Сказ о соколе воителе...

Виктор Михайлов 3
 
Ай,  не ивушка
По над реченькой
В непогодушку
Посогнулося –
Посогнулося
Ко земле сырой,
Что те радуга,
Спинушка моя.
Ай, не белы снеги
Позакрыли долушки –
То головушка моя
Запорошена
Белью белостью
В два на десять
Юн годочков.
Ай, не мать-земля
На бездождичьи
Вся пожухлося
Да скукожилась –
Раным-рано,
Не в годиночку
Старо-ветхую
Всё лицо моё
Источилося. –
Иссушила мя
Зла тоска моя
Да кручинушка.
Только тем жива,
Что во младости,
В час девичий свой
Счастьем полнилась.
И до нынева
Угольком горит,
Теплит, светит мне
Память сладкая,
Счастье младости
В сыне отрока.
В нём одном лишь ён,
Кто и в смерти жив,
Кем и я жива.
***
Как да был да у меня,
У меня в девичестве
Во поры во давние,
Что те во недавние
Сокол ненаглядный мой
По прозванию отецку –
Ладо-Светозарушко.
Как по утречку с позрану.
Толь начнёт лить свет Ярило,
Выйдет на поле мой сокол,
На росяны травы станет,
Пораступит на ширь стопы
- А что стопочки плетёны –
Рыси мехом выстланы:
Ту зверину в лесодрёмье
Изловчился ён вспоймать,
Как она ему на шею
Прыганула с кедрача.
Распустив булатны когти,
Пасть расщерив. –
Прянул парень чуть в сторонку,
Что те белка на прыжочке,
Подсогнул чуточек плечи –
Ухватил её в полёте
В по за бок за задни лапы
Да и треснул бошкой об пень,
Раскрутившись в круговерти… -
Мне хватило на оплечье,
Самому… на стопочки.
Встанет друг мой при дороге,
Светозар у ржи стоячей –
Оглядит окрест Отчины –
Любо любованное…
Красен молодец в холщёвой
В бел рубашечке с хрусцою,
С опоясочком в обхват…
Встанет этак ён могутный,
Руки на ширь пораскинет –
На пол-небушка в обхват,
Что те крылья распластает,
Запрокинет русы кудри,
Первым огнищем Ярилы
Голову омоет
С бородой волнистой пряди –
Ждёт-пождёт, когда Ярило
Ночи мглу прорежет алым
Язычком, лизнёт слепящим
Лес стоячий по верховью,
Холм, воителей в нем спящих,
По колосьям разольётся
Молоком струёю рдяной,
Самого лоханью света
Окатит да так-то красно –
Ровно ён, мой Светозар,
Не земной - небесный житель;
Толь Перунова посланник,
Толи – Световидова,
А не то ён Самого
Ярилы-солнца вой небесный…
Я стою. Гляжу. Глазам не верю –
Нешто этот в самом деле,
Чудо-прелесть, что в виденьи,
Не со звёзд спустился наземь,
А как есть – мой друг сердешный,
Плоть от плоти – Светозар?!
Аль не в этих русых кудрях
Я купалася ночами?
Аль не этими руками
Во ладонящих своих
Поднимал меня былинкой –
К звёздам ввысь подбрасывал
И ловил, смеясь, в охапку,
Чудом чудно гогоча –
Аль не ён?!
И рубашечка холщёва
В понизовии до пят
Красной нитью со узором,
Что в дивишниках сама
Вышивала я для лада;
Опоясочек к рубашке
Изукрасисто плела…
Не моё ль то до кровиночки?!
Нешто всё, что есть на нём,
Не моих то рук работы?
Всё, что есть в нём –
Не моё ль в усладу сердцу,
Не мои его заботы
И тревоги – не М О И??!!
Поглядите! Полюбуйтесь
На мового Светозара!!!
Вот стоит ён при дороге,
Что те кедра махова…
С озорства ён
Вдруг ка-а-ак свистнет
Да как гикнет молодцки:
Здравствуй!
Здравствуй, Свет-Ярило,
Сура-Солнышко, Владыко!
До сыра земли тебе
Свете-матушки поклон!
Живота, Владыка, здравствуй!
Мы к тебе с надеждой,
С чаяньем, с заботушкой:
Вдосталь нас теплом и светом
Напояй, будь щедр, Ярило;
Чтобы семечко в росточек,
Чтоб росточек в колосочек.
Колосочек в зёрнышко –
Нам на сыть, тебе на славу!
От того ли посвиста,
От того ли покрика
Со поля широкого,
Что из края в край
Вороны в разлёт.
Да по всей по улице
Девки настежь выставят
Створы нараспах.
Да во те во створочки,
Створочки косявчаты
Шеечки повытянут
И глядя-я-ят, гля-я-ят, гля-я-дят… -
Сыти нету глазонькам,
Нет покоя сердушкам –
Каждой деве сластиться
Ён в мечтанья их.
***
Дочь попова со крылечка,
Осенясь крестом святым,
Молодца терзаньем грешным
Сердце чистое изводит –
Трудно жалкой совладать
С искушеньем страсти
С милым Светозаром…
***
И боярыня с перстнями
Ко груди приложит пальцы,
Покрик молодца услышав,
Всколыхнётся вся, дрожит.
Так бы птицею вспорхнула
Да к любезну соколу
Грудью б тощею прильнула б
Во одном дыхании.
Уж давно её сердешко
По нему исходит соком
Даром, что не нашей стати,
Не холопской косточки.
Так оно давно известно:
Сердце всхочет: вынь-положь…
Будь ты с самого низовья,
С под седла ты будь супонь,
Ликом будь ты страх-обрыльим –
Сердцу дай, а там… хоть смерть.
Раз приспичило, так надо –
Мудрость с сердца не взыщи.
***
И купчиха, вот бесстыжа:
Бочка-бочкой, а туда же,
Что яишко в сковородке,
Растекается в улыбке,
Глазки строит, умиляет –
Вся увесится в брильянты,
Сладкой речью зазывает… -
Зря старается купчиха:
Как не сиживать кукушке
Во своём гнезде на яйцах,
Так и сокола мового
Никому им не ласкать,
Не испить им той услады
С ширь ладоней Светозара,
Что ён в пригоршне широкой
Ко устам моим палючим
С родничка хрустального
С лаской подносил.
Не сидеть им пташкой малой
Во гнезде могучих рук. –
Как возьмёт меня мой сокол
На обхват да вздынет в высь –
Я крылата! Дух небесный!
Я лечу-у-ууу! Лечу-у-ууу! Лечу-у-ууу!
А посля к груди широкой
С милой лаской поприжмёт
Да и сам ко мне угнётся –
Бородой щекотно ластит,
Улыбается. Урчит.
Губы что-то непонятно
Родничком журча-а-т, журча-а-т…
А в глазах-то-о-о! А в глазах! –
Солнце жаркое пылает,
Небо лаской нежит дух
Как светло нам было вместе,
Краше красна –
Чудо дивованное.
***
Ай, вы зори, что закатны,
Нас встречали светом ласки…
Ай, вы зори, что восходны,
Провожали песней пташек –
Вас ли, зореньки, избыть?!
Пересуды, оговоры
Всех суседушек спорядных,
Что мне, что до них? –
Светозар мой мне лишь всё.
***
Мне попова дочь пригожа
Тихим пошептом молила,
Крест целуя, говорила
Таковы слова:
 - Ах ти, ах ти, Искушенье!
Плоть слаба, а Бог-то вот Он… -
Всё бы я за Светозара
Отдала б, чем овладаю:
Душу, тело, свет-невинность,
Волю, честь и послушанье…
Для услад твоих телесных
Дам тебе я тышшу,
А небесной благодатью
По моей молитве слёзной
Бог тя наградит.
Что ты толь не пожелаешь,
Для тебя со всем покорством
Я соделаю безропно.
Все грехи я на себя,
Все твои возьму,
Замолю – спасешься ты.
Будут матушки стращенья,
Будут батюшки проклятья,
Строгие ептимии –
Всё снесу я, всё приму
За единый миг услады,
За одну лишь ночь быть рядом
С ненаглядным со твоим…
А и то, возьми ты в разум,
Свете-Марфа, веру вашу:
Ваш Сворог вам позволяет
Во гнезде своём иметь
Что при муже жён, сколь всхочет,
То и жёнам не в остуду
Не с одним жить соколом –
Было бы жреца согласье
И достаток при себе.
Мне ж отрадой до могилы
Ночка эта в грёзах будет.
Уж позволь ты мне, позволь
Лишь на малый только час
К Светозару лишь приткнуться,
На одну лишь ночь до зореньки
Мне отдай души желанна,
Волюшки моей последний час…
Там - уйду я в монастырь.
Все грехи твои покорно
На себя приму с мольбою,
Все – и ты спасёшься…
***
Что ты? Что ты, дочь попова,
Несуразное городишь?!
Нешто я продажна девка?
Гулеванная остуда?!
На што мне твои все тышши?
На што мне твоё моленье?
Али ён, мой Светозар
На тебя меня сменяет?
Эко, надо же придумать…
Как язык твой повернулся
Срамоту такую несть?
Что ты, девонька, окстися…
Чтобы я милого друга,
Светозара, хоть на миг,
На чужие на обьятья
Отдала бы, как щенка?!
Уж на что ворона-птица
Всем воителям мерзка и та
Лишь с одним своим гнездиться
И волчица не с двумя.
Ты же в сердце мне такое…
Что я? Сука? Побродяжка?
Чей кобель свой тычит нос
Чуть не к каждому хвосту?
Не видать тебе, поповна,
Светозара моего.
Мне мои грехи все с милым
Светла солнышка светлей,
Чем твоя облыжна святость.
Мой ён был, ён, есть и будет.
Никому, окроме смерти,
Никому и ни коли
На единый миг для вчуже
Светозара не отдам…
***
Не успела от лисицы
Отряхнуться, глядь – волчица
Шерсть щетинит, скалит зубы,
Взглядом василиски прожигает. –
То боярска дочь вельможна,
Спесь разумши, молит жарко,
Так-то жарко, что скотину
Худ хозяин беспощадно
Во хмелю бьёт чем попало.
Так она мне в злыдь сквозь зубы:
 - Ты-ы, холопская чернавка,
Сметь не смей перечить мне.
Супротив меня – высокородной
Суть дворянки столбовой,
Кто ты есть, чтоб прекословить,
Быть со мной одною стати?!
Кто ты?!
Ты всего лишь дочь отецка,
Что у нас во псарне служит.
Благодарствуй, что на равных
Я вот так с тобою баю.
Хоть оно-то невместимо
Мне с тобою речь вести,
Да меня чать не убудет
Для твоей же пользы.
           Слышишь?!!!
Отступись от Светозара!
Попотешилась и будет.
Супротив него ты кто? –
Дворняжка.
Не твоёго ён полёту,
Сук ломашь не по себе.
Отступись по доброй воле
От того, кого не стоишь.
Твой отступ тебя по барски,
Я по милости воздам.
Дам тебе жемчужин бусы,
Что всем девкам в загляденье.
Дам тебе нарядов барских,
Что и году не вздевала.
Вот кольцо, вот ожерелье,
Вот бухарские шелка… -
Твоего отца возвысит барин. –
Только отступися, девка.
А и то, сама подумай,
Ён с тобой век нищим будет,
Век в мозолях да в нужде.
А со мною будет вскоре
Господином вольным править –
Все вы будете под ним.
Если ты разумна, девка,
Если дорог ён тебе,
Дай судьбу ему иную –
Быть владыкою столбовым
Вотчины – державным.
Развяжи ему ты руки –
Отступися от него.
Вам обоим то в прибыток,
Лепота украсиста…
***
Уж она меня строжала,
Словом грозным понужала,
Чтобы я-то да от сердца,
Что кусок сырого мяса,
Друга мила – Светозара,
От себя бы оторвала,
Отрешилась от него
По её господской блажи
Положила б ей на грудь
То, что мне дороже жизни,
БЕЗ КОГО МНЕ Я НЕ Я.
Как она меня – холопку,
По её словам чернавку,
Бишь отбросовую девку,
Как меня со спесью
Барской лаской улещала,
В перемежь со страсткой ножкой
В зло потопывала.
Я перечить ей не стала,
Что мне с барыней тягаться  /?/,
Как положено, стояла:
Руки на груди скрестив,
Голову, склонив смиренно,
Очи долу опустив,
Чтоб глаза не выдавали,
Всё, чем сердце полно,
Не ошпарили б её
На лихую на беду.
У господ известна воля –
Потоптать чужую долю
Во своё довольствие,
На свой барский кус.
Ну да что нам – мы привычны
Перед ними спины гнуть –
Чать не сломится хребтина,
Пусть её куражится.
А любезного свового,
Светозара милого
Не за барские наряды,
Ни за жемчуги, ни за што
Не отдам я ни коли
Никому на белом свете:
Ни поповне на усладу,
Ни боярыне в утеху…
Нешто можно по хотенью,
По чужому по желанью
Сердце девичье повынуть
Да от мила отрешиться?
 - Футы-нуты, отвязалась
От матёрой от волчицы…
Никогда тому не быть –
Светозара мне избыть
По корыстью окаянства…
***
Ой вы зори, что закатны
Нас встречали светом ласки.
Ой вы, зори, что восходны,
Провожали песней пташек,
Вас ли, алые, избыть?...
Что мне гожество без мила –
Всё постыло без него.
Сарафаны мною сшиты
Из холста белёна льна,
Вышиванием расшиты
В посиделках у окна,
У лучинушки с песнями,
Что зимой под смех подружек,
Ахов, охов при рассказнях,
Под весёлые игрища –
Мне мои поддёвочки
Всех господских разнарядок,
Красным красны мне они;
Шёлка, бархата дороже –
Светозару, другу тоже…
***
Открестились от поповны,
От боярыни ушла,
Как вот на тебе –
Купецка со медовою улыбкой
С тем же липнется ко мне.
 - На, грит, Марфенька, каменья,
На коров и всяку живность…
А взамен мне Светозара
Ты отдай.
Себе другого
При обличии твоем
Ты найдешь.
И на подушку,
На твою на вышиванну
Две головки покладутся.
Что те мухи, на поживу,
Женихи к тебе слетятся –
Выбирай из них любого,
А не то, так всех бери.
Мне ж отдай ты сокола,
Завсегда со мною около
Был бы яхонт мой.
Я ж тобе ешшо за енто
Дам хоромы за незашто,
За пустяк – за Светозара:
Вся цена его – подкова,
Что коням ён подбивает.
А тобе товары красны
В досталь дам, не поскуплюсь –
Сладко, девка, станешь жить.
Ну же, мила, не упрямься,
Соглашайся стать купчихой. –
Ни коли нужды не ведать,
Мёды с калачами пить.
Не в холщёвых сбруях энтих –
Обрядишься в бархат ты.
Слуги станут бородами
Во поклонах пыль сметать…
Да на што сдалась ему ты
Со своей дырявой голью –
Экая посконь!
А со мной ён сытым будет.
А со мной ён будет в холе,
В золоту парчу одену,
Златогрива дам коня,
Денег полны сундуки
Во владение отдам. –
Перестанет в кузне маять, -
Лошадей чужих ковать.
Во таком богатстве вскоре
Ён забудет про тебя.
Да и ты в своих доминах
Век одной не прокукуешь –
Кто-нето к тебе приблудит
На твою купецку долю-
Твой товар не залежится –
Будешь, Марфа, на расхват
Вскорь утешишься ты в сласти
Красной долюшки купчихи. –
Эко сшастье тобе в руки
Из моих щедрот плывёт.
Соглашайся. Не упрямься,
Не дури с судьбой своей…
***
Что те боров, наступает
Дочь купецка на меня.
Упрошает, умоляет –
Голосочек-патока.
Вот отдай ей да и только,
Что кота, из руци в руци
Светозара моего.
 - Тьфу ты, тьфу ты, стынь лядяща,
Эк бесстыжая скареда…
Подь от сель, охолонись.
Чтоб тебе я разлюбезна
Мне милого Светозара
Обменяла за посулы,
За коров, за сыто брюхо?!
Аль ты спятила? – такое
Несуразное городишь…
Чтоб я сокола желанна
Да за сало променяла?
И кому? – тебе, вороне,
Что лишь падалью живет
Да слезами сирыми
Набивает сундуки???
В золотой своей казне не зришь
Горя вдов да малых деток.
Не хочу твоей я доли,
Доли сытой, да скабрезной…
Светозар мой не восхочет
С под руки твоей дебелой
Яства-сласти принимать.
Что ему твоя холёность,
Что ему твои амбары,
Да перины потные.
Ты сама ему в остуду.
Как блоху не оседлать,
Так тебе в узды не взять
Мила Светозара.
Никогда и никому
Ни за что не променяю
То, что мне дороже жизни,
Что самой меня дороже.
Им я, соколом своим,
Им я только и жива.
***
Хорошо нам пелось вместе
С другом, милым Светозаром,
Светло-красно нам гулялось.
Мы блажили – счастье вечно,
Нет на счастье, нет управы,
Как предела нет у солнца
Так заграды нет у счастья.
Да не всё, как хочется,
Что придёт – не спросится,
От судьбы не спрячешься –
Нет щита в беде.
Как заявится в ворота
Лихоманка – на порог
Да без опричь в дверь ворвётся –
Всех затворов не накинуть,
Всех запоров не сыскать.
Хочешь, нет ли, а беда
Обоймёт и в бездну дна
В омут горя бросит –
Счастья свет погасит.
***
То не туча солнце застит,
Темью темь пришла не в ночь
С хищной пастию беда –
Света бела не видать.
Не скотина гулеванна
Хлебы топчет – на земь сыпит
Пот ярёмный ратая –
Живота зерно.
Не зверина с рыком рыщит
Сласть поживы на лугах.
Эвон ворог, лютый ворог,
Татью крадучись ворвался.
Восхотел собака-нечисть
Русь святую полонить,
Русский дух сломить.
Всколыхнулась Мать-Россия,
Подпоясалась мечом,
Грудь кольчугою покрыла,
Оперлася на копьё.
 - Гой, дружинушка хоробра,
Плеч к плечу да меч к мечу!!!
Хоть костьми, а на родимой
Сурь-земле нам почивать.
В чуженинушке с покорством
Нам рабами не бывать.
***
Куда ж? куда вы, молодцы,
Куда коней седлаете?
Куда вы, на ночь глядючи,
Поспешно собираетесь?
В покосах травы жухнуться,
Хлеба слезами сыпятся,
Где толь не ткнёшься мордою,
Работ в непроворот.
А вы? – айда в намёт…
На баб, на малых детушек,
На стариков повыжатых,
На плечи дев-молодушек
Нужду и тягла ратая
Бросаете с плеча.
На горе неизбывчиво,
На слёзы горько - солоны,
На жизнь в нужде сиротскую
Пошто вы оставляете
Отечески дворы?
Вы – матицы державные
В домах – пошто ломаете..?
Без мужиков, без молодцев,
Какая в доме крепь?
Волчиц вы нешто вскормыши
Иль вас растили нелюди,
Иль вы срамные нехристи –
На шее нет креста?!
А кто Сварога воины –
Перуну не сыны?!
Куда ж? куда вы, молодцы?
Что мы здесь без вас?
***
За что? За что ты, батюшка,
Бранишь, покоришь молодцев?
Не высправши, не вызнавши,
Ругашь почём всех зря?
За что? – Ответствуй, батюшка.
Трава в глазах стоячая?
Слезу роняют колосы?
Да годы необручные
Для плеч, для наших молодцев
Полным полно работ?
А ты глаза разуй – кося –
Вдали вон видишь высверки?
Нагнись. Послушай землюшку…
Сама земля бьёт в колокол:
 - Б Е Д А! Б Е Д А! Б Е Д А!
Пошто прозвал нас нелюдью,
Отдал волчицам в вскормыши
И наше православное
С груди с крестом сорвал?
Перуна добрых молодцев
Лишил на нет надежд?
 Как нам стерпеть то, батюшка?
Идучи, на ночь глядючи,
На смертный ратный бой
С собакой - злыдней, с ворогом,
С поганым басурманином
За нашу Мати-Русь?!
Оно придётся, батюшка,
Когда беда нагрянула,
Бразды взять бабам ратаев,
Волами ухайдакаться,
Излить ярёмный пот.
И нет в беде неравныих,
Нет нежных белых крылышек –
Все в мужиках ходи.
Иначе не спроворимся
Без вашей, старый, помощи –
Да знаешь всё ты сам.
Рукам вы нашим ноженьки,
Груди вы нашей – сердушко
И чаянье головушкам…
А ну как малых детушек
И дев всех враг лебёдушек
А ну, как полонит?!
Так дай же, дай благословения
Да не забудь наказа строгого
Да не в пронос - совета мудрого,
Как нехристя поганого
Своею малой кровушкой,
Собаку исхитрить?
К порогу дома родного
Чтоб зверя не впустить,
Изгнать на нет врага!
Дай слова мудрого.
А нас ты не хули.
***
Ай не ястреб со высот
Ринул чёрной молоньёй –
Распушил булатны когти
Басурманов супостат.
Ай не мать с груди
Бело-аленькой
Отняла дитя
От усладушки. –
Оторвал меня со своей груди
Сокол мой – Светозарушка.
Ай не звёздочка неба синева
Покатилася – в море канула. –
По щекам моим за слезой слеза
Друг за дружкою
В след в догоночку
Горем плачется, болью тешится.
На последний час Светозар – свет мой
Мне ладонюшки
Бражным ковшиком под мою слезу
Вдруг подставил ён.
Та слеза искрой
В каплях рушится –
Не капелечкой –
Половодием.
Ту слезу мою
Ясный сокол мой
Полну пригоршню
До краёв собрал.
Ён ладонищи со слезой моей
Высоко поднял ко устам своим.
Горьку пригоршню
Бражным ковшичком
И, что мёд в пиру,
Осушил до дна, не поморщившись.
И свою слезу, лишь единую,
Жарко огненну
Ён вложил в ладонь.
Не для крепости –
Сердце в стонушке
Да восплаколось.
Ай скупа слеза,
Дорога слеза –
Нету ей цены,
Крепче нет её,
Чем она – слеза
Светозарова.
Нету ей цены,
Хоть всё золото
На весы положь –
Перетянется
Та слезиночка
Мил – сердешная.
И сказал ён мне
Таковы слова,
 Таковы слова
 Заповедные:
 - Сколько было их,
Бражных ковшиков,
Не сровняться им
Со последнею.
Буду помнить я
Эту чарочку,
А что горькая
Со кровиночкой
Боль сердешная
Милой ладушки.
А ещё сказал
Светозар-от мой
Таковы слова
Непроносные.
В каждом слове том
Нестерпима боль,
Калена стрела
В сердце толчится.
Что те вран клюют
Белу грудь мою,
Белу грудь мою,
Те слова…
Ох, не слышать бы
Мне во весь свой век
Тех последних слов,
Слов болезныих.
Будто сердце всё
Льдом покрылося,
Обморозилась
Вся душа моя.
Вот они
Те треклятые,
Вот они
Окаянные.
Вот они
Те слова:
 - Свете-ладушка,
Не судьба нам знать
Свить гнездо вдвоём,
Счастьем полниться.
Не судьба ратать
Бело полюшко,
На том поле нам
Сеять ладушек –
Милых детушек
Частым ельничком,
Ростить, вскармливать
Да на ноженьки
Резвы ставливать.
Не судьба нам знать…
Ай вспашу я, вспашу,
Ай вспашу со плеча
Бранно поле мечом
С булавою в сподручь
Да засею на ширь
Яровой головой –
Яровой головой
Басурманина.
Свете-ладушка,
Мила Марфенька,
Нам иную с тобой
Долю розную
Указала судьба, зла разлучница.
Не тебе знать быть,
Свет-желанная
На последний час
Моей жёнушкой.
А и быть женой
На последний час
Моей верною
Гостю недругу
До сыра земли.
С ним любиться мне
Пикой острою,
С ним ласкаться мне
Светлой сабелькой,
Каленой стрелой
Басурманов лоб
Стану я лобзать,
Целовать уста
Кистенём в отмашь,
Белым дождичком
Зубь чтоб сыпалась –
Не скусал бы ён
Землю-матушку.
Не твою я грудь
Обнажу на ночь
На последнюю –
Неисходную.
Не твоей красой
В полнолуние
Залюбуюсь я
Зачарованно.
Обнажу я грудь
Мила-ворога,
Обнажу мечом,
Всласть мил - жёнушкой
Уложу в постель
Поля бранного.
Что ни ворог нам,
То невестушка –
Алой лентою
В поперечь и в доль
Та невестушка изукрасится.
Пикой острою
Стану рёбрышки
Щекотать-чесать,
Пусть потешится.
Сколько станет сил
Буду их любить,
Буду их любить –
Крепко жаловать.
Не обидится
Гость незваный наш,
Что на пиршестве обнесли его
Чашей бранною
Поля ратая,
Мать сырой землёй –
Ешь, сколь влезется…
Изопьёт до дна
Чашу полную
Мёда красного –
Хмеля жгучего.
Удовольствую,
Чем ни попадя –
Зверя зверю в сыть,
Воронью на сласть.
Ты уж, Марфенька,
Сердцу милая не кори меня,
Что в последний час
Мне не ты люба –
Дорог, мил мне пёс,
Супостат-злодей
С ним я брачну ночь
проведу, а там,
Что уж сбудется –
не минуется.
Буду жив – приду,
Назовусь отцом
Наших детушек,
Будешь нам ты всем
Ладой-Матушкой
Ну а если вдруг
мне придётся лечь
С гостем недругом
В сласть объятиях,
Так тому и быть –
Не взойдет к тебе
На порог твой враг –
не восплачешься
Полонянкою.
Таковы слова
На последний миг
Светозар сказал;
Подхватил меня,
Поднял в высь к лицу,
Ко груди прижал,
Сердце мне обжог
Целованием.
Всем поклон отдал –
был и нет его.
***
Ай, не черны тучи
Полуночные
Да не буйна обморочь
Полудённая
 –  На святую Русь
Нашу вольную,
На луга да на медвяные,
На то поле ораря
Ворог татью в ночь
Прянул  из степей. –
 Тьмою тьма,
Не счесть их всех
Ни по шапкам  их мохнатым,
Ни по мордам всех коней.
-Эвон, сколько по округу
Этой чёрной саранчи –
Налетело туча тучей
Взглядом не окинешь.
Что голодный зверь,
Сыти рыская,
На конях борзых –
Наскочила вдруг
Рать несметная;
Тут же спешилась.-
Разожгли костры,
Что те звёзд в ночи:
Ждут – пождут
С нетерпением
Кровожадныим
Первый луч зари –
Страсть, как хочется
Сладкий кус урвать
Со чужого со стола
Пирования...
       ***   ***   ***
Раным-рано по утру
Первый луч пропел зарю,
Как на поле,
На тым ратном
Друг со друг сошлись
Со стеной стена:
Наши молодцы
С вражьим полчищем.
На святой на бой
За Отечество.
Чёрным лесом
Непроглядным
Враг глядится
По угорам.
Ятаган, кривая сабля,
Пика острая, аркан,
Да ещё - когтистость пальцев,
Да ещё – свирепость зверя,
Алчность – Русь поработить:
Ни убавить,
Ни прибавить
К лику лютого врага...

    ***   ***   ***
Взгромыхнула рать
Беспощадная. –
Не на вздых – на смерть
Жар сеча пошла.
Бьются молодцы
За родной очаг,
За луга, поля,
Потом сдобрены;
А ещё того –
За свой кров родной,
За детей своих,
За родителей.
Да за дев красу,
Мил невестушек;
А ещё того
Пуще пущего
Бьются молодцы
За свой вольный дух
Во свободе жить
В край - Отечества.
            ***    ***    ***
Ярость ярится
Негасимая:
Скалит, скрежет зверь
Зубью лютости,
Кровожадною
Алчью пышит враг -
Сладкий кус урвать
Пирога чужого.
Что клыкаста пасть,
По усам течёт
Ярость хищника.
В узких щелях
Взгляд клыкастый
Злобой полон,
Рот ощерен –
Быть поживе,
Разметать лишь этих русских: -
О, Аллах, да помоги!
Враг жестокий,
Враг несметный,
Что кабан, напором рвётся
Во чужом загоне кус урвать –
Телом  белым усластиться,
Телом Матушки Руси.
Нет здесь милости,
Нет и жалости.
Не привык степняк,
Чтоб его вот так
Привечали бы
Непокорливо
Остриём меча,
Пикой крепкою.
Скольких хан вокруг
Принудил, кто слаб,
Низко спины гнуть,
Подневольным быть.
А тут, на тебе
– Супротивиться?!
И кому, урус
В поперечь встаёшь?!
Хану Ханычу?!
Повелителю
Всех миров и царств?!
Так вот мы тебя
Пальцем лишь большим
Принакроем чуть,
По траве степной
Мокротой с костьми
Поразбрасывам
Под копыть коням.
Ваших дев-то мы
В персик сладкиих
Во наложницы
 Для услуг возьмём –
Старшим жёнам в сыть
Чай заваривать
Да обмякивать
Пух подушечек;
Белым телом нам
Быть усладушкой…
 - Ах ты, пёс срамной,
Знать не ведаешь:
Восхотелось лисоньке
Поотведать в сыть
 Вкус курятинки –
Да спозналася
С каленой стрелой:
Шубку рыжую
Со хвостом опричь
Посняла с плеча:
- Нате, пользуйтесь…
Да и косточки,
Псам потешится,
Отдала лиса со охотою. –
И тебе бы, враг,
Тать полночная,
Не посеять бы
 Кости белые
Со головушкой
Яровым зерном
Поле ратая…
***
Ай не скалы друг ко друг
Пошатнулися,
Покатилися
Да и с грохотом
В треске сшиблися.
Ай не чёрных туч
Грома жуткий рык –
Поля то многозвучие.
Ай не молний яркий всплеск
Со высот небес
В ярких высверках –
То мечей внахлёст
Друг со другом жар.
Ай не стаи хищных птиц
Друга друг тесня,
С пырхом мчатся
По над полюшком, -
Стрелы стаями летят
С клювами железными,
В пламени калёными,
Что те псы голодные,
Рыщут добычу себе.
Ни восхода, ни заката –
Всё смешалось:
День ли в ночь,
Толи ночь
В полудень жаркий
Не в урочный час вошла.-
Толи  свет Ярило мраком
Всё в округе позакрыло.
Нет покоя-роздыха.
Пыль стеной стоячий
Туча тучею висит.
Крики, хрипы,
Стон и гогот –
Зло на зло
Костьми скрежещет…
Всё в одном
Клубке кровавом:
Бьётся правый
И неправый –
Смерть за смерть
И смерть за жизнь…
Или мы их вон прогоним
Или нас потопчут кони
Чужениновы?!
Ярость ярится
В злобе лютости:
Пики ломятся,
Меч в зазубринах,
Рассыпается
В щепы щит с руки.
Бог войны, мясник зверущий,
Тело воя расчленяет,
Раздирает в клочья:
Отрывает руки с плеч,
На вертел колющей пики
Грудь противника сажает
И под ноги рублены
Головы летят.
Кони с хрипом ржут,
На земь грохаясь
С чёрным всадником
Под стопы сечи.
Не воробок жалких ястреб
Повстречал в налёте алчном –
С соколиной стаей хищник
Грудь на грудь стакнулся.
Распластал враг-ястреб крылья –
Небо светлое застил.
Землю русскую святую
Волк степной со рыком
Тьмою стаи по обширью
Не в разгляд покрыл. –
Несть числа стервятникам,
Несть числа зверью.
И всей стаи той бессчетной
Впоперечь встал русский воин:
Здесь Илюша казакует,
Здесь Добрыня меч свой правит,
Здесь Алёша стрел калёных
Метит в супостата.
Здесь и он, родной мой, сокол;
Милый, добрый, беспощадный
Воин Светозар.
Хоть и молвится в народе,
Да один не воин в поле –
Это так, но и другая
Молвь идёт по людям:
 - И один де в поле воин,
Если всех врагов достоин. –
Светозар мой вой-орёл
Супротив стервятников.
Бьются молодцы, да так,
что сама курносая,
Череп, в плечи спрятавши,
Пятится от русских.
Бьётся недруг зверем лютым
В хищной злобе рвётся
Сладкий кус да отхватить
Пирога чужого.
А тут эвона – рус стеной стоит,
Не даёт собаке-хану
Даже малой пядины.
Страшен.
Страшен рус в броне,
Да куда ужасней
Хана ярый гнев,
царская немилость…
Ай да ну как Ханов Хан
Голову посклонит,
брови понасупит,
Исподлобья взглянет
Да рукой укажет
Нукерам послушным
не на сто – на тыщу.
Те и расстараются
Милость заслужить:
Голову той тысячи
Что траву ссекут…
Страшен рус, да Хан им бог –
Всяк живот под ним.
Из того ли то из страха,
Что те очумелые
Лезут, прут напором –
нет удержу им.
Из-за дротиков не видно
Бела света – мглою мгла:
Боя пахарь сеет смерть.
Распускает коршун когти –
Грудь на грудь с ним рвётся в бой
Сокол мой с мечом погиблым –
Светозар - воитель.
Одного сразил…, другого –
Третий с луком изогнулся,
Натянул уж тетиву,
Да копьё опередило
Остриём между лопаток –
Рухнул супостат.
Что упрямую скотину,
Плёткой хлыщет пастырь в отмашь,
Светозар мечом со пикой,
Песнь Перуна соблюдая,
Бьёт налево, бьёт направо –
В круговую пляшет меч
Как взмахнёт рукой с под-низу
Да с подгиком развернёт
К верху мельницей по кругу –
Не былинки под косою –
Щепью кровавленной
Под рукой, кто скажется
По широку улочку
Снопиками валятся
Гости - захребетники.
Шаг в сторонку, поприсядет
Да пружиною привскочет
И с подкрутом полоснёт,
Глядь – уж переулочек…
Сам кричит:
 - За матушку
С лаской разлюбезною
Получай подарочек –
Вкус меча отведывай…
Это вот за Марфеньку
Получай гостинчики –
Сладкий кистенёк.
Обещал я батюшке,
Слово дал я матушке,
Ладе, свете - Марфеньке
Тоже говорил,
Что любить вас жаловать,
Гостенёчки милые,
От широкой русской я
Стану от души.
Кистенём да сулею,
Сабелькой, занозиной,
Топором да пикою,
Тем, что есть, уважу вас –
По гостям подарочки,
По гостям периночки;
Ино на палатушки,
Ино в глыбь земли. –
Слово ронит этако,
Этако – с поддёвочкой
И на каждом слове меч
Со плеча размашисто
Ворога разит.
Тако ён сражается
За всех нас, за Отчину
С ястребиной стаею,
Не страшась числа.
Сам весь поизраненый:
Пиками исколотый,
Саблями подрубленный,
Стрелами утыканный,
Что те ёж - торчком.
Ан стоит – не рушится
Светозар,  как вкопанный,
Бьёт и бьёт без устали
Супостата лютого –
Эвон сколь всех под ноги
Положил в бесчётности… -
Страшен вой врагу.
И откуда силушка,
Сила необорная
Держит крепко молодца –
Не даёт упасть?!
А та сила в матушке,
Мать-земле отеческой –
Корни Светозаровы
Врезались глубоконько
Предками далёкими
С тех седых времён.
Вот из той глубинушки
Дух славян Росеюшки
Славных праотцев
В сердце воя бранного
Влил святую силушку –
Не даёт упасть.
Сила та и в молодцах,
Что с ним рядом борются
Со плечом плечо,
Со спиной спина,
Со душой душа
В жгут единый скручены,
Волею поручены
Ворогу не пядины –
Не даёт упасть.
Сила та и в зореньках,
В наших чудных ноченьках,
В крепких уз сердечныих
Сила нерушимая
Не даёт упасть.
А ещё та силушка,
Сила необорная
В ненависти к ворогу,
Во благой той ярости,
Что огня кузнечного
жарче жара жаркого,
Жара всепалимого,
Жара неугасного
Не даёт упасть.
***
Нет, не буря дубы валит.
Нет, не вихри крыши крушат.
Нет, не воля чародея
Чернобога кашу варит
Из людского сыра-мяса. –
Вои с воями смешались,
Вой на вое пир справляет –
Жизнь на пиршеском столе,
Нет и сыти бою.
Захлебнулась Мать-Земля
Чёрной течью вой поганых,
Красной кровью молодцов.
Копья, стрелы, рогатины,
Колья, топоры, дубины;
Руки, ноги, голова,
Даже зубы вражья горла
Ищут и вцепляются.
Всё на всё и все на всех –
Нет здесь никому пощады.
Жизнь здесь всей земли дороже
И дешевле пыли придорожной –
Сила силу бьёт.
Что те волны
друг на друга,
Туча вражья
чёрной стаей
За другой во след плывёт.
Нет конца и края,
Нету сметы им.
***
То не скалы синих высей
Непреступною стеной –
То родимой Свете - Мати
Свято - русские сыны
Вражьей силе супротив
Встали скальною твердыней,
Встали – не собьёшь.
Каждый вой сражается
Во один на вражью дюжу –
Дюжина сметается –
Ей на смену – две…
А погиблый кто -
И тот
Телом заслоняет Русь:
Ноги ворогу путляет –
Не даёт разбега…
Супостату то блазнится,
Что сама земля под ними
Встала на дыбы,
Всяк урус и в смерти – воин –
Не даёт пути…
***
Ай не колос в лес стоячий
Ко плечу с плечом встаёт.
Ай не с гор обвалом снежным
Встала перед войском Хана –
Крепость русских воев.
На конях и пешей ходью
Мчит широким половодьем
На подмогу, на защиту
Сила русская течёт.
Всколыхнулась вся Россия
Тем огнём, что гнева пуще –
Местью кровною горит.
Городов и весью по обширью
На погану черну стаю
Соколы слетаются –
С ходу со стервятником
В бой – России жить!!!
***
Ай не бабоньки капустку,
Бело – хрусткие  кочаны –
Рассекает меч горящий
Злыдню нечисть до седла.
В мирность дней
Смирней овечки
Россияне и щедры. –
Нам добра с капелечку,
Мы – от пят до темечка –
Не иссохнется ладонь,
Пользуйся – не жалко…
Ну а если уж с мечом
Восхотел земельки нашей –
Мы дадим тебе её
По ноздрю и выше…
Пикой вымерим размер,
Выроем, сколь надо
И… лежи себе, лежи –
Прах твой не встревожим.
Мы земными зипунами
Не обижены – для всех,
Кто земель желает наших –
Всем им хватит в досталь…
***
Нет, не ворон подавился
Жарким кусом поля брани.
Нет, не волче, хвост поджавши,
Мчится вон от гончих псов. –
Мчится ворог,
Мчится в страхе,
Всё бросая – быть бы в живе…
А-ла-ла-а-а! Спаси, Аллах!
***
Чёрной птицею когтистой,
Лютым зверем беспощадным
К нам война явилась.
Белой птицей – русским духом
С жадной волей – быть свободным
Да не жить в неволе
Чужениновой
Одержали светозары
Трудную победу.
***
Тишина на ратном поле.
Грудь со грудью
Друг и враг.
Обнявшись в последней доле,
Что те побратимы спят.
Спит и сокол здесь мой ясный –
Не отдал меня врагу,
Что в полон на поруганье,
На чужую срамоту
Нас похерить восхотел.
Не отдали молодцы
Чужанину полюшко,
Не стоптал собака - нечисть
Нашей русской волюшки.
Всем, кто жизнью добывал
Нам победу трудную,
Кто себе покой нашёл
И бессмертие в веках
На тым ратном поле,
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН
И ПАМЯТЬ!!!
Все они сегодня
Воины христовы,
Воины Перуна –
Славные сыны
Матери-Отчизне!
Мы же им помолимся
И они помогут нам –
Духом нас поддержат
В трудный час бессилия…
***
По над полем,
По над ратным,
Что те стадо чёрной масти
Ходят тучи,
Грозны тучи
С молоньёй в очах
Да с порыканьем.
А на поле
На тым ратном
Что во пору,
Пору страдну
Под косою ратая,
Не цветочечки –
Белы косточки
Поизрублены,
Поиссечены
Каленой стрелой
Поисстреляны…
        ***
Ох ти Свете - Мати,
Всеблагая Русь,
Сколь всего изведала?!
Сколь ещё страдать?!..
***
Ой вы, бабоньки – суседки,
Вы простите мой язык:
Нету, нету милого –
В ратном поле свет мой спит
Со невестою младою -
Растерзали сокола
Псы поганы на кусочки.
Хорошо, хоть я сыночка
Приняла от Святозара
В час наш разлюбезный. –
Эвон вымахал, в отца весь.
Девок водит в хороводах.
Ан, из памятки не выжать –
Сердцем в сердце ён стучится,
Сокол ненаглядный мой.
         ***   ***   ***
ДУМУШКА ТЫ ДУМА,
ДУМА РАСПЕЧАЛЬНАЯ…
       (от автора.)
Не за морем синиим,
Не за высью горною,
Не в краях чужбинушки,
А у нас – как есть…
Как да было ль – не было
Моря гореванного,
Что слезой горючею,
Горем что, страданьями
До краёв заполнено
Не видать ин берега,
Горю нету краюшка,
Не достанешь дна.
Ты откуда, морюшко,
Собирало слёзоньки?
От какой сторонушки
Боль к тебе текла?
***
Как да было ль – не было
Руси - Мать державушки –
Сызмальства до сей поры
Ей дано страдать…
Плачем плачут детушки,
Тянут ручки:
 - Хле-е-бушка-а-а! –
Плачем плачут бабоньки –
Закрома пусты…
Хлеб затоптан ворогом
На том поле ратая. –
Яровым всё головы
Пахарей-защитников,
Головы врагов
Поле позасеяно.
В каждой кочке кровушка,
В каждой пяди болюшка –
Сколько всех головушек
Всюду полегло?!
Чтоб собрать державушку
Под крыло московии,
Не исчесть загубленных,
Не собрать всех слёз.
Реки зачинаются
От капелей ключиков.
Море дополняется
Полноводьем рек.
Тако Русь по клочечкам
Собиралась в пядины,
Пяди разросталися
В махову версту…
Много лет в глубь кануло
Прежде чем из дитятки,
Несуразной девочки
Вымахала Русь
Не по былям-небылям,
Не по чьей-то прихоти
Или там из милости
Вышла дева ясная
Из лесных чащоб.
Во поры младенчества
Колыбель вся дитятки
Мати - Свет Росиюшки
Плётками исхлёстана,
Стрелами исстреляна,
Пиками утыкана,
Рублена мечом…
Может над Росеюшкой
Грозные заклятия
За благие помыслы,
За черны дела???
И вся жизнь,
Сколь помнится,
Вся боями полнится –
Скольким всем хотелось
Заарканить Русь./?/
До чего ж прекрасная
Эта дева ясная
Косами шелковыми
В травах луговых;
Рыбою обильною,
Полноводьем рек
Да с очами синими –
Чистыми озёрами,
Лесом в мах кондовыим,
Вольными просторами –
Птицам в недолёт.
А ещё Русь красится
Девами-лебёдками
МОЛОДЦАМИ КРЕПКИМИ
Всех бы их в рабы…
Рвались к нам варяжские –
Рыцари тевтонские
Варвары российские
С копьями, с дубинами,
С кулаками голыми
Грудь на грудь в побоищах
Заслонили Русь.
Мчались половецкие
Ханы Русь пограбити –
Варвары российские
Силой духа вольного,
А ещё того - любовию
Ко своей Отчизне-Родине
Заслонили Русь.
Турки полумесяцем
Корабли расставили –
Варвары российские
Те рога у месяца
В бездну вод низринули
К рыбам в хоровод.
Сколько их всех ворогов
С четырёх сторонушек
Стаями стервятников
Рвались нас кусить???...
Зубы им повыбили,
Копыта оттяпали,
Руки окультяпали –
Родину спасли.
И вот она – ПРЕКРАСНАЯ
РУСИ - МАТЬ ДЕРЖАВУШКА,
Крепко на ногах стоит.
Не согнутая.
Не покорная,
Духом стать не сломлена,
Волей не порушена –
Вся, как есть, чудесная
Наша синеокая
Всем на диво Р У С Ь.
       ***   ***   ***



 
    ***   ***   ***

АФОРИСТИКА.
***   ***   ***
- Мы все на краткий миг -
Россия на века.

- Русская земля не только у Кремля.

Кто Родину любит,
старины не губит.

- У волка и в Думе
когти на трибуне.
- Пёс уж в Думе заседает,
а всё, как прежде лает, лает, лает...

- Одного царя прокормим –
всех царьков нет мочи содержать.

- По одной уродине не суди о Родине.

- Уж давно бы вышли мы из нищеты, если бы страною управляли я и ты,
а не эти, как их, ну которые…

- Чей там в Думе лоб? –
Э-э, да это клоп –
так дави его, дави и вон!
Нето займет ещё и президента трон – то-то разведется паразитов.

- Пенсия едва-едва на черепахе… -
Цены мчат на рысках…

- Сами не будьте ослами –
свиньи в Думу не войдут.

-- Депутатское кресло
не только для чресла,
а и головы для…

- Для общей огласки
снимите, депутаты, маски –
знать чтоб, от какой личины
для России всех бед причины.

- Собой повелевать не может,
а нам указами по роже –
    да  хлёстко-то как…

- Осёл, ты куда? –
В Думу должность депутатскую занять – А дадут?
– Надеюсь на собратьев,
у меня их много там…

- Ослы отправили осла в послы
и ждут разумного решенья…

- Президент Борька сказал:
- Аминь! – Бабы рожать перестали…

- Если тело всей страны страдает,
  какая у него дурная
должна быть голова…

- Не взойдет в стране заря –
будет вечный мрак,
коль у батюшки царя
в голове дурак…

- Что ни власть, то и пасть…

- Заберется осёл на высь –
орлам: - Брысь!

- Без мудрецов мы как-нибудь,
   Без дураков– никак…

- Не чужие из России берут, -
свои  на клочки Россию дерут.

- Всё в Москве есть –
нет лишь моёго горя…

- Дай  глупому власть на минутку –
 бед сотворит на века.

- Славься Родиной – не померкнешь. Славься мудростью – не увянешь. Славься добрыми делами – век твой на века.

- Нет несчастнее несчастья,
чем считать себя несчастным –
есть несчастнее тебя.

- Понедельник оттоптали –
перетопчем среду:
пережили ту беду,
как-нибудь и эту.

- Хочешь карьеру –
любовь к барьеру.

- Что в одном котле не варится –
не сварится и в двух.

- Котёл терпел, терпел, да лопнул…

- Аршинами нас не измерить –
мы в тоннах дураки…

- Самый страшный грех –
заставить плакать детский смех.

- Есть ли что теплей на свете,
   чем любовь Отчизны
   к старикам и к детям…

- Никакая власть
всем не станет в сласть.

- Москва красива, да спесива.

- Чего Москве иметь –
другим не сметь.

- На чужбине и тому рад,
что услышишь русский мат.

- Кто на Родине хам,
не лучше тот и там…

- Здесь лебедку бросил,
на чужбине рад вороне.

- Нет роднее матери,
нет милее Родины.

- Что наши деды защищали,
то и нам всем завещали
не отдавать врагу.
А в царях дурак
всё отдаст за так…

- Благороден тот,
кому дано любить лишь Родины окно.

- Где жил я в младости,
там душа до старости.

- Рады – не рады,
а и у нас приживаются гады.

- Хотите избежать напасти –
не давайте дурням власти.

- Мать, учитель, Родина –
перед ними мы всегда в долгу.

- Доволен – не доволен,
а власти подчиняться неволен.

- От власти можешь ты сбежать,
от Родины – нет места в мире.

- Иркутск – державы сердцевина,
   потому и пуповина России всей.

- И в Иркутске мы не без солнышка…

- Иркутск – наш старый город,
а всё как молод…