраны и сохранены. Они должны жить в памяти, а не томиться в забвении. Только в этом случае они работают, создают ауру местности, создают чувство повседневного присутствия истории, наполненности образами прошлого, что присуще обжитому месту, а не пустыне.
 Я выскажу одну простую мысль, которая в силу занятости повседневными заботами, не приходит в голову некоторым людям, а меня эта мысль посещает в силу моей профессии. Дело в том, что мы можем не замечать чудес, красоты и завораживающего очарования каждого уголка, каждого названия этих уголков природы и самого села: Бондаря, Мацькова, Обыход, Славэнь, Хутовща, Рахов... Но можно оторваться от бытового восприятия этих названий, которые мы с детства  произносим в суете привычно и не задумываясь. Стоить покопаться в прошлом, найти истоки этих названий, начать об этом говорить с детьми дома, в детском садике, в школе, написать об этом в газете, в книге, и это название уже приподнимается над повседневностью, оно становится легендой, наполняется каким-то священным смыслом. Раскрытое происхождение названия раздвигает горизонты нашей жизни от видимого окоема до простора прошлых времен. Из прошлого приходят образы и смыслы, которые делают нашу жизнь более понятной, возникает столько чувств и представлений, которые приподнимают нас в наших же глазах: мы не какая-то голытьба без роду и племени, у нас есть прошлое, которое делает нас богатыми. Свет знания прошлого рассеивает тьму нашей повседневности, и мы чувствуем себя частицей великого целого текущего бесконечно времени, а не какой-то бессмысленной вспышкой во тьме времен.
Чтобы было понятней, о чем  я говорю,  хочу напомнить о родословных дворян и принципе наследования родовых дворянских поместий и замков. О! Скажете вы – ведь это ж дворяне!.. Мы, как правило, окружаем ореолом уважения, а то и поклонения предков дворян, превозносим их деяния, которые записаны в истории и могут быть прочитаны. Вместе с тем, в те же времена жили и наши предки – не дворяне. Они трудились на этой земле, давали имена своим детям, и названия для разных мест вокруг села. Все эти деяния можно так же уважать, как и деяния дворян. Надо только написать историю села и свою родословную. Многие это уже делают.
 В моей истории села я подробно останавливаюсь на украинском происхождении первопоселенцев и коренных жителей села. Это не случайно. Дело в том, что об украинском прошлом своих предков нынешние жители села, как правило, не знают и не задумываются. Их вины в этом нет. Если чья-то вина в этом и есть, то это вина самой истории или  политиков, принимавших решения. К сожалению, даже очевидный украинский язык жителей Званного и других поселений левобережья Сейма, таких, как Карыж, Ходякивка, Сухиновка, Кульбаки и других, основанных украинцами в период освоения земель Слободской Украины в 17 веке, называют местным русским говором. Это, мягко говоря, заблуждение от незнания.

О любви к малой родине

Разговор на тему любви к малой родине, в данном случае к селу Званное, часто показывает, что человек подразумевает под этим чувством что-то очень смутное, не расчлененное на конкретные понятия и образы. В ходе разговора выясняется, что имеется в виду комплекс положительных чувств ко всему, что находится в пределах окоема, видимого пространства в селе и вокруг села, его природа (луг, лес, поля, Сейм и так далее). Любовь к селу включает так же чувства к родным и близким, проживающим в нем, ко всем его жителям, землякам.
Вместе с тем, когда начинаешь анализировать чувство любви к малой родине, то вскрываются аспекты действительности, которые могут восприниматься неоднозначно. Так, например, отношение к лесу, лугу, полям и реке может быть разным. Одно дело, когда они принадлежат сельской общине и могут считаться жителями села – своими, по наследству доставшимися от предков. Совсем другое дело, если они становятся частной собственностью. Можно сравнить другие страны с развитой рыночной экономикой, как, например, США, где огорожены колючей проволокой, как частная собственность с табличками «privats»,  не только поля, но и берега рек и озер. В книге «Земля за океаном», написанной  Песковым и Стрельниковым, журналистами «Комсомольской правдой» в 70-х годах XX века, приводится интересный эпизод. Во время длительной поездки по Америке авторы книги захотели отдохнуть у реки. Перепрыгнули через колючую изгородь и двинулись к воде, но их встретил с винтовкой в руках владелец огороженного участка.
Согласитесь, что мы не привыкли к таким отношениям ни с землей, ни с водой. Даже соседний огород кажется не таким красивым и родным, как свой. К объекту частной собственности (даже если он прекрасен, как часть окрестного пейзажа) чувства  возникают несколько иные, чем, допустим,  к обычному колхозному или кооперативному лугу. Лес, принадлежащий государству, воспринимается как окружающая природа, а частный лес, огороженный колючей проволокой, имеет на себе тень экономических отношений. Впрочем, исторический процесс никогда не спрашивал у людей, в чей собственности будет земля, луг и лес, он неумолим и не знает сантиментов. Только иногда простой народ выходит на авансцену истории, когда, как говорится,  дальше некуда, и вносит существенные коррективы в этот самый процесс. Но, если судить, по количеству заброшенных огородов (такого никогда не было за всю историю села), то, по крайней мере, часть нынешних жителей Званного не особенно озабочена тем, в чьей собственности находится земля.
Любовь, как известно, слепа. Это качество не является исключением и для любви к родному краю. Какой бы ни был родной уголок, он всегда красивей и лучше других так же как мама всегда для ребенка лучше и красивее всех женщин земли.
Что касается жителей Званного, то эта любовь подвигает не только на охи и ахи по поводу красот округи, но и вдохновляет на подлинные поэтические шедевры в честь объекта любви. В самодеятельных виршах, что приведены ниже, даже проскальзывает некий званновской «шовинизм», к которому можно относиться с долей юмора. Неизвестный автор сочинил речевку уже известную в 50-х годах прошлого века, утверждающую несомненное превосходство жителей Званного:
У Карыжи люды рыжи,
У Глушковый жырыбци,
А у Званый молодци!
Малая родина, любовь к ней дает человеку кроме всего прочего чувство укоренённости: чтобы с тобой ни случилось, ты считаешь, что здесь тебя ждут, помогут, посочувствуют. Это позволяет ощущать себя не перекати-полем, гонимым ветрами по городам и весям, а частью мощного векового леса, который поможет тебе устоять против любых ветров судьбы и истории.