Мозаики

Соколов Сергей
В одном маленьком городке жил старый Учитель. Когда-то у него было много учеников. Они сверкнули в его жизни, как искры большого костра, и так же, как искры, быстро исчезли. Только трое задержались надолго. Они продолжали жить вместе с Учителем, продолжали обучение. С одной стороны, это обстоятельство радовало Учителя: будет на кого оставить учение. С другой стороны, оно смущало его: «А, может быть, я – просто неважный учитель, раз так долго учу их». Сомнения – плохой друг, вот и решил старый Учитель проверить, чему он научил своих верных учеников.

Долго думал Учитель, как сделать это. Для него это был вопрос не праздный: чувствовал, что настало время выбора преемника. Долго думал Учитель, наконец,  придумал.

 Наутро он пригласил к себе учеников и вместе с ними направился в другой конец города. Он шёл в мастерскую художника. Художник выкладывал мозаики на стенах домов. Этим он радовал людей, даря им новые цвета и образы. Этим он зарабатывал себе на жизнь: его работа пользовалась спросом. Творения художника и навели Учителя на мысль об испытании, которое он решил предложить ученикам.

Художник радушно встретил старого Учителя. Он хорошо знал его и даже иногда заходил к нему в гости. Учитель непременно уделял художнику внимание и своё личное время. Они любили вести неспешные разговоры. Обычно, это были разговоры о жизни и об искусстве.

Поприветствовав художника, Учитель объяснил ему цель визита. Художник сразу понял, что от него требуется, и быстро подготовил три рабочих места.

– А теперь, – обратился Учитель к ученикам, – выложите мозаику. Отобразите на ней наш мир. Покажите его таким, каким видите его вы. Времени вам до захода солнца. Вперёд, начинайте.

С этими словами Учитель ушёл.

Ученики принялись за работу. Каждый выкладывал мозаику по-своему. Каждый работал, как умел.

На заходе солнца Учитель снова появился в мастерской.

Не спеша, он подошёл к первой мозаике. Она была выложена большими кусками цветной смальты. Между ними серыми пятнами зияли незаполненные участки.

– Разве мир вокруг тебя такой пятнистый и угловатый? –  спросил Учитель автора мозаики.

– Учитель, но вы же учили воспринимать мир крупно. Вы говорили, что его надо уметь видеть целиком. Не мог же я положить только один кусок смальты. Это было бы проявлением неуважения к Вам, –  ответил ученик.

Промолчал Учитель. Не стал возражать ученику, лишь перешёл к следующей мозаике.

На большом пространстве, предназначенном для работы, был заполнен только один угол. Швы между маленькими кусочками смальты были такие тоненькие, что их почти не было видно. Цвета плавно переходили из одного в другой. Работа была выполнена тщательно, но полной картины не получилось.

Учитель ещё не успел сказать ни единого слова, как ученик, создавший красивый уголок, начал оправдываться:
– Извините, Учитель, я не успел выполнить ваше задание. Вы же сами говорили, что нужно уделять внимание нюансам. А их так много! Вот мне и не хватило времени, чтобы  отобразить все.

– Немного же ты видишь вокруг, – удивился Учитель, – мне кажется нюансы увиденного задавили тебя .

Ученик потупил глаза и промолчал.

Учитель подошёл к третьей мозаике. Рядом с ней стоял её создатель. По всему было видно, что творение нравится ему, и он ожидает похвалы. Действительно, в картине было всё: и нюансы, и перспектива, и целостность выражения... Смутило Учителя только одно: сверху мозаику ограничивала широкая чёрная полоса.

– Что это такое? – спросил Учитель, показывая на неё.

– Это то, чего я не знаю, но обязательно узнаю, чтобы стать таким, как вы, – гордо заявил ученик.

– Я понял тебя, – ответил Учитель, –  но откуда тебе знать, где проходит граница моих знаний?

Ученик смутился и отвёл глаза в сторону. Он, действительно, не знал, где проходит граница знаний Учителя.

Не сказав больше ни слова творцам мозаик, Учитель попрощался с художником и вышел из мастерской. Ученики последовали за ним.

Старый Учитель шёл и думал.
«…Воистину говорят, что не может ученик стать выше учителя. Но… может же он встать рядом с ним? Ведь сила учения не в тех, кто идёт следом, а в тех, кто стоит рядом. Видно, рано ещё мне на покой… Ещё не появился рядом человек, готовый принять от меня учение…»

Ученики тоже шли и думали. Каждый из них думал о своём.