Определение личности

Зубаир Османов
Проблема полисемантизма имеет место и в толковании термина «личность». В одних случаях

этим словом обозначают совокупность свойств, характерных особенностей, качеств человека,

а в других – самого человека, обладающего совокупностью этих качеств. К примеру, в одной

и той же книге приводятся определения этого понятия.


«Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик,

которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и

отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие

существенное значение для него самого и окружающих» Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 336.


«Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств

человека, составляющих его индивидуальность» Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 336.


«Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность

психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для

данного человека мышление и поведение. (Г. Олпорт) Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 336»


Отсюда видно, что в одних случаях «личность» понимают близко к термину «индивид», а в

других случаях почти как синоним слова «характер». А это уже абсурд, ибо в один

понятийный ряд попадают характер и индивид, свойство и его обладатель.


Об этом говорит и А. Н. Леонтьев. Говоря о необходимости чётко различать понятия

«индивид» и «личность» он высказывает следующую мысль.

«Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами

только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития.

Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не

затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их

индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же

можно сказать и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего

ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, по и великое

множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Кстати

сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как

продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в

психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не фигуральное

только выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению

индивида; раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах»   Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2004. С. 177..


Далее на той же странице он говорит: «Личность не есть целостность, обусловленная

генотипически: личностью не родятся, личностью становятся». Но кто становится личностью?

По-видимому, индивид. В литературе, в том числе и психологической нередко можно

встретить выражение типа «Индивиду нужно стать личностью». В таком случае мы наблюдаем

алогизм. Если индивид становится личностью, а она может расщепляться, то это свойство

гомоморфно должно отобразиться и на индивида. Если некто Икс был произведён в капитаны,

а потом этого капитана разрубили напополам, то возможно ли такое, чтобы это не касалось

нашего Икса? Поэтому, на наш взгляд, правильнее будет сказать: личностью не родятся,

личностью не становятся, личность обретается индивидом. Личность – это присущая индивиду

переменная величина, тогда как индивид неизменен. Личность может быть инфантильной или

зрелой, она может обогащаться и обедняться, она может расщепляться и восстанавливать

целостность.   


Цитата из другого авторитетного издания показывает, насколько велики расхождения в

толковании этого фундаментального понятия.


Термин личность («personality») происходит от латинского слова «persona», обозначавшего

маску, которую надевал актер в греческой драме. Люди склонны отождествлять личность с

обаянием, популярностью или публичным имиджем.

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии,

обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл

Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную,

субъективно воспринимаемую сущность, со¬ставляющую самую сердцевину наших переживаний.

Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле

— внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в

понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных

кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли

рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания

жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого,

ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт

Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния

индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций

недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических

представлений гораздо многограннее, чем представленное в перво¬начальной концепции

«внешнего социального образа» Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. с.23.

В большинстве определений личность представлена теми характеристика¬ми, которые

«отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и

постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во

времени и окружающей обстановке Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. с.23.


Нам представляется обоснованным остановить выбор на определении Олпорта. Проанализировав

более 50 определений личности, Олпорт предложил следующее: «Личность – это динамичная

организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют

характерное для него поведение и мышление». Черту личности он охарактеризовал как

«предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций» Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. с.23.


Расшифруем это определение. Выражение «динамическая организация» указывает на

нестатичный характер личности. Для сравнения приведём другое определение личности:

«Личность – относительно устойчивая совокупность психических свойств»   Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 264. Выражение

«относительно устойчивая» подчёркивает, то, что она находится в постоянном развитии,

сохраняя при этом свою «самость». Словосочетание «психофизические системы» акцентирует

внимание на наличие как психической, так и физической составляющей. Формулировка

«поведение и мышление», по-видимому, призвана обозначать все виды человеческой

активности. Но это не совсем удачная формулировка, ибо обозначение не исчерпывает

обозначаемое. Физическая составляющая жизнедеятельности не ограничивается поведением, а

психическая – мышлением. Возможно, будет лучше следующее определение. «Личность – это

динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которыми

детерминированы все виды жизнедеятельности, включая психические процессы, психомоторные

реакции, привычки, поведение».   


Интересен вопрос о том, какова природа личности. Какого рода образованием является

личность: материальной или идеальной? С одной стороны, она не ощущаема органами чувств,

следовательно, идеальна. Но с другой стороны, существование и функционирование,

устойчивость и изменчивость личности обеспечивают вполне материальные мозговые

структуры, афферентные и эфферентные нейрокомплексы (АНК и ЭНК) и устоявшиеся связи

между ними. Скажем, боязливость как свойство личности нематериальна, но её возникновение

и закрепление происходит в результате установления связей между АНК, порождёнными

угрозой, и ЭНК, несущими боязливую реакцию. И когда эта связь между АНК и ЭНК оформится

как наиболее естественный путь разрядки, получается боязливость как черта личности.

Также важен вопрос о врождённых и приобретённых чертах личности. Ясно, что уже к моменту

схода со стапелей человек обладает множеством свойств, в том числе личностного свойства,

в форме неосознаваемых инстинктивных форм реагирования на потенциальные раздражители.

Появление приобретённых черт возможно только потому, что набор врождённых характеристик

позволяет приобретать новые черты и модифицировать их. Формирование новых черт и

изменение уже имеющихся всегда происходит как развитие уже имеющейся личности.


Небезынтересно положение, выдвинутое Д. Келли: «Процессы личности – это проложенные в


психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события». Данное высказывание можно

перефразировать следующим образом: динамика развития личности определяется прокладкой в

психике новых каналов, установлением новых межнейронных связей, т. е. обогащением

когнитивной карты. Эти новые данные позволяют прогнозировать события, тем самым,

предопределяя наиболее вероятную реакцию на внешний стимул.