О противостоянии РПЦ и советской власти

Владимир Леонов
Продолжить повествование о деятельности руководства РПЦ и её служителей меня подвигнул комментарий «Андрея» от 03 октября ко второй части моей статьи «Может ли оставаться вне критики руководство РПЦ?» (http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=5877): «…, а вот как быть с сообщением о том, что попы освящали уже в наше время памятник фашистам, или на Кубани это делали представители какой-то другой конфессии? Может уважаемый автор объяснить как это произошло да еще по просьбе депутата от единой россии? Я, честно говоря, теряюсь в догадках и думал сначала, что это утка, но статья в Аиф и проверка по интернет ресурсам показала, что сей факт имел место, хотя особо не афишируется».
Что тут можно сказать?
Всё дело – в противостоянии противоположных мировоззрений. Советская власть была построена на господстве идеологии, основанной на превосходстве общественного интереса, и на материалистическом мировоззрении, в котором нет места вере в бога.
Эта идеология провозглашает, что есть два пути движения современного общества. Путь к свободному развитию всех членов общества, путь общего дела, стремления к общественной выгоде. И путь, где каждый за свою шкуру, путь процветания немногих избранных за счёт основной массы трудящихся. Ведь в чём корни коммунизма? Каждый человек стремится быть счастливым. Но счастье отдельного человека неотделимо от счастья всех. Поэтому общество обязано создавать условия для общего блага, устраняя несправедливость в распределении тягот труда (когда, образно, одни поют и пляшут, а другие на них пашут) и созданного продукта, порождённую неравенством людей.
Нынешняя власть по Конституции отрицает всякую идеологию, и это неспроста. Разговоры об отсутствии идеологии в капиталистическом обществе и его, якобы, «неидеологическом» характере основаны на том, что буржуазия сознательно избегает открыто констатировать факт своей классовой гегемонии (в обществе всегда господствует идеология правящего класса). Она, видимо, инстинктивно ощущает моральную сомнительность таких своих «идеалов», как поклонение чистогану и проповедь эксплуатации, которая стремится закрепить глубочайшее общественное неравенство людей под биркой «священного» права частной собственности.
И, конечно, рассуждать о существовании разных общественных устройств «без идеологии», это всё равно, что доказывать нормальность и желательность существования человека без всяких понятий об окружающем его мире и о том, как себя в этом реальном окружении вести.
Люди не могут не задумываться: почему происходит так, что планета людей, несмотря на весь технический прогресс, поражающий своими чудесами, всё так же мало приспособлена к комфортной, безопасной, полной жизни человека, как в тёмные времена средневековья? И жестокая потогонная система, применяемая одинаково на заводах "Найк" в Индонезии или на московских стройках, оставляет простому человеку меньше пространства для саморазвития, чем оставляла барщина и оброк феодальному крестьянину.
Первый ответ на такие вопросы любезно предоставляет религия. В этом мире, говорят попы, люди обречены на страдания, их проверяет господь бог и искушает дьявол, чтобы подготовить к лучшей жизни после смерти.
И правда, у человека, не владеющего научным пониманием происходящего, невольно возникает вопрос: не могут же все беды человечества происходить без участия некой могущественной силы, которая гораздо сильнее человека? Так всегда любое явление, которое не имело научного объяснения, рождало объяснение религиозное. Почему происходит шторм? Это гневается бог Посейдон. Почему гремит гром? Это Илья-пророк едет по небу на своей колеснице.
Такие объяснения сегодня не приемлет даже школьник младших классов, ведь общеизвестна естественная (а не сверхъестественная) причина этих явлений. Но для сложных общественных явлений, таких как войны, кризисы, безработица, эксплуатация, многим, если не большинству, всё ещё требуется бог (или дьявол). Правда, время чудища с рогами и хвостом и доброго старца в облаках прошло. Люди слетали в космос и прорыли свою землю шахтами, не обнаружив ни богов, ни дьяволов. Но ведь настоящая среда обитания этих сказочных существ - человеческое сознание, поэтому они всё равно появляются под другой личиной, в ещё более труднодоступных местах, чем небо или подземелье.
Но и кризисы, и безработица, и войны имеют научное объяснение с точки зрения материалистической теории общества, основанной классиками марксизма. Она показывает, что всё это есть следствие действия законов рынка, товарного производства в его всеобщей форме - капитализма. Капиталистическая система ставит людей в такие отношения (конкуренции, эксплуатации), что они становятся друг другу врагами и готовы перебить друг друга.
Те, кто заинтересован в вечном сохранении капиталистической системы создают условия, чтобы народы боролись не с капитализмом, а с "мировым правительством", "заговором масонов", «заговором против Путина» и т.п. Ведь, если борешься с тем, чего нет, то никому особенно и не мешаешь. А капиталисты всех стран очень заинтересованы в том, чтобы народы не мешали и дальше грабить себя. Поэтому и насаждается национализм, религия, теории "мирового заговора" и т.п.
И чем несправедливее делит общество труд и его результаты, тем яростнее в нём оболванивающая пропаганда.
Как истребитель, сеющий смерть, выстреливает ложные цели, чтобы не быть сбитым ракетой "земля-воздух", так и капиталистическая система, чтобы отвести от себя удар, создает кучу "ложных целей".
«Виноваты не мы», - говорят господа положения, - «виноваты евреи, чеченцы, масоны, "мировое правительство", террористы...».
Нам внушают, что у нас в стране наблюдается всплеск интереса к религии, и в обозримом будущем ожидается резкий подъём духовности населения. Но пока в России наблюдается только рост наркомании, алкоголизма, воровства и т.д. Думаете, в чём тут причина? Руководители РПЦ объявляют, что во всем виноваты коммунисты проклятые, 74 года безбожной власти даром не прошли, теперь мы хлебаем последствия. Руководители РПЦ, правда, не уточняют, где и когда Маркс, Ленин, Сталин призывали народ бухать, колоться и жить за счет других.
Тот момент, что нынешний буржуазный режим, ограбивший десятки миллионов людей, рекламирует и культивирует все грехи и пороки через электронные и печатные СМИ, церковные ораторы объезжают стороной. Но утверждают, что служителям церкви досталось от безбожников. Да, был такой случай - когда попы, вместе с белогвардейцами с оружием в руках выступили против Советской власти. Но тут сетовать не приходится. Любая революция должна уметь защищаться.
После гражданской войны советским людям было чем заняться: восстанавливать экономику, растить детей, воспитывать нового человека хозяином страны. Церковь отделили от государства и, само собой, от части имущества и земли, на которой, между прочим, горбатились миллионы батраков, обеспечивая попам сладкую жизнь. Имущество, нажитое тысячелетним грабежом, отошло к единственному законному владельцу - трудовому народу. Ну а попы, не искушаемые более богатством, могли заняться, чем положено по штату: спасением души. И сидели попы тихо, писали приветствия к очередным съездам КПСС. А что поделаешь - ведь всякая власть от бога!
На дворе XXI век, но не обольщайтесь. Судя по всему, невежество и мракобесие своего последнего слова не сказали.
Сегодня нередко слышишь, что Победой в Великой Отечественной войне мы обязаны в первую очередь Православной церкви. Не самоотверженности советских воинов и тружеников тыла, не руководству партии или искусству командиров - а церковникам, которые якобы объединили и вдохновили народ на борьбу.
Что скрывается за этой пропагандой? Газета «Трудовая Россия» № 16(384) в статье «Они молились за Гитлера» отвечает, что здесь скрывается классовый характер Великой Отечественной войны. Скрывается правда о том, что во время войны очень многие служители культа не только поддерживали нацистскую Германию, но и благословляли вермахт на борьбу с Советским Союзом. Ради своих привилегий, ради превращения свободного народа в стадо они не гнушались славить Гитлера как "освободителя". Вот выдержки из церковных газет и журналов тех лет.
Из Воззвания к пастве Архиепископа Серафима (Лядэ). Июнь 1941 г.
Во Христе возлюбленные братья и сестры!
Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на её приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал своё победоносное войско к освящённой борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это - продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., - но, увы! - окончилась трагически. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте. "Спасение всех", о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов одоление. Аминь!
Листовка, отпечатанная отдельным оттиском в июне 1941 г.

Близок час
...Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые "христианские" правительства, которые в недавней испанской борьбе были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры.
Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти "Всех святых, в земле русской просиявших". Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский праздник, соединённый с днём воскресения, началось исчезновение демонских криков "Интернационала" с земли русской.
Скоро, скоро русское пламя взовьётся над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются осквернённые храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия. Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола.
Это будет "Пасха среди лета", о которой 100 лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой Русской земли преподобный Серафим.
Лето пришло. Близка русская Пасха...
Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской), "Новое слово", N 27 от 29.06.1941 г. Берлин

Помимо того, что гитлеровских палачей поддержала часть православных священников, эту же позицию заняли и другие традиционные конфессии. Например, римский папа Пий XI еще 10 февраля 1930 года в своем послании призвал верующих к "молитвенному крестовому походу" против СССР. Также Гитлера активно поддерживали некоторые представители мусульманского духовенства, в частности, верховный муфтий Хадж Амин аль-Хусейни. В исламских легионах СС, созданных под его руководством, воевало против своих собратьев 305 тыс. добровольцев, проживавших на территории СССР.

Из послания Митрополита Серафима (Лукьянова). 1941 г.
Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом. Да благословит Всевышний великого вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога.
"Церковная жизнь", 1942 г., N1

Фашистские каратели при поддержке местного духовенства на оккупированных советских территориях уничтожили более 7,4 миллиона мирных граждан. Более 4 млн. человек погибло от жестоких условий оккупационного режима. Свыше 5 млн. советских граждан были насильственно вывезены на принудительные работы в Германию, где в каторжных условиях погибло 2.164.313 человек. Всего на "алтарь крестового похода" под пение и псалмы духовенства положено более 26,5 млн. жителей нашей страны. Также за годы войны, воспетой "христолюбцами", на советской территории было разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, свыше 6 млн. зданий.

Телеграмма Всебелорусского Церковного Собора А.Гитлеру. 1942 г.
Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлёт Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от большевицкого безбожного ярма, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной Автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию.
Архиепископ Филофей (Нарко), Епископ Афанасий (Мартос), Епископ Стефан (Себо).
"Наука и религия", 1988 г., N 5

К годовщине крестового похода
Прошёл год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества - коммунистический интернационал. И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и обезврежена и очищена от этой заразы. И там, где давно уже не раздавался колокольный звон и где славить Всевышнего считалось тяжким преступлением, - там теперь разносится малиновый звон колоколов; открыто и безбоязненно, с усугубленными лишь чувствами несутся к престолу Царя Вселенной молитвенные вздохи освобождённого из ада русского народа.
И нет слов, нет чувств, в которых можно было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу Гитлеру, восстановившему свободу вероисповеданий.
Но Правда побеждает, она и победит. И недаром Провидение избрало Вождя Великой Германии Своим орудием сокрушения этого общечеловеческого врага. Германский народ знает это, и в этом залог, что он в союзе с другими народами доведёт с Божьей помощью борьбу до конечной победы. И мы верим, что это будет так.
22 июня 1942 г. Е. Махароблидзе, "Церковное обозрение". 1942 г. N 4-6

С началом фашистской оккупации началось и сотрудничество с немецким командованием Русской православной церкви. Её главой стал экзарх Эстонии - митрополит Сергей (Воскресенский), проживавший в Риге, который своим указом создал в августе 1941 года "Русскую Православную миссию в освобождённых областях России" с управлением в Пскове. Последующее массовое открытие церквей и проведение богослужений преследовало три основные задачи: проведение пропаганды, имеющей целью представить немцев в роли защитников русского народа; оказание активного содействия немцам в проведении экономических и политических мероприятий; сбор сведений о политических настроениях населения и экономическом положении районов, а также выдача советских патриотов оккупационным властям. Попутно служились молебны о "христолюбивом вожде народа германского, правительстве и воинстве его".

В наши дни
На тему взрыва памятника Ленину в Санкт-Петербурге высказался очередной "христолюбец" - настоятель храма «Сошествия Святаго Духа на апостолов» игумен Сергий. Из его "обличительной" речи ясно видно, насколько проповеди о смирении и терпимости для простых смертных отличаются от их собственной готовности заткнуть рот любому несогласному с ними, не стесняясь даже призывов к экстремизму и вандализму:
«...У толерантности есть границы. Ленина пора выбрасывать. Я благословляю людей, которые это сделали, и, повторюсь, надеюсь, что найдутся люди, которые смогут сделать что-то подобное ещё где-нибудь в России. Ведь в любом городе, даже в маленьком городке мы непременно увидим улицу Ленина, и везде стоит этот идол. Мне как русскому человеку неприятно его видеть, у самого руки чешутся отбить что-нибудь или хотя бы облить краской.
... Если кто-то хочет видеть коммунизм - пускай живут в своих коммунистических резервациях, российское общество это позволяет. Но навязывать нам свою идеологию с этими символами - это несправедливо, нетолерантно, недемократично».

9 мая 2009 года гражданин Гундяев, в церковной жизни патриарх Кирилл, назвал Великую Отечественную войну "платой за грехи, которые народ СССР совершил во время Революции и Гражданской войны".
Судя по этим заявлениям, глава РПЦ не только осуждает людей труда, которые в Октябре 1917 г. освободились от бесправия и власти паразитической "элиты", но и оправдывает тех зверей, что убили, замучили, сожгли в печах, перегнали на мыло 26,5 миллионов советских граждан. Получается, что он считает ту войну "богоугодным делом"! Оправдывает нацистов, как делали это его предшественники 70 лет назад.
Тогда вся их риторика во славу Гитлера прикрывала шкурный поповский интерес сладко жить за счёт трудового народа. Сейчас патриаршие "откровения" прикрывают оправдание буржуазного переворота с превращением церкви в хорошо прикормленную идеологическую подпорку режима.