Езда на волкодаве

Анвар Исмагилов
ЕЗДА НА ВОЛКОДАВЕ


Абхазия – многонациональная страна. Кого тут только нет! Перечислять не буду, но были даже негры! И много православных храмов. Один из них стоял во дворе третьего корпуса Бомборской школы, что недалеко от знаменитой Гудауты. Хорошенькое было соседство – на задах тутовник с шелкопрядом, дальше поле с табаком и сараями для его сушения. Не хватало только винзаводика.

А в самом храме был устроен клуб, вроде Дома культуры. Там мы проводили КВНы, пели песни и прочие чудесни. Храм был общербан снаружи,  а внутри приглажен, как сорочка под чугунным утюгом. После очередного концерта я додумался до нового подвига Геракла: в красных шароварах с чёрными очками на носу вылез через окно и пошёл по карнизу здания храма. Закачался и упал на землю, едва не сломав руку. Возле меня очутился дивный чёрный пёс, волкодав по кличке Мартын. Он облизал моё лицо и вежливо предложил: Давай покатаемся!

Я согласился. Уселся ему на спину и, держась за густоволосяную холку, торжественно двинулся вокруг церкви. В это время оттуда повалил народ, с абхазским пылом, клятвами и объятиями обсуждавший прошедший концерт.
- Мамой клянусь! – кричал один из них, представитель районо, прижимая руки к сердцу – какие дети прекрасные! А этот ведущий, в красных шальварах, да это просто будущая звезда эстрады! Э-э-э, так вот он едет на Мартыне…
Все уставились на мальчика, торжественно объезжавшего храм, он же Дом культуры.

- Так могут поступать только джигиты! – объявил предыдущий оратор. – Ездить на волкодаве – это надо уметь! Потом на коня сядет. А стрелять он умеет – я видел в тире. Но шашкой махать уже не надо – не те времена. Мамой клянусь – мальчик будет офицером. И папа у него офицер. Чего ещё ждать от этого аккуратного мальчика? Только драк и хулиганства.

Он был провидцем. Мальчик на волкодаве, в шароварах и с чёрными очками на горбоносье, мог стать только отъявленным забиякой, военным моряком, участником нескольких войн, командиром и филологом. Что ещё могло получиться из эдакого фрукта? Когда я в третий раз объезжал бомборскую церковь, то оставшиеся в живых после увиденного зааплодировали.
Одна из женщин воскликнула:
- Это будущий Чарли Чаплин СССР!
На что я, тормознув Мартына, слез и вежливо сказал:
- Я дублем быть не желаю. Я – Анвар Исмагилов!
- Мамой клянусь – воскликнул тот же самый определитель судеб, - это будет великий человек!!!
На что я скромно ответил, тщательно разглядывая летние прелести дам:
- Может быть. Не отрицаю. Мартын, марш в будку.

Тот соскучился и поплёлся, иногда оглядываясь: так было весело, так смешно, а теперь я сложу угрюмую морду на лапы и буду скучать. Ничего, сказал я ему вслед, у каждого своя судьба. Да я понимаю, ответил Мартын, но с тобой веселее. Ты хороший и добрый.
- Ничего, дружок, мы ещё покатаемся, - ответил я, - только ты не грусти.
- Извините, уважаемый, а с кем вы разговариваете?! – изумился дядька.
- Да с Мартыном, он в будку не хочет, я его уговорил.
- А может, вы и с коровами умеете говорить?
- Нет, с ними скучно, они только о жвачке думают.

Дядька задумался. Я продолжал изучать складки и переливы дамских прелестей. Они, по-моему, зарделись. Имею в виду. дамы, а не прелести. Хотя, кто его знает.
- А скажите, с птицами вы говорите?
- Да запросто. Особенно с курами. Полные дуры.
- Вы откуда в таком возрасте женскую психологию знаете?
- Книги читаю. И от природы.
- А русский язык откуда?
Тут я взвился:
- От верблюда! В Туркмении родился, там и научился. Ещё вопросы есть?
.- Ёкарный бабай! – воскликнул восхищённый дядька. – Этим мальчиком мы ещё будем гордиться! Прямо какой-то Микеланджело!
- Вы забыли добавить – Буонаротти, - сухо заметил я.
- Вай мэ! – воскликнул дядька, - он ещё и отчество знает!
Тут я не выдержал:
- Это не отчество, а родовое имя. А Микеланджело означает ангел Михаил. Или архангел, если угодно.

- Вот видите, уважаемые товарищи, какие кадры мы выращиваем! Прямо Геродот, понимаешь. Или даже Страбон. Не так ли, Олимпиада Язоновня?
На что старшая пионервожатая подобострастно ответила:
- Что тут говорить? Чудо-ребёнок. Правда, хулиган и драчун.
- Ну что вы, в самом деле, это не самый большой недостаток для мужчины.
Дядька пожал мне руку и удалился со всей ордой гостей. Олимпиада Язоновна молча смотрела на меня, вздохнула, и выдохнула:
- Трудно, Анварчик, будет тебе жить. Больно уж ты смелый.
- Каким родился, таким и сгожусь. Я буду офицером.
- Да это по тебе видно. Лишь бы тебя не убили. Жалко будет. Ты хороший.
- Мадам, этот комплимент услаждает мои уши!
- Да ты где таких слов нахватался?!
- Они ко мне сами приходят.
- Ведь вижу, что врёшь, но врёшь красиво. Бог с тобой, домой иди.

И я пошёл. По дороге на выходе из школы взял у старика абхаза фиолетовую пузырчатую чурчхелу, ореховую палочку, залитую виноградным соком, задумчиво ел и думал, о том, как пойду служить, в военное училище, и так далее.

Всё сбылось. А жаль. Надобно было потратить молодость и зрелость не на войну и  разведку,  а на мирную жизнь, на сладкое ращение детей, на любовь к жёнам, к астрономии, фотографии, прочим дивным чудесам земной жизни. Созерцать небеса, не глядя под ноги, не совершать военные подвиги, а быть простым обывателем, смирным и обаятельным.

Но ведь это был мой путь, как пел Фрэнк Синатра.

А проснёшься назавтра – что же ты совершил?

Что, не хватило сил?..

Вот и ходи на работу с девяти до шести,
чтобы авоську домой принести.
Яйца, помидорчики и огурцы,
триста граммов позорнейшей колбасы,
булку хлеба, кефира бутылку,
выслушать женину речь-придирку,
стараясь молчать.
Мощная благодать!

Такой была советская славная жизнь, где 120 рэ стоила пара джинс.

Но не один ты такой! Нас миллионы,
живших и преодолевших времена оны.

Что же до волкодава – я слез со спины, и он мне нос облизал. Жарко дыша громадной пастью, он смотрел на своего наездника с уважением. Я его обнял, угостил карамелью, лежавшей в кармане.
Он с отвращением скушал сладкую гадость.
Я неожиданно понял, что это лишь человечья радость,
и сказал: иди-ка домой,
чёрный могучий богатырь ты мой.
Он поднял хвост, помочился у ближайшего дерева,
оглянулся и басом ревучим гавкнул на всю округу.
Привет, так сказать, ближайшему другу.

Потом его увели на высокогорные пастбища. Сторожить стада.
Больше я его не видел. Но легенда о пижоне, сидящем на волкодаве в красных шароварах и с чёрными очками на носу, как мне пишут, блуждает по сию пору.