Брежнев ответьте Андропову

Геннадий Черепенин
   В байке "Верхом на МиГе" я описывал трудности при размещении антенн на летательных аппаратах. Учитывая, что на самолетах насчитывается несколько десятков радиосистем со своими антеннами, задача это многократно усложняется, так как нужно обеспечить правильное размещение не только своих антенн, но и учесть влияние "соседей".

А это могли быть и вовсе не радиосистемы, а, например, авиационная пушка, от которой мы шарахались как от чумы. Бывало, пригласят самолетчики на размещение нашей системы и начинаются танцы с бубнами. "Мне бы вот сюда встать" - "Нет, на прошлой неделе мы здесь разместили ДИСС (допплеровский измеритель скорости и угла сноса)" - "Ну, тогда одну антенну вот здесь, а другую на крыле" - "Хорошо, мы так и предполагали, что вам понравится" - "А почему здесь нет рядом других антенн, место ведь хорошее?" - "Да не всем нравится" -???- "У нас тут пушечка стоит" - "Ну уж нет, нам тоже не подходит!".

Дело в том, что эта пушечка при своей работе создавала такие перегрузки, что запросто могла раздолбать что угодно, не только антенны. Сам слышал один раз перед вылетом на учебные стрельбы, как техник уговаривал своего летчика не использовать весь боекомплект пушки, а то ему потом придется подтягивать все гайки чуть ли не на всем самолете.
 
Об электромагнитной совместимости систем  приходилось заботиться в первую очередь. Конечно, помогал опыт: иногда достаточно было глянуть на место размещения и с точностью до нескольких децибел оценить связь между антеннами. Но чаще всего приходилось макетировать предварительное размещение (для этого поставлялся фрагмент фюзеляжа), проводить измерения на антенном полигоне или в антенном зале. Окончательные результаты получали после летных испытаний.Процесс был дорогим и трудоемким. Однако, все понимали, что здесь торопиться незачем, переделывать потом станет дороже.

Один раз меня разыскали в подмосковном Калининграде (теперь Королев) и попросили срочно подъехать на фирму Туполева. Там готовили к испытаниям какую-то лазерную систему и выяснилось, что наш высотомер мешает ее нормальной работе. Изучив данные телеметрии, я загрустил, так как действительно при включении радиовысотомера начинались сбои у соседей.

Прямое воздействие следовало отбросить, уж очень далеки наши диапазоны, хотя  лазерное излучение тоже относится к электромагнитному. Для очистки совести заглушил передатчик нагрузкой, замерил уровень излучения нашего изделия, все было в норме. А сбои продолжались. Осталось проверять самое противное: наведенные помехи по цепям питания и управления. Занятие это не для слабонервных, расчеты практически не работают, сплошная эмпирика и беспрерывные замеры. Уложишь кабель по другому и результаты кардинально отличаются.

Работа осложнялась тем, что все цепи уже были проложены и закреплены, лишней длины жгутов не было, ничего не изменишь. Оставалось единственное решение: оставить все как есть и разносить работу систем во времени. После тщательного изучения временной циклограммы компомисс был найден и все успокоились. К сожалению, не всегда так получается.

Помню, как трудно было устранить влияние между нашим изделием и прибором из омской "Электроавтоматики." Нам пришлось менять местами приемную и передающую антенны, сменить поляризацию излучаемого сигнала, установить поляризационный фильтр в раскрыве передающей антенны. И все же время от времени вопрос о вредном влиянии нашего изделия вновь поднимается, если у них что-то сработало нештатно. Поведение соседей понять можно - гораздо легче свои проблемы переложить на другого, главное - иметь влиятельных покровителей.

Трудности изготовления и размещения возрастают при внедрении нового типа антенн.
Так у нас получилось при освоении волноводно-щелевых антенн. Признанным авторитетом по их проектированию считался НИИ-17, который я упомяну в байке "Встреча с Пистолькорсом." А изготавливали такие антенны в г.Рыбинске, переименованному к тому времени в Андропов.

Поэтому, когда наше производство столкнулось с рядом трудностей при изготовлении подобных антенн, было решено отправить группу специалистов перенимать опыт у передовиков. Было нас четверо: главный технолог, начальник производства, руководитель конструкторской бригады и я, начальник антенного отдела.

Руководить этой компанией директор поручил мне, наверное, как самому молодому.
Благополучно добравшись до места и устроившись в заводскую гостиницу, мы распределили участки работы, чтобы успеть познакомиться по возможности со всеми сторонами проектирования, изготовления и испытаний антенн.

К моменту нашего приезда произошло очередное объединение завода и КБ. К слову сказать, процесс объединения - разъединения перманентно протекает во многих городах и в наше время.

Поскольку подошло время обеда, мы знакомство решили начать со столовой. Поразили турникеты у входа в обеденный зал, которые пропускали при плате 60 коп в любом наборе. Внутри зала двигались транспортеры с подносами, на которых находились комплексные обеды. Можно было есть сколь угодно таких обедов, но с избытком хватало и одного.

Пообедав, мы разошлись по разным участкам. Я начал с визита в конструкторское бюро. Меня познакомили с разработчиками, которые пользовались той же литературой, что и мы. Да и техническое оснащение было сходным, т.е. из компьютерной техники имелась парочка "Мазовий", вот и все. Не забывайте, что это были восьмидесятые годы. Зато у них имелось несомненное преимущество перед нами - хорошо отлаженное макетирование. Меня заверили, что от эскиза до макета у них проходит неделя. У нас это растягивалось на месяцы.

Встретившись в гостинице вечером, мы решили завтрашний день посвятить производству. На следующий день я направился в макетный цех, где воплощались в металл задумки разработчиков. На слесарном участке меня познакомили с главной фигурой здесь-слесарем Михаилом Ивановичем. Первым делом он спросил меня, какую должность я занимаю. Услышав мой ответ, он презрительно заметил "Значит из начальников. А из рабочих никого не привезли? Жаль, а то бы я кое-чему поучил."

С этими словами он взял надфиль, приваренный к длинному шомполу, и начал стучать молотком по насечке на небольшой наковальне. "Вот ответь мне, зачем я так делаю?" "Наверное, чтобы волновод изнутри почистить?" "А зачем надфиль обстукиваю?". "Понятия не имею". "Вот то-то. А новый надфиль всегда имеет гребешки разной высоты и таким запросто волновод можно заполосить." С этими словами он протянул мне отрезок волновода, чтобы я заглянул внутрь. Действительно, внутренняя поверхность как зеркало, ни единого дефекта.

Тут появился его помощник, судя по возрасту - выпускник ПТУ, принесший волновод длиной около сорока сантиметров. Он положил его на колышки, вбитые в стену. Боже, что тут началось! Михаил Иванович коршуном налетел на беднягу:"Ты что наделал? Я же учил волновод сначала в деревянный футляр поместить, а уж потом его укладывать на место. Он же под собственным весом прогнется, а кому нужна кривая антенна?"

Я с интересом наблюдал эту сцену, понимая, что спектакль разыгрывается ради меня, но сам подход мне понравился.

Незаметно пролетели три дня и надо было докладывать директору итоги и получить ценные указания. Звонить из гостиницы по межгороду нам не разрешили, и всей компанией мы направились на центральный телеграф (о сотовых телефонах в то время можно было прочитать только в фантастических произведениях).Несмотря на то, что еще не кончился май месяц, стояла летняя жара. Из-за этого на телеграфе были открыты все окна и все посетители с удовольствием слушали возгласы телефонисток:"Брежнев, Брежнев - ответьте Андропову!" Переименования городов произошли сравнительно недавно и такие монологи все еще вызывали мрачноватый интерес.

Ужинали мы в ресторане-поплавке, где было попрохладнее. Кстати, мне приходилось в командировках бывать в разных заведениях общепита. Но из водных, железнодорожных или авиационных вкуснее всего кормили  в речных и морских. Чем это объяснить не знаю, но все подтвердили этот факт. Поскольку завтра наступала суббота, мы решили посвятить ее знакомству с городом, причем договорились перемещаться только пешком.

Вышли мы часов в восемь и направились к водохранилищу, пока не наступила дневная жара. Добравшись туда, мы решили искупаться, хотя вода и была холодной. Затем загорали и перебрались через плотину на другой берег Волги. Шли мы вдоль берега, и можно было перебраться на нашу сторону водными трамваями, которые во множестве попадались нам по пути. Но ведь мы решили идти только пешком. Так мы и шли до автомобильного моста, по которому перебрались через реку. До гостиницы добирались еще часа два. В итоге мы были в пути около двенадцати часов, обгорели до красноты, а ногами передвигали с большим трудом. Неудивительно, что воскресенье мы провели дома и на речном пляже, стараясь меньше двигаться и не вылезать на солнце.

В понедельник на работе мы рассказали местным коллегам о своем путешествии, на что они только ахали и крутили пальцами у виска. Оказалось, что мы протопали километров тридцать пять по солнцепеку. Нам только оставалось распрощаться с гостеприимными хозяевами, оформить документы и можно было выезжать из Рыбинска.

Вместо вечернего поезда на Москву мы решили добраться "Метеором" по Волге до Ярославля, а там сесть на поезд. Путешествие по Волге надолго осталось в памяти. Все таки много в России прекрасных мест!

   Уже подъезжая к Уралу по радио услыхали, что над Рыбинском пронесся разрушительный смерч, каких не бывало лет сто. Видать, не зря стояла духота в городе и как важно уехать во-время.