ЕГЭ - всё стоит на лжи

Алина Боковая
На сайте  Проза.ру автор Татьяна Щербакова опубликовала прекрасную, на мой взгляд, очень умную, очень честную, исполненную боли за наших детей статью «Учиться, учиться… или не учиться?»Я согласна с каждым словом этой статьи. Мою приемную правнучку, ученицу 4-го класса, школа тоже добивает. Уже диагностированы признаки начавшейся эпилепсии, ребенок сидит на таблетках. В семье – драма. Мать кричит: «Она просто лодырь! Если постарается, будет учиться на пятерки!». И трясет ремнем. Бабушка плачет и пытается помочь внучке,  но зачастую не может. Задания на дом детям даются такие, с какими и взрослые не справляются. Кое-как еще тянет дед.

Мало того, что ребенка терзают в школе, ему еще и на лето (!), святое для отдыха детей время (!), задают учебные задания. Да если бы, например, прочесть какие-то книги. Как бы не так. Решить около сотни задач, из них некоторые на дроби, которых в классе они еще не проходили (?!). Дети теряют здоровье и даже становятся инвалидами, а объем знаний, получаемых ими в школе, не только не увеличивается, но, наоборот, катастрофически падает.

Однако, есть еще один аспект в анализе современного состояния школы в России, который в статье г-жи Щербаковой не отмечен. Дело в том, что школа выпускает детей не только физически больными. Она выпускает их еще и больными нравственно. В публицистической печати, в сообщениях ТВ, в анализах школьных учебников, в выступлениях педагогов, в судебных делах, касающихся школы и даже в высказываниях представителей власти отражается нравственная деградация школы. Чего стоит, например, заявление бывшего министра образования  г-на Фурсенко о том, что задача школы – формировать умелых потребителей (?!).

Мало того, что ученики в стенах родной школы подвергаются унижениям и насилию. Они  еще прекрасно знают всю подноготную отношений в школе. Поборы и взятки с родителей. Липовые или купленные оценки. Зависимость учителей от начальства и их бессилие перед учениками. Неравенство и несправедливость. И все это при полном  отсутствии хоть какой-то  идейности в воспитании, хоть каких-то нравственных ориентиров, «положительных» примеров нравственного поведения, признаков хоть какого-то целеполагания в воспитании.

Главным орудием, можно сказать – танком, призванным раздавить остатки нравственности в душах детей, является, конечно, ЕГЭ. Просто поражает, почему ни педагоги, ни общество как бы не замечают главного дефекта в системе ЕГЭ, а именно: вся эта система стоит на лжи! При проведении экзамена учащемуся предлагается тест, содержащий  вопрос и несколько вариантов ответа на него, из которых лишь один – правильный. Остальные – ложь, иногда скандальная, просто  вопиющая, иногда – провокационная, а то и просто глупая.  И авторы  этой лжи – школьные педагоги и методисты.

Снова поражаешься: какую омертвелую, бюрократическую душу нужно иметь, чтобы сочинить столько фальсифицированных, лукавых ответов на вопросы из наук, служению которым отдана жизнь? И каким талантливым демагогом нужно быть для этого. Ведь ответы должны быть не просто неверными, но еще и правдоподобными, чтобы правильный ответ среди них было не так легко опознать. Иначе вся затея теряет смысл. Но если это условие выполняется, то ученик еще в ходе обучения должен быть с этими тестами ознакомлен.  Его должны сначала научить отличать правду от лжи!

 Если  же не научили, если ученик слабо подготовлен, он затрудняется выбрать среди всех ответов правильный. Но он прочитывает их все, и ВСЕ ВОСПРИНИМАЕТ  КАК ВОЗМОЖНО ПРАВИЛЬНЫЕ (?!). Все они оставляют свой след в его сознании. Таким образом в сознание не уверенного в себе молодого человека насильственно вносится огромный объем  ложной информации, просто дикая смесь чепухи и бреда, выбиться из влияния которой он не в силах.

Радость логического познания мира подменяется бестолковщиной. Его умышленно оглупляют. Даже ставши взрослым и столкнувшись в жизни с подобным бредом, он подумает: «А что? Может, это и правда. Кажется, я слышал об этом еще в школе». Объективно же еще в школе в его ум вколачивалось унизительное убеждение в непознаваемости  мира лично для него, в его  предопределенной зависимости от знаний и воли каких-то других, «более умных» людей.

Учителя защищаются, говорят, что ЕГЭ – это инструмент проверки, а не обучения, и что до экзамена тесты не публикуются. Но тогда экзамен  превращается в удар мешком из-за угла. Ученик идет на экзамен с твердым убеждением, что учителя хотят его обмануть, подловить в капкан, а его задача – в свою очередь их перехитрить, извернуться, избежать ловушки. Отсюда и тайно пронесенные мобильники, и приказы от начальства учителям – выслеживать учеников, и «утечки» заданий, и преступные сговоры учителей и учеников ко взаимной выгоде и т. д. Недаром уже на полном серьезе вносится предложение обыскивать (!) учеников на входе в экзаменационный зал. Дорогие читатели, вы можете себе представить картину, как уважаемый учитель обыскивает своего любимого ученика как тюремный надзиратель?

И никто не задумывается о том, что все это – вопиющая безнравственность. Кому понадобилось, чтобы всё обучение и воспитание наших детей в школе стояло на лжи? И с какой целью внедряется эта противоестественная, выморочная система? Возникает  подозрение, что наши, как раньше говорили, «правящие круги» хотят капитально, с детства приучать своих граждан ко лжи, чтобы выйдя во взрослую жизнь, они уже ничему не удивлялись и ничем не возмущались.