Армянские мелодии

Геннадий Черепенин
   
   Мне довелось побывать в Ереване семь раз. Незабываемый город. Трижды меня приглашали на конференцию по антенным измерениям. Хотелось бы сразу отметить, что в Советском Союзе антеннщики были весьма организованы и регулярно проводили научные конференции, школы и семинары по различным направлениям.

Мне за сорок с лишним лет работы антеннщиком в каких только городах не пришлось побывать на подобных конференциях. В Ереване мы были гостями института радиофизических измерений. Располагался он на проспекте Комитаса, рядом рынок, куда мы ходили за экзотикой. На противоположной стороне находился завод фрезерных станков. Это про их продукцию говорили, что японцы охотно скупают тамошние станки, т.к. из одного такого станка они делали три своих. Смех смехом, но у нас при антенном зале есть слесарный участок, на котором стоят фрезерный и токарный станки армянского производства, возраст которых более сорока лет, а они исправно работают.

Кроме конференций мне пришлось прилетать сюда еще четыре раза, когда мы вели совместные работы по измерениям ближнего поля. Обычно, прилетающих на конференцию встречали в аэропорту Звартноц и на автобусах развозили по гостиницам.

В незнакомом городе я всегда старался выкроить время для знакомства с ним именно в первый день, когда особенно остро ощущаешь все впечатления. Вот и в этот раз едва оформив документы в гостинице и забросив портфель в номер, я отправился в город. Вдоволь погуляв по нему пешком и на метро, не чувствуя ног от усталости я решил вернуться в гостиницу. Нашел тот перекресток, у которого я сошел с автобуса, и решил здесь ждать транспорт в обратном направлении. Я хорошо помнил, что дорога проходит мимо стадиона "Раздан" и до гостиницы нет никаких поворотов.
   
Прождав минут тридцать я понял, что здесь что-то не так. Подходили и уходили автобусы безо всяких маршрутных номеров, в них садились люди и ехали в том направлении, куда и мне надо было, а я все ждал. Надвигался вечер и я заскочил в первый же остановившийся автобус. Еще когда я ехал в город, я уяснил, что в Ереване платят, когда выходят,а не так, как в российских городах: едва забравшись в транспорт стараются уплатить, чтобы не сочли безбилетником.

Войдя в автобус, я увидел круглую коробку из под рыбы у кабины водителя, в которой лежали деньги бумажные и мелочь.Меньше 20 копеек никто не кидал, хотя я уже знал, что проезд стоит 5 коп. Вот так и поехал я, стараясь разглядеть свою гостиницу, чтобы не проехать мимо. Во-время ее заметив, я тоже бросил 20 коп и сошел. В последующие дни я уже не ждал рейсового автобуса, а садился в любой в нужном направлении и ехал. Кстати, один раз я попал на контроль. Выйдя из автобуса, и бросив перед этим 20 копеек в банку, я попал в объятия контролеров, один из которых оторвал мне 5-копеечный билет и отпустил с миром.

К слову, покупая 3-копеечную кружку кваса, с двадцати копеек или с рубля сдачи никто не требовал. Поэтому лучше платить сразу номинал, не ожидая сдачи, которую здесь не принято давать.

Но слова про армянское радушие - это не пустая фраза. Встречали нас действительно радушно: свозили на Севан, показали центр антенных измерений на горе Арагац, куда долго добирались по серпантину, оставив внизу обсерваторию академика Алиханяна. Кстати, в Ереване хорошо видно гору Арарат, которая находится в Турции, легко разглядеть ее головы Сис и Масис со снеговыми шапками.
 
Не знаю как сейчас, а в те годы армяне курили очень много. В институте помимо отведенных для курения мест на лестничных площадках, курили в лифтах, в кабинетах начальников, да и на рабочих местах в лабораториях. Хотя и я в то время был курильщиком, но это уже был перебор.

Обычно я попадал в Ереван летом. Город мне казался малонаселенным, купить билеты на самолет можно было без проблем.Оказалось, что так бывает не всегда.

Один раз я прилетел в конце апреля. Поработав дня четыре, я после работы решил зайти в центральные авиакассы и купить билет на 5 марта. Еще не дойдя до здания, я увидел толпу у входов. А с трудом пробившись внутрь, понял, что мне не добраться ни до одной кассы.

На следующее утро я в институте обратился к своим коллегам с воплем о помощи. Они отнеслись к этому философски, оказывается перед этим праздником нормальные люди едут продавать цветы по всей стране, преимущественно на Урал и Север. И только некоторые особи приезжают в командировки в неподходящее время.
 
После этого меня повели к заместителю начальника отдела - бывшему полковнику КГБ, как оказалось. Он записал мои паспортные данные и велел завтра утром быть в приемной Президиума Армянской ССР. Излишне говорить, что следующим утром я за полчаса до назначенного времени уже был на проспекте маршала Баграмяна на холме у Президиума Верховного Совета. Дальше дежурного милиционера меня не пустили, а сверившись с паспортом вручили бумагу-бронь на приобретение билета с красной полосой по диагонали "Правительственная". С такой ксивой мне черт был не страшен. И я бодро покатился вниз к кинотеатру "Россия", а там и кассы рядом.

Протиснувшись внутрь я нашел служебную кассу и размахивая бумагой ринулся вперед. Меня тут же осадили, сказав, что я не один такой здесь. Очутившись в хвосте очереди, я стал разглядывать тех, кто впереди меня. Прямо передо мной стоял пацан лет пятнадцати с бумагой "ЦК КПСС Армении". Дальше уже можно было не разглядывать.Утешало только то, что к этой кассе очередь была не более двадцати человек, а не сотни, как в соседних. Билет я купил хоть и с пересадкой в Москве, но уже 7 марта я был дома с армянскими цветами для жены.

Самое интересное в этой истории то, что она нашла продолжение через полгода. Именно тогда я сидел в Дубне со своим коллегой из фирмы Лозино-Лозинского. Мы с ним были хорошо знакомы, и за рюмкой "Кашинской" он поведал историю о злоключениях в Ереване. (Для тех, кто не знает - "Кашинская" - это водка, производимая под Дубной в деревне Кашино, где была лампочка Ильича.Вкус, кстати,омерзительный).
   
Оказалось, что он 7 марта пытался улететь домой в Москву. Были они с двумя товарищами, одна из них была женщиной,на какой-то родственной фирме уже две недели. Все это время женщина уговаривала их купить билеты заранее, но они не торопились. И тогда она купила себе билеты с большим трудом, после чего они тоже забеспокоились и ринулись в кассы. Остальное можно прочитать у меня выше. Но у них не нашлось бывшего офицера КГБ. И 7 марта они поехали в аэропорт Звартноц провожать свою коллегу и попытаться купить билет перед самым рейсом (бывает, что сдают билеты).
   
Чуда не случилось, подругу они проводили, билет не купили, но решили подождать полтора часа до следующего рейса в надежде на удачу. И вот минут через двадцать, как объявили об окончании посадки, они увидели, что к ним бежит их подруга, а за ней вышагивает здоровенный армянин в форме ГВФ.

Подойдя он козырнул и попросил паспорта и деньги, после чего скрылся в кассах. На их расспросы подруга отвечала, что все расскажет потом, а сейчас одна задача - улететь. Вскоре подошел летчик с документами и велел скоренько идти к самолету. Оказалось, что это командир корабля.

Поднявшись в салон, он усадил их на откидные сидения и вскоре самолет взлетел. Женщина прошла в салон на свое место. Когда погасли запрещающие транспаранты, к ним пришла подруга и рассказала, что случилось за эти полчаса.

Поднявшись в салон, она, проходя мимо туалета, увидела там армянина с козой. Надо сказать, что у всех троих были удостоверения министерства авиационной промышленности красного цвета, с помощью которых им в командировках иногда удавалось без очереди получать билеты (в этот раз не помогло). Кстати, у меня самого было подобное, только от министерства обороны.

Она у бортпроводницы потребовала встречи с командиром корабля. На ее требование вышел некто, представившийся командиром, и велел ей занять место и не мешать работать. Тогда она махнула своим красным удостоверением и заявила, что по прилету в Москву она доложит в министерстве о всех безобразиях, что творятся здесь, когда ответственные работники не могут улететь, а в это время перевозят коз в нарушение всех правил.

После этих слов лжекомандир исчез и появился настоящий командир, который спросил, где находятся ее товарищи. Ну, а остальное происходило уже при вас.

Едва она закончила рассказывать, из кабины вышел командир, тут же появилась стюардесса с подносом, на котором стояли рюмки с коньяком и бутерброды. Командир заявил, что самое время уладить конфликт и выпить за здоровье уважаемых пассажиров. Мы же уставились на него: неужели выпьет за рулем?

Командир поступил нестандартно: он поднес рюмку ко рту, а затем подал ее дальше за голову, где ее перехватил лжекомандир, неизвестно когда появившийся, и ловко опрокинувший  в рот. Чувствовалось, что отработано все до миллиметров. После чего командир извинился и ушел в кабину, а мы выпили еще по одной. Перед Москвой командир вышел попрощаться и дал свои координаты, чтобы заходили в гости. Он оказался москвичом.

Вспоминая Ереван, я с горечью узнал, что в лихие 90-е годы вырубили деревья и на Комитаса, и на Баграмяна. Нечем было отапливать квартиры. А когда случилась беда в Спитаке, азербайджанцы не пропускали эшелоны с помощью в Армению, пока командир русского эшелона  не пригрозил расстрелять всех из пулеметов.

Спитак я вспомнил потому, что моя жена, узнав о землетрясении, послала туда свою шубу. Это с Урала, - а соседи до сих пор грызутся между собой.